Если помните, Ирина из Астрахани недавно
упомянула про конкурс моделей ученического
самоуправления. Я её об этом переспросил, и
она ответила мне, что искать положение
нужно в приложении «Граждановедение» к «Учительской
газете».
Я зашёл на сайт «Учительской газеты» и
нашел там массу интересного по нашей теме.
Итак, даю подробные инструкции.
Пункт номер один. Заходите на сайт «Учительской
газеты»: http://www.ug.ru/
Пункт два. На левой панели находите
календарик под названием «Архив номеров» и
щелкаете на цифру 17. Открывается страничка
17-го номера УГ.
Пункт 3. На правой панели ищете заголовок «Граждановедение».
Щелкаете его мышью. Открывается
соответствующий номер приложения «Граждановедение»
к соответствующему номеру УГ. А уже там вы
видите следующее (даю отрывки):
----
Будущие губернаторы и мэры
Положение о
Всероссийском конкурсе моделей
ученического самоуправления
общеобразовательных учреждений
---
В нём много чего
написано, в том числе:
---
Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится с мая 2003 г. по июнь 2004 г.
Первый этап — май 2003 г. — декабрь
2003 г. — региональный этап Конкурса.
Участники Конкурса присылают
подготовленные материалы по адресу органа
управления образованием субъекта
Российской Федерации с пометкой.
Региональное жюри Конкурса отбирает в
соответствии с нижеприведенными
критериями лучшие работы и направляет их до
15 декабря 2003 г. (дата определяется по
почтовому штемпелю) по адресу: 101856, Москва,
Чистопрудный бульвар, д. 6, Управление
воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи Министерства образования
Российской Федерации. С пометкой «Всероссийский
конкурс моделей ученического
самоуправления».
В случае, если в субъекте Российской
Федерации не проводится 1-й этап Конкурса (не
сформировано жюри 1-го этапа), авторы вправе
самостоятельно направить свои работы для
участия во 2-м этапе Конкурса.
Второй этап — январь-март 2004 г. — заочный
федеральный этап Конкурса. Отобранные на
региональном этапе Конкурса и присланные в
Минобразование России материалы участвуют
в заочной экспертизе, которая проводится
экспертами, назначенными оргкомитетом
Конкурса.
Эксперты осуществляют отбор полученных
материалов в соответствии с ниже
приведенными критериями для участия в
очном финале.
Третий этап — май-июнь 2004 г. — очный
финал Конкурса проводится в виде:
1) Всероссийская научно-практическая
конференция «Школьное ученическое
самоуправление: вечера, сегодня, завтра». О
сроках и месте проведения будет сообщено
дополнительно.
2) Проведение профильной смены
победителей Конкурса во Всероссийском
детском центре «Орленок» в июне 2004 г. в
рамках гражданского форума. На смену
приглашаются активисты ученического
самоуправления из общеобразовательных
учреждений, победившие на втором этапе
Конкурса.
------
В том же номере «Граждановедения» вы
видите объявление о том, что на страницах
газеты в течении целого года будут идти
дистанционные курсы по теме школьного
ученического самоуправления с
еженедельной публикацией материалов.
Отрывки:
----
Межрегиональная
общественная организация детей и молодежи
«Новая цивилизация», кафедра социально-политического
образования и права АПК и ПРО МО РФ и
редакция «Граждановедения» (приложение к «Учительской
газете») объявляют об открытии заочных
курсов «Технология ученического
самоуправления» на 2003/2004 учебный год.
Условия зачисления
на курсы. Для официального зачисления на
курсы необходимо:
заполнить и
прислать по адресу редакции анкету
слушателя (см. образец ниже);
заполнить и
прислать анкету «Школьное самоуправление
сегодня: проблемы и перспективы»;
выслать копию
квитанции о подписке на газету «Граждановедение».
Сроки проведения
курсов. Курсы проводятся с 1 мая 2003 г. по 1 июня
2004 г.
Формы обучения
Еженедельная
публикация учебных материалов по всем
темам программы курсов в газете «Граждановедение».
Каждая тема программы будет опубликована в
специальной рубрике «Заочные курсы «Технология
ученического самоуправления»
Консультирование
слушателей курсов — публикация
ответов на вопросы в газете в специальной
рубрике «Консультация»
Рецензирование
материалов зачетных работ, присланных
слушателями (каждому слушателю высылается
официальная рецензия по указанному им
адресу).
----
Там же вы найдете и программу курсов.
И, в каждом следующем номере «Граждановедения»
(кроме 20-го) идёт публикация нового
материала.
Переходить к новому номеру приложения
придётся скачками по заковыристой
навигации сайта. То есть вы тыкаете в
следующий номер УГ на календаре,
отыскиваете там приложение «Граждановедение»
к данному номеру, и там уже всё увидите.
Первые 4 материала занимают в ворде 12
шрифтом 54 страницы. Сколько же еще будет!
Авторы – коллектив под руководством А.С.Прутченкова.
---
Александр Сергеевич Прутченков, доктор
педагогических наук, профессор кафедры
социально-политического образования и
права АПК и ПРО МО РФ, главный научный
сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО,
начальник отдела подготовки кадров и
научно-методического обеспечения МООДиМ «Новая
цивилизация».
----
Должен сказать вам, что – это был редкий
случай – в столь большом объёме
прочитанного материала по теме
ученического самоуправления я обнаружил
лишь один тезис, с которым я категорически
не согласен. И обнаружил множество тезисов,
которые абсолютно совпадают с моим
подходом. Поэтому вместе с вами буду
внимательно следить за дальнейшим ходом
мыслей авторов нового методического
ресурса.
На мой субъективный взгляд, местами в
тексте слишком много жёсткости, «убойной
силы». Иногда он, наоборот, «засыпает»,
превращаясь в традиционно-академический.
Не удержусь от цитирования примеров того,
за что «зацепился» при чтении:
-----
Неверное толкование (использование)
юридических терминов. Это, пожалуй, на
сегодня самая часто встречающаяся ошибка.
Чтобы вы почувствовали ее, мы просто
приведем несколько реальных примеров из
практики различных школ.
Пример № 1: «В нашей школе
функционирует такая система
самоуправления: 1. Президент — директор
школы. 2. Парламент, включающий в себя
министерство по труду, министерство по
организации досуга, министерство по
экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: «Что такое «парламент»,
который состоит из министерств? Это же
структура другого важнейшего органа
государственной власти — правительства.
Пример № 2. «У нас сложилась хорошая
практика. Учителя обращаются в школьную
думу, если требуется какая-либо помощь,
скажем, в оформлении сцены или подготовке
лыж к зиме».
Но при чем здесь школьная дума? Может
быть, подготовкой лыж к зиме должен
заниматься кто-то другой? Или те же дети, но
уже не в роли депутатов школьной думы?
Пример № 3. «В нашей школе был
разработан административно-хозяйственный
кодекс (конституция) школы, который
действует уже 4 года».
Здесь даже трудно что-то
комментировать. Коллеги, давайте уважать
Конституцию. Она не может быть
административно-хозяйственным кодексом!!!
Между прочим, за этим стоит очень серьезная
проблема эффективности всей системы
гражданского воспитания, если педагог не
видит разницы между конституцией и
административным (и тем более
хозяйственным) кодексом.
----
Еще:
----
Принципы единоначалия для
образовательного учреждения, введенные
федеральным законодательством, уже четко
указывают на то, что такая форма
организации деятельности, как «соуправление»,
подразумевающая двойные, тройные и более
начала в управлении, недопустима. Говорить
исключительно об «ученическом
самоуправлении» также не приходится, так
как необходимо четко соблюдать сочетание
принципов единоначалия, осуществляемого
исключительно директором образовательного
учреждения, и самоуправления, которое
гораздо шире «ученического самоуправления».
Другое дело, что мы можем говорить об «ученическом
самоуправлении» как о воспитательной
программе, но тогда надо четко понимать, что
такое «самоуправление» будет четко
позиционировано по отношению к общему
школьному самоуправлению так же, как от
него отделено преподавание различных
учебных предметов и проведение
воспитательных программ.
Таким образом, нормотворчество
российских законодателей в области
образования, безусловно, связано с
принципами самоуправления. Само это
понятие уже утвердилось как в
профессиональной, так и общеразговорной
лексике. Исходя из этого, мы считаем, что
понятие «школьное ученическое
самоуправление» в наибольшей степени
подходит и к реализации большой программы
включения молодых людей, обучающихся в
образовательных учреждениях, и их
родителей в процесс управления
образовательным учреждением, и к ведению
гражданского воспитания молодежи.
Для тех исследователей и практиков, кто
считает, что понятие «самоуправление» не
отвечает выстраиваемой ими концепции
реализации форм организации управления
образовательными учреждениями и ведению
воспитательной работы в них, мы оставляем
широкое поле деятельности по обоснованию
своей позиции и по ее защите в
представительных и законодательных
органах власти разных уровней.