Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Наследие проклятого прошлого'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

«Наследие проклятого прошлого»

 

Этот широко известный журналистский штамп как нельзя лучше подходит к описанию ситуации, которая сложилась в госуправлении морскими делами, в частности, в Украине.

В 90-х, когда в результате т.н. «перестройки» начала рушиться экономика и пошли задержки с выплатами жалования, чиновники средней руки закручинились. Шутка ли дело; руководишь-руководишь, а кормить семьи нечем. Изворотливый чиновничий ум тут же предложил выход – если государство не платит из бюджета, то надо оцифровать государственные функции в денежный эквивалент. В обход бюджета. То есть - себе в карман.

И руководство государства тогда согласилось с такой схемой финансирования системы госуправления в обход госбюджета. Согласилось ради сохранения управляемости. Тем самым, джинн коммерциализации государственных функций был выпущен из бутылки.

Потом, после того как расплодилась масса псевдо-государственных «контролирующих структур», государство попыталось исправить ситуацию с коммерциализацией государственных функций. В частности, законом «Об источниках финансирования органов государственной власти» было установлено, что выполнение государственных функций в Украине осуществляется исключительно за счёт государственного бюджета. Как предполагалось, таким способом можно контролировать государственные расходы и число госслужащих.

Однако запущенный в 90-х механизм коммерциализации государственных функций в морской индустрии Украины не остановился. Не остановился из-за того, что в 1995 году в Украине был принят Кодекс торгового мореплавания, который, в частности, устанавливал порядок взимания портовых сборов с судов в портах. С тех пор порядок расходования портовых сборов был самым лакомым куском всех морских государственных чиновников. Следует заметить, что в госбюджет поступает лишь часть от суммы взимаемых портовых сборов. Большая часть портовых сборов, собираемых с судов в портах, в императивном порядке, напрямую, минуя госбюджет, идёт на счета различных государственных предприятий, учреждений и организаций, занимающихся обеспечением безопасности судоходства.

В чём здесь фокус? А фокус вот в чём: обеспечение безопасности граждан – функция государства. Для этого существуют и система внутренних дел, и вооружённые силы. МВД и МО финансируются из госбюджета, а их работники являются госслужащими. Это все знают и с этим согласны. А вот обеспечение безопасности судоходства, по мысли чиновников, может финансироваться не только за счёт госбюджета. А, в том числе, за счёт «собственных средств предприятий, учреждений и организаций». Не удивляйтесь, именно такая формулировка содержится в проекте Концептуальных основ политики Минтранссвязи в сфере безопасности на транспорте, опубликованном в июле этого года на официальном сайте Министерства. Такая формулировка из проекта ни что иное, как свидетельство коммерциализации государственных функций. Но самое неприятное не это. Самое неприятное это то, что некоторые, не в меру ушлые господа, так приноровились торговать государственными функциями в 90-х, что и сейчас никак не могут остановиться.

Теперь это делается так: сначала создаётся некая государственная структура (предприятие, учереждение) в сфере управления министерства, потом этой структуре поручается выполнение государственных функций (например, надзора или контроля). Заключительный аккорд – финансирование этой структуры назначается за счёт портовых сборов или из других, «не запрещённых законом источников». По форме, вроде, правильно, а по сути – форменное издевательство. Получается, что государство: во-первых, расписывается в своей слабости, поскольку оно не в силах исполнять свойственные ему функции. Во-вторых, создаёт кормушку (эдакую «монопольку») для отставных чиновников с гарантированным источником прибыли в виде «оказания услуг по надзору». Доход такой государственной структуры формируется исключительно за счёт оказания публичных (государственных) услуг. Именно так были созданы Агентство морской безопасности, Госфлотинспекция, Инспекция главного государственного регистратора флота Украины.

Вот и в Указе президента от 20.05.2008 «О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского государства» идёт речь «о создании при Министерстве транспорта и связи Украины государственного предприятия – национального логистично-фрахтового центра с целью развития фрахтовой, экспедиторской, агентской и логистической деятельности». Не удивлюсь, если этому «Центру» будет делегировано выполнение государственных функций контроля.

Конечно это – порочная практика. И ей уже давно пора положить конец, поскольку такая практика только стимулирует чиновников для поиска новых «ниш» из числа публичных (государственных) услуг, которые могли бы быть коммерциализированы. Пока такая порочная практика не будет прекращена – национальной морской индустрии  в добровольно-принудительном порядке постоянно будут навязываться всё новые и новые поборы под видом «услуг».

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное