Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Машина времени'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Машина времени

Морское судно, если присмотреться повнимательнее, является моделью машины времени.

Как вы знаете, коллеги, на судне течёт своё, судовое время. Забавно, не правда ли? На самолётах часы считаются по времени страны отлёта или по времени страны прилёта. На космических кораблях также время фиксировано. Все автомобили, как и их водители,  привязаны к местному, региональному времени. А вот у морских судов имеется своё, собственное судовое время! И ключи от этого судового времени находится в руках капитана - по своему усмотрению капитан может менять судовое время то вперёд, то назад. Конечно, капитаны не злоупотребляют этой своей (божественной) привилегией. J В большинстве случаев перевод судового времени диктуется производственной необходимостью. Ведь если судно двигается на восток, то Солнце встаёт из-за горизонта с каждым днём всё раньше. И если, скажем, на меридиане Гринвича, например, восход происходит в 6 часов утра, то в Аденском заливе уже на 3 часа раньше, чем в Гринвиче, а на западном побережьи Индии и того раньше – на целых 5 часов по сравнению с Гринвичем.

Конечно, на подходе к Индии никто не будет держать судовое время по гринвичскому времени, т.е. на пять часов позади местного. Ведь и вахта, и судовые работы как-то привязаны к местным условиям в порту. Я уж не говорю о том, что счёт сталии привязан к местному времени. Поэтому, при движении судна на восток, периодически (в зависимости от скорости судна) возникает необходимость в корректировке судового времени для приведения его в соответствие с местным. Практически это осуществляется одновременным переводом стрелок всех судовых часов на час вперёд. Представляю, как на современных линейных контейнеровозах, скорость которых превышает 20 узлов, наверное, приходится «дёргать» часы чуть ли не через день при следовании из Европы в Азию.

Кстати, в руководствах СУБ, которые мне приходилось видеть, я что-то не встречал описания процедур, касающихся судового времени. А между тем, любое событие повседневной жизни судна отмечается в судовых журналах именно по судовому времени, установленному капитаном!

И, как мне представляется, такая «сверка часов», осуществляемая на каждом судне, идущем в океане – неплохая иллюстрация к необходимости учитывать в повседневной жизни объективную реальность всеми людьми, независимо от цвета кожи, религиозных или политических предпочтений.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное