Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Учебник школьного ученического самоуправления, параграф 9


Информационный Канал Subscribe.Ru

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

Ведущий рассылки – Денис Рогаткин

Юниорский союз «Дорога»:

http://sos.karelia.ru/doroga/

doroga@karelia.ru

______________

 

Добрый день всем!

Наконец-то у меня появилась возможность написать новый параграф учебника - и вот результат. Текст свеженький, еще сырой, так что жду от вас замечаний, отзывов, поправок и вопросов. Содержательно параграф завершает вторую главу о правовых основах ученического самоуправления. В ней будет еще одни параграф - разбор писем вымышленных читателей (см. на нашем сайте последний параграф первой главы, по номеру - четвёртый). Принимаются пожелания  ;-)

Для тех, кто хочет познакомиться с проектом "Индейцы Карельского леса", над которым Юниорский союз "Дорога" работал до и после весенних каникул (в итоге получилось девять десятиминутных серий детского реалити-шоу, сейчас  завершается его показ по местному телеканалу), есть возможность зайти на страничку этого проекта. Для любителей проводить игровые лагеря это, возможно, будет некоторым методическим подспорьем:

http://sos.karelia.ru/doroga/dela/reality/

Также неделю назад мы провели лагерь с школьными активистами по теме "Ученическое самоуправление и толерантность". Если у кого-то есть интерес, можем подумать о совместном лагере школьных активистов летом.

Успехов!

Денис

____________________

 

Учебник школьного ученического самоуправления

 Параграф 9. Берём власть - 3.

Сегодняшняя встреча Профессора с его юными друзьями вновь посвящена теме полномочий ученического самоуправления. Наши собеседники продолжают знакомиться с положением об ученическом совете, действующем в школе Васи Активистова.

Профессор Дорога: Ну, что ж, коллега Фёдор, давай-ка устраиваться поудобнее. Василий нам сегодня вновь будет читать.

Федя Пессимистов:  Роман «Война и мир», том третий.

Вася Активистов: Вот-вот, тут как раз насчёт войны и мира. Пункты 16 и 17 положения об ученическом совете очень даже воинственно начинаются: «Опротестовывать решения администрации школы…»

Федя Пессимистов: И что же это за решения такие, против которых вы можете протестовать?

Вася Активистов: Во-первых, те, которые противоречат уставу школы – об этом пункт 16. А во-вторых - те решения, которые затрагивают интересы учеников, но приняты без согласия школьного совета – об этом говорится в пункте 17.

Федя Пессимистов: Ну-ну… Знаешь что, Васечка, кончай агитировать! Лучше реши про эти самые пункты простенькую задачку. Восьмиклассникам объявили, что в следующем году они будут учиться в профильных классах: физико-математическом, гуманитарном и спортивном. И каждому ученику нужно подать заявление, в каком классе он хочет учиться. Заявления рассмотрят, и в итоге всю параллель восьмиклассников «перемешают». Бывшие друзья, которые вместе с первого класса учились, окажутся в разных классах. Они, конечно же, против, но их мнения никто не спрашивает. И как же быть?

Вася Активистов: Обратиться в школьный совет, разумеется! Если большинство учеников действительно против того, чтобы «перемешиваться», тогда школьному совету самое время поставить эту проблему перед администрацией.

Федя Пессимистов: Ну, предположим, поставят. И что? Решение-то уже принято!

Вася Активистов: Значит, начнут решать заново. Только теперь – уже вместе. Может быть, проблема в том, что ребятам ничего толком не объяснили. Тогда администрация встретится с восьмиклассниками и попытается убедить их, что профильные классы смогут дать им больше возможностей для образования. А если уговорить ребят так и не получится, то школьный совет выйдет в администрацию с другим предложением. Например, не «перемешивать» учеников, а разбить каждый класс на три группы: математиков, гуманитариев и спортсменов. И некоторые уроки проводить не по классам, а по группам. Скажем, на алгебру вместе собираются математики из всех восьмых классов. А спортсмены в это время идут на физкультуру.

Федя Пессимистов: Я бы лично в восьмом классе не смог выбрать, кем я буду: математиком, литератором или физкультурником. Представляешь: избрал в восьмом классе спортивный уклон, а потом захотел поступить в вуз на юридический. А там ведь не только приседать надо уметь!

Вася Активистов: Вот видишь! Послушал бы тебя директор школы и сказал бы: «Да, Федя, ты прав! Не нужны нам никакие профильные классы. Учитесь-ка вы и дальше в своих обычных классах. А вместо дополнительных часов на алгебру, литературу и физкультуру, которые раньше были в профильных классах, каждый из вас выберет какой-нибудь спецкурс.»

Федя Пессимистов: Вот это я понимаю!

Вася Активистов: Итак, если ученический совет не согласен с решением администрации, то он выносит протест, и дальше вопрос рассматривается заново. Теперь переходим к пункту 18. Он даёт школьному совету право создавать печатные органы.

Федя Пессимистов: Печатный орган – это собственная газета?

Вася Активистов: Да хоть журнал!

Федя Пессимистов: Для начала, пожалуй, и газеты хватит. Хочешь задачку про газету?

Вася Активистов: Выкладывай!

Федя Пессимистов: Директор узнал, что школьное правительство начинает издание газеты. Назвать её решили так: «Вслух о наболевшем». Директора, само собой, такое название насторожило. Пригласил он к себе активистов и сказал: «Я, в принципе, не против вашей газеты. Но, на всякий случай, давайте-ка вы будете мне показывать все материалы до того, как их напечатать. Если что-то не так – я смогу вас вовремя поправить». И как же быть бедным активистам?

Вася Активистов: Им ведь фактически предлагают согласиться с цензурой! А она в нашей стране запрещена Конституцией.

Профессор Дорога: Можно вспомнить и Конвенцию о правах ребенка. В ней говорится, что ребенок имеет право свободно выражать свои мнения и убеждения, в том числе передавать информацию в печатной форме. Главное, чтобы при этом не нарушался закон – например, нельзя вести пропаганду фашизма или унижать достоинство других людей.

Вася Активистов: Всё понятно. Значит, Федя, ответ на твою задачку таков. Школьный совет вежливо отказывается от услуг директора по редактированию его газеты. И берет на себя ответственность за то, чтобы в газете не было ничего неприличного. Тогда это будет действительно газета самих учеников. Читаем пункт 19. Он позволяет ученическому совету «участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности».

Федя Пессимистов:  Ничего себе замахнулись! У нас в школе один класс полгода вокруг директора кругами ходил, чтобы им классную заменили. А в итоге так ничего и не выходили.

Профессор Дорога: И в чём же проблема? Почему бы не заменить классного руководителя, коли уж ребят он не устраивает?

Федя Пессимистов: Понимаете, профессор, классная полгода ведёт против своего класса настоящие боевые действия. Ругается, оценки занижает, родителям нервы мотает… Добивается, чтобы ученики признали её авторитетом…

Вася Активистов: Вообще-то, «авторитеты» раньше в школах не водились. А водились они, как говорится, в местах не столь отдалённых…

Федя Пессимистов: Новые времена, Васечка! Так вот, классная полгода всех прессует. И вдруг – представьте - директор её убирает! Весь её авторитет как ветром сдуло бы! Вот поэтому директор и оставил всё, как есть.

Профессор Дорога: Коллеги, это ведь просто театр абсурда! Неужели директор не понимает, что ученики -  тоже люди, и школа не может допустить, чтобы над ними по полгода издевались?..

Вася Активистов: Считай, Федя, что это - твоя третья задачка. А ответ в ней таков. Перед началом учебного года школьное правительство просит у директора показать список учителей, которых хотят назначить классными руководителями. И даёт к этому списку свои поправки. Например, если шестой «Б» ненавидит Мариванну, то школьное правительство посоветует директору не назначать её туда классным руководителем. А если в течении учебного года возникнут проблемы, вроде тех, о которых ты рассказал, то ученический совет идёт к директору и предлагает поменять классного.

Федя Пессимистов: А директор и отвечает: «Руководить этим классом больше никто не соглашается! Так что менять Мариванну мне не на кого.»

Вася Активистов: Главное, он не сможет ответить, что это вообще не наше дело. В положении-то чётко записано, что наше! А остальные проблемы всегда можно решить.

Федя Пессимистов: Говорить, Васечка, всегда легко. А ты попробуй-ка, реши: вот ни в какую не соглашаются другие учителя вести этот несчастный шестой «Б»!

Вася Активистов: Кто сказал, что не соглашаются?

Федя Пессимистов:  Как кто? Сам директор!

Вася Активистов: Ясно-ясно. Я бы в этом случае поступил так. Директор даёт согласие заменить классного руководителя, а школьное правительство ищет другого педагога, который возьмёт этот класс.

Профессор Дорога: Почему бы, коллеги, и самому шестому «Б» не поискать себе нового классного руководителя? Думаю, это будет весьма поучительно. И, кстати, положительно повлияет на отношения класса со своим новым наставником.

Вася Активистов:  Ну что, Федя, решили мы с профессором твою задачку?

Федя Пессимистов:  Ладно уж! На четвёрочку вы наговорили. На двоих!

Вася Активистов: Доставайте дневник, профессор – сейчас Федя влепит Вам заслуженную двойку! А я пока дальше почитаю. Пункт 20. Он даёт нам право развивать связи с ученическими советами других школ.

Федя Пессимистов: Ну, тут всё понятно. Приглашаете к себе парламент соседней школы и обмениваетесь опытом.

Вася Активистов: Может быть, мы не только опытом обменяемся, но и вместе что-нибудь сделаем. Например, совместный лагерь актива проведем.

Федя Пессимистов: Вот и проводите, кто же вам мешает? Но в положение-то зачем это записывать?

Вася Активистов: А вот зачем. Приходят к нам ребята из парламента соседней школы, а охранник их не пропускает. «Вы, - говорит, - чужие мальчики, и нечего вам в нашей школе делать».

Федя Пессимистов: Вот теперь я понял! Подходит председатель школьного совета к охраннику, подводит его к стенду с положением об ученическом совете, тыкает пальчиком сначала в пункт 20, а потом – в подпись директора. И вопрос решен!

Вася Активистов: Смотрим пункт 21. Нам даровано право «направлять представителей школьного совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся».

Федя Пессимистов: Значит, если на педсовете разбирают поведение Коли Хулиганова, то на этом заседании может присутствовать представитель ученического совета.

Вася Активистов: И высказать там мнение учеников: надо ли Колю сурово наказать или, наоборот, наградить почётной грамотой. Переходим к пункту 22. Он даёт ученическому совету право «использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией».

Федя Пессимистов: Сейчас разберемся! Оргтехника – это всякие там компьютеры и ксероксы. Средства связи – это, наверное, телефон. У нас в школе еще радиоузел есть. А вот про какое там еще «другое имущество» говорится?

Вася Активистов: Всё, что есть в школе – это и есть имущество. От кабинетов до веников.

Федя Пессимистов:  И мы всё это можем использовать?

Вася Активистов:  Можем. По согласованию с администрацией.

Федя Пессимистов: Это как?

Вася Активистов: Приходим мы к заместителю директора по воспитательной работе и говорим: «Мы решили провести фестиваль любительских видеофильмов, и для этого нам нужен зал, телевизор и видеомагнитофон. Давайте согласуем время!» Замдиректора смотрит в свою тетрадку и говорит: «Так. Зал свободен тогда-то, видеомагнитофон и телевизор – тогда-то. Значит, в следующий четверг в 17 часов. Устраивает?»

Федя Пессимистов:  Вполне устраивает! Идём дальше.

Вася Активистов: Пункт 23. Право «участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями».

Федя Пессимистов: Значит, если происходит какой-то конфликт, то школьное правительство имеет законное право в него вмешаться.

Вася Активистов:  Не просто вмешаться, а помочь его разрешить.

Федя Пессимистов: Например, как служба примирения в вашей школе, да?

Вася Активистов: Это - один из вариантов. Иногда поссорившимся нужно помочь договориться – здесь работа для службы примирения. А иногда в конфликте необходимо защитить чьи-то права – здесь поможет правозащитная приёмная. Если же нужно, чтобы во время обсуждения какой-то острой ситуации директор и родители не забыли об интересах учеников, - самое время включиться в разговор председателю школьного совета.

Федя Пессимистов:  Ясно. Читай следующий пункт!

Вася Активистов: На очереди – двадцать четвертый. Он позволяет школьному совету вносить свои предложения в план воспитательной работы школы.

Федя Пессимистов: И зачем это? Чтобы еще больше мероприятий для галочки появилось?

Вася Активистов: Смотря как этим правом пользоваться. Можно, конечно, напредлагать чего ни попадя, и от этого у школьников только голова кругом пойдёт. А можно взять предложения заместителя директора по воспитательной работе и подумать, что действительно нужно ребятам. От чего-то уже пора отказаться, а что-то, наоборот, надо добавить. А если этого не делать, то будешь ты, Федя, каждый год на конкурсе «Мисс и мистер школы» топ-моделью работать.

Профессор Дорога: Кроме того, в план воспитательной работы можно включить и те мероприятия, которые будет проводить сам ученический совет. В этом случае вы получите гарантию того, что администрация школы окажет вам необходимую помощь.

Вася Активистов: Пункт 25. Право «представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы». Здесь всё просто. Если школьный совет приходит в мэрию и ставит какой-то вопрос от имени учеников школы, то никто не сможет сказать: «А кто вы вообще такие?»

Федя Пессимистов: И директор не скажет, мол, что это вы ходите везде, а меня с собой не берёте…

Вася Активистов: Пункт 26. «Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше».

Федя Пессимистов: О! У нас в школе как раз сейчас решается, кто поедет в Америку. По обмену с городом-побратимом.

Вася Активистов: И как же это у вас решается?

Федя Пессимистов: Тихо и мирно. Директор обещает завтра огласить весь список. Наверняка одни любимчики поедут!

Вася Активистов:  Да, печальная картина. Зато есть хороший повод объяснить ребятам, зачем им необходимо самоуправление. Ученический совет мог бы сказать директору: «Извините, Сидор Петрович, но вопрос о составе делегации мы будем решать вместе.» И договаривались бы, кого взять: тех, кто хорошо учится или же тех, кто проявляет активную жизненную позицию. Или и тех, и других поровну.

Федя Пессимистов: Да, до этого нашей школе еще далеко. Эх, доживём ли?..

Вася Активистов: Ты, Фёдор, особо не грусти: ведь это только от вас самих и зависит! Так что не страдать надо, а делать. Кстати, наконец-то мы добрались до последнего пункта. Номер 27. «Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы». Это значит, что, если в законах или уставе школы будут записаны еще какие-нибудь права ученического самоуправления, то мы тоже сможем ими пользоваться.

Федя Пессимистов: Эх, приняли бы в нашей стране хороший закон о том, что может делать ученическое самоуправление! Вот здорово было бы!

Профессор Дорога: Это, безусловно, нужно. Но обрати внимание, коллега: сейчас ученики не пользуются очень многими правами, которые уже записаны в законе. Думаю, что для начала надо научиться использовать те права, которые у вас уже есть – иначе никакой новый закон не спасёт. А затем договариваться с администрацией школы, чтобы у вас появлялись новые полномочия.

Вася Активистов: Вот тогда у учеников и появится в школе своя власть!

 

Домашнее задание:

1.      Какой пункт из тех, которые названы в этом параграфе, ты считаешь самым главным? Почему ты так думаешь?

2.      Какие новые права и полномочия ты бы добавил в положение об ученическом совете?

 

Мы ждём твоих ответов! Пиши нам по адресу: doroga@karelia.ru

Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/

 

продолжение следует

 © Д.В.Рогаткин 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное