Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'О пиратстве'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

О пиратстве

О пиратстве
Новостные ленты последних месяцев пестрят сообщения информагентств об актах пиратства. Те алармистские сигналы о росте угрозы захватов судов и грузов в разных районах Мирового океана, которые до этого годами подавало Международное морское бюро, наконец, услышаны. Даже целый Совет Безопасности ООН давеча единогласно принял резолюцию относительно пиратства. И теперь уже вся мировая общественность активно озабочена проблемой морского разбоя: обсуждаются причины, последствия, строятся планы борьбы. В общем, куча народу при деле.

Не вступая в дискуссии, всё же, хотелось бы отметить один правовой аспектик, которые все обозреватели напрочь обходят молчанием. А он, то есть, этот аспектик, не более и не менее как ключ к пониманию сущности проблемы.

Вот смотрите. Я уже писал как-то, что свобода судоходства была задумана как формат негласного договора о ненападении между суверенами. Свобода судоходства подразумевалась лишь для национальных торговых флотов и, в необходимых случаях, подтверждалась мощью корабельной артиллерии военного флота государства-флага.

О пиратстве
С принятием на Ямайке (Карибское море, однако, чем не символ!) в 1982 году Конвенции ООН по морскому праву, было признано, что выгоды от морской торговли могут получать не только традиционные морские страны, но также и континентальные страны. В результате, право регистрировать суда под своим флагом получили такие, например страны, как Швейцария или Монголия. Первым зримым следствием этого нового порядка стала широко распространившаяся практика использования так называемых «удобных флагов», которыми в большинстве своём стали эти «новые морские страны». Вторым следствием стало снижение уровня компетенции моряков, поскольку в «новых морских странах» требования к компетенции моряков, работающих на судах под их флагом, или отсутствовали вообще или были чисто формальными. Диплом моряка в такой стране можно был запросто купить без всякого обучения.

О пиратстве
Но ведь и рост пиратства – это также следствие нового порядка, введенного Конвенцией ООН по морскому праву! Пираты быстро сообразили, что, так называемая «свобода судоходства» без суверенов и их военно-морских флотов – это фикция. Сегодня, экономя на налогах при регистрации судна где-то на островах Тонга, судовладельцы не только избегают любого контроля за своей операционной деятельностью, но также и теряют защиту, которую раньше оказывали своему торговому флоту военно-морские силы традиционных морских стран. Кто например в Тувалу будет защищать интересы судовладельца, если этот судовладелец платит в год администрации государства-флага сбор в размере всего нескольких сот долларов?

А принцип «Надо делиться!» никто не отменял! Не хотите платить налоги в своей стране, решили пираты – будете платить дань нам! И ведь безошибочный ход! Смотрите, сегодня судовладельцы захваченных пиратами судов всячески избегают контактов с администрациями и государственными органами, предпочитая договариваться с пиратами напрямую.

Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Резолюция СБ ООН ввела на 6 месяцев лишь право преследования пиратов в территориальном море. Сомневаюсь, что это сильно повлияет на ситуацию. Система так устроена, что пассивному лечению эта болячка не поддаётся.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное