Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школьное ученическое самоуправление


Информационный Канал Subscribe.Ru

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/
doroga@karelia.ru
______________
Добрый день всем!
Предлагаю Вашему вниманию новый выпуск ШТЗ.
Денис
 
Школа - территория закона
Правозащитная газета Юниорского союза "Дорога"
№ 20, январь 2003 г.

НОВОСТИ

***

На зимних каникулах Детский правозащитный пресс-центр Юниорского союза «Дорога» провёл съёмки нового правозащитного ролика. Тема - проблема нарушения права на бесплатное образование. Сейчас ролик монтируется, и скоро вы сможете его увидеть. В телевизоре. Благодарим за помощь администрацию школы № 9.

 

***

В одной из школ города П. учитель истории пользуется очень странным методом выставления оценок. За три ошибки её ученики  могут получить как оценку «5», так и оценку «3». Всё зависит от того, как ты учишься по другим предметам.

 

***

На уроке русского языка одной из школ нашего города учитель ударил ученика линейкой по голове только за то, что он посмел глотнуть лимонад именно на её уроке. А потом сама же и удивляется – почему у наших учеников никаких знаний в головах нет? Так вы же сами их вытрясли!

 

***

В школе №Х на уроке алгебры учитель лишил ученика его собственности – родной тетрадки! Она отобрала и разорвала её только за то, что мальчик не успел решить упражнение. Да ещё и из класса выгнала, пообещав отвести его к директору.

 

 

Тема номера

КОГДА НАЧАТЬ ПРАВА КАЧАТЬ

 

Редакцию газеты «Школа - территория закона» очень часто упрекают. Упрекают в том, что мы много рассказываем о нарушениях прав человека в школах нашего города, но мало даём советов, как действовать в таких ситуациях и как правильно защитить свои права. Что ж, начнём исправляться! Итак...

Конечно, есть всякие суды, правозащитные организации, но это кажется нам, школьникам, таким далёким и непонятным. А можно ли защититься именно в школьной среде? Конечно можно!

Для начала попробуй поговорить с учителем, нарушившим твои права. Но только не старайся кричать во время урока: «Вы нарушили мои права, вы не имеете права!» Разрешить конфликт таким способом не удастся. Подойди к нему после урока, и постарайся спокойно обсудить ситуацию.

Например,  сидишь ты на математике и разговариваешь с другом. Причём не телепатически, а открыто. И наша уважаемая Марья Ивановна называет тебя каким-нибудь нехорошим словом и даёт подзатыльник. Ну и другу тоже за компанию. И вот ты спокойно дожидаешься конца урока, подходишь к Марье Ивановне, строишь слегка виноватую рожицу невинного ребёнка и говоришь ей: «Марь Ванна, я, конечно, понимаю, что и сам был не прав, но когда вы меня оскорбили и ударили, мне было очень больно и обидно». А педагог скажет: «Иди мальчик, гуляй!» А ты сообщаешь: «Марь Ванна, я боюсь, что в таком случае мне придётся написать заявление о проведении дисциплинарного расследования по этому факту».

Дальше ситуация может развиваться двумя путями. Первый – учитель пугается таких длинных, страшных и непонятных слов и извиняется перед тобой и твоим соседом.  А второй (и очень вероятный) – учитель тебя просто не поймёт и скажет: «Ну, иди и пиши». Тогда ты идёшь, пишешь заявление и с чистой совестью несёшь его директору. Свои действия можно подкрепить Законом об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, в котором сказано примерно вот что:

Если работники школы нарушают права ребёнка, ученики вправе потребовать от администрации школы провести дисциплинарное расследование. В комиссию, которая будет проводить расследование, школьники могут направить своих выборных представителей.

Комиссия проведёт расследование и установит, было ли нарушение прав ученика. Если было, учителя накажут, и это наверняка поможет ему начать уважать права школьника. А если не накажут, тогда ученики могут через выборных представителей обратиться за защитой своих прав в вышестоящие органы.

Но это далеко не единственный способ защиты нарушенных прав. В том же законе сказано, что ученики могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, в том числе на территории и в помещении школы. И администрация не сможет вам в этом отказать. Но только нужно выполнить условия проведения таких митингов или собраний. Эти условия должны быть написаны в Уставе школы.

Кстати, об Уставе школы. Там прописано, какие у тебя есть права или как тебя (или учителя) могут наказать за тот или иной поступок. И этот документ должен висеть в школе на видном месте, а не храниться в недрах сейфа в кабинете директора. Это не мы придумали – так говорится в Законе об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации.

Во всяком случае, с уставом своей школы должен быть ознакомлен каждый ученик.  А для того, чтобы  больше знать о своих правах, и знать, что нужно делать в самых распространенных случаях нарушений твоих прав  -  читай газету «Школа - территория закона».

 

 

По следам наших выступлений

 

Прошлый выпуск газеты «Школа – территория закона» никого не оставил равнодушным. Больше всего эмоций и возмущений вызвала статья о том, как учитель ОБЖ заставлял учеников заклеивать окна.

После того, как я в своей школе повесила новый номер газеты, учителя сразу почуяли неладное и, конечно же, обо всем догадались.

И вот на уроке биологии мне приходит записка от одноклассницы: «Я на перемене видела двух учителей, они обсуждали этот выпуск газеты, и говорили, какая она плохая, и, в конце концов, ее сняли».

Я была просто вне себя от возмущения, думаю: «Закончится урок, пойду разбираться».

Но ждать конца урока не пришлось… Не прошло и десяти минут, как те самые учителя вызывают меня с урока (типа поговорить).

Разговор начался с таких слов: «Вот тебе газета, директор запретил ее вывешивать и сказал вернуть ее тому, кто ее принес.»

А продолжился душетрепещущим диалогом:

Я: Извините, с каких это пор я не могу распространять информацию?

Педагог: Ты можешь приносить эту газету в школу, давать почитать ее своим одноклассникам, но вывешивать на обозрение всей школы - нельзя!

Я: Почему?

Педагог: Ну давай посмотрим хотя бы твою статью про нашу школу...

Я:  С чего вы решили, что это про нас?

Педагог: Не надо тут придуриваться, мы и так знаем, что это про нашу школу. Это ты писала заметку?

Я: Да

Педагог: Так вот, у тебя здесь написано: «учителя-защитники». Это, видимо, мы. Я даже была немного расстроена, ведь неприятно, когда тебя так называют. А еще, вот тут у тебя написано «Потом учитель достал из шкафа грязные матрасы…»

Я: Это образное выражение, хотя он действительно достал какую-то вату, неизвестно какой древности.

Педагог: Ты это писала со слов своей подруги?

Я: Да!

Педагог: А почему ты не обратилась к учителю, не выслушала его мнение, не пошла к директору?

Я: Извините, но я не собиралась проводить журналистское расследование.

Педагог: Ладно, но все равно я считаю эту статью не совсем корректной.

Я: Я так понимаю, это претензия к журналистской работе. Мне принять это как совет?

Педагог: Хорошо, считай, что это просто совет, и больше таких статей, неправдивых, не пиши. Да, и еще тебя вызывала по этому поводу  директор.

А дальше, естественно, им захотелось обсудить,  почему мы не защищаем права учителей и так далее, и тому подобное... Разговор продолжался до самого конца урока...

На перемене весь класс узнал, что разговор происходил из-за газеты «Школа – территория закона» и решил посмотреть, что это я там такого написала. Взяли все имеющиеся у меня экземпляры и начали читать вслух. Тут же появились очень интересные предложения: «Классная статья, все правильно. Давай повесим на дверь кабинета ОБЖ!»

На следующий день я отправилась к директору. Оказалось, что на самом деле газету никто вывешивать не запрещал. Всё дело в том, что нашу школу украшали, и администрация не хотела, чтобы учебное заведение завешивали бумагой.  Зато теперь «Школа – территория закона» висит не в одном экземпляре, а в нескольких. И причём все в разных классах.

...Всё в школе вроде бы хорошо, но учитель по-прежнему заставляет заклеивать окна.

 

От редакции:

Уважаемые учителя!

Если Вам есть что сказать о нашей газете, если Вы хотите выразить своё мнение о наших публикациях – ПИШИТЕ В РЕДАКЦИЮ вместо того, чтобы прорабатывать журналистов! Мы обязательно напечатаем Ваши отклики!

Наш адрес: проспект Ленина 38, для Юниорского союза «Дорога». Если Вы знаете, кто в вашей школе развешивает газету – передайте отзыв через этих ребят. Они контачат с редакцией и обязательно передадут Ваши материалы. А если у Вас есть доступ к электронной почте – наш адрес doroga@karelia.ru

 

Школьный опрос

 

То, что в школах Петрозаводска нарушаются права учеников, уже давно ни для кого не секрет. А приходилось ли самим школьникам защищать свои права? И как они это делали? Именно эти вопросы мы задали ученикам разных школ города. И вот что они отвечали:

 

Нет, не приходилось. Я учусь в лицее, и чтобы попасть в наше учебное заведение, нужно выдержать сложный экзамен. Хоть нас и знакомят со своими правами, лучше их не защищать. Если учителя обидятся, то могут даже начать заваливать и, в конце концов, отчислить из лицея. А возвращаться в обычную школу никому не хочется.

(Оля, 15 лет)

 

Лично мне не приходилось. Я себя хорошо веду на уроках, ко мне учителя не придираются. А мои одноклассники обычно обижаются, если их учитель обидел, и стараются сделать ему какую-то пакость.

(Марина, 12 лет)

 

Конечно, защищал! И не раз! Нас на уроках права учили, как это делать. И  теперь стоит учителям нарушить наши права, весь класс как будто взрывается. Так что защищаться мы умеем. Ну, делаем мы это обычно так: учитель кого-то оскорбил, и все начинают кричать, что он нарушил наши права. Учитель пугается такого гвалта и извиняется. Очень хороший способ.

(Дима, 13 лет)

 

Я считаю, что ничего защищать не нужно. Я, например, идеально веду себя и учусь, поэтому с нарушениями моих прав не сталкивалась. А наших мальчишек учитель часто вынужден обругать или дать подзатыльник, чтобы они успокоились и не мешали вести урок. Иначе они не понимают. Так что они сами во всём виноваты, а учитель никаких прав не нарушал, а просто навёл порядок на уроке.

(Вика, 12 лет)

 

Мои права защищают родители. Самой не приходилось. Если меня учителя посмеют обидеть, я расскажу родителям, и они пойдут к директору. Поэтому на меня обычно не наезжают.

(Алина, 14 лет)

 

Приходилось, когда была классе в 6-8.  А потом поняла, что не стоит портить отношения с учителями. В 9 могут на экзаменах завалить, а потом не взять в 10 класс. А 10-11 – это чисто подготовка к вузу. Там уже понимаешь, что надо  учиться, а не права качать. А как я их защищала – не помню. Когда учителя обижали – жаловалась родителям и классному руководителю.

(Аня, 15 лет)

 

Когда как. Если я сам виноват, что меня обозвали, то я, понятно, промолчу. А если просто так, то я обычно огрызаюсь.

(Никита, 13 лет)

 

Конечно, приходилось! Если, например, учитель меня обзывал, то я сразу говорил: «Не имеете права меня обзывать!»

(Андрей, 13 лет)

 

Я стараюсь не провоцировать учителей. Тогда и никакие права защищать не придётся. И им спокойнее и мне. А если всё-таки что-нибудь случится, то я извинюсь или промолчу. Учителя ведь просто так не будут нарушать твои права.

(Катя, 12 лет)

 

Я стараюсь защищать свои права, но не всегда это получается. А иногда даже сложно понять, нарушение это или нет. А если ты сам провинился, то просто неудобно ещё и обвинять учителя в его неправоте. Даже если он тебе подзатыльник дал или оскорбил.

(Алёша, 14 лет)

 

Да, приходилось! Я иногда разговаривал после урока с учителем или просил помочь завуча по воспитательной работе. А вообще мне не часто приходится этим заниматься.

(Паша, 14 лет)

 

Да, итоги впечатляют… Большинство школьников не стремится защищать свои права и не считает, что это нужно. 42% опрошенных живут по принципу «я ничего не делаю, и меня не трогают». Но всё-таки 58% учеников как-то реагируют на случаи нарушений их прав. Правда, только 26% делают это законными способами.

 

 

Школьные истории

 

АНТИ ДЕД МОРОЗ

Прямо перед началом зимних каникул в школу №Х пришёл Дед Мороз. Поздравил учеников одного из классов и подарил подарки – большие шоколадки. А один мальчик взял и открыл её прямо на уроке обществознания. Но почему-то учитель и этот ученик просто не выносили друг друга. Преподаватель заметила шоколадку и отобрала её. А потом на глазах всего класса красиво отправила её в мусорную корзину. В результате класс в шоке, у мальчика испорчено праздничное настроение, а Дед Мороз зря потратил свои деньги.

 

КАК ВЫГОДНО БЫТЬ ЛЮБИМЧИКОМ

В одной из школ нашего города учитель физики очень странным образом выставляет оценки. По новой системе. Если у тебя есть две «2» (пусть даже исправленные на «5»), то хорошей оценки за четверть не жди. Проведя небольшой опрос, ученики одного из классов пришли к выводу, что эта система придумана для ребят, которые чем-то обидели педагога или ребят из её класса. А для «своих» учителю ничего не жалко. Даже если у них четыре «2»… Вот вам и непредвзятость преподавателей.

 

СТАРШИХ НАДО УВАЖАТЬ!

Наш класс развлекался на перемене. До звонка оставалось ещё 3 минуты, когда в кабинет вошёл учитель и приказал: «Все по местам! Звонок по моим часам уже должен был быть, его, видимо, просто забыли подать. Начинаем урок. И не возмущайтесь мне тут!»

Последняя реплика была адресована моему однокласснику, который громко рассуждал что-то  насчёт прав и личного времени. Это было последнее, что он успел сказать. Возмущенный педагог приказала ему покинуть класс. Не дождавшись исполнения требования, учитель помог ему это сделать и вышвырнул следом портфель.

В течении урока весь класс понял, что о них думает преподаватель. Крики и ругань почти не прекращались, хотя никто не смел произнести ни слова.

Когда прозвенел звонок, и все радостно вскочили со своих мест, учитель сказал: «Из-за вас и вашего слишком умного одноклассника я не успела дать материал. Так что все сели и продолжили решать задачу!»

Класс был отпущен только со звонком на следующий урок. И ребята никак не могли понять, почему к ним так изменилось отношение учителя.

 

Наша реклама

Если ты хочешь научиться снимать и монтировать телесюжеты, а потом увидеть их в новостях карельского телевидения; если ты хочешь научиться писать газетные статьи, а главное узнать о своих правах и научиться их защищать –

стань активистом

Детского правозащитного пресс-центра!

Мы ждём тебя по вторникам и четвергам в 16:30 по адресу проспект Ленина 38 (круглый дом на площади Гагарина, общий вход с магазином Ультра, Юниорский союз «Дорога»).

 

***

Если ваши права были нарушены, и вы хотите поделиться этим или узнать, как поступить - сообщайте  редакции.  Наш адрес: проспект Ленина 38, для Юниорского союза «Дорога». Если вы знаете, кто в вашей школе развешивает газету - передайте материалы через этих ребят. Или пишите по электронной почте - наш адрес: doroga@karelia.ru

 

_________________________

Школа – территория закона

№20, январь 2003

Детский правозащитный пресс-центр.

Юниорский союз «Дорога». Тел. 76-20-05 (понедельник-четверг с 16 до 18 часов)

E-mail: doroga@karelia.ru

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное