Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь Преступления на борту


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Преступления на борту

Как бы там ни было, а экипаж – социальная среда, которая живёт по своим законам. Причём, законы эти не всегда совпадают с законами государства, под флагом которого судно плавает. Действие члена экипажа, несоответствующее законодательно установленным нормам правомерного поведения – дисциплинарный или административный проступок, а иногда и уголовное преступление.
Какие преступления совершаются на борту судна? Часто – загрязнение окружающей природной среды, нарушения таможенных правил и правил ведения рыбного промысла. Иногда – убийства, преднамеренная порча имущества. Неоказание помощи судну, терпящему бедствие тоже – уголовное преступление, но громких уголовных дел по этой статье мне в последнее время не встречалось. В советские времена уголовно наказуемым деянием считалась навигационная авария, повлекшая за собой убыток государственному предприятию.
Что нам известно сегодня о судовой преступности? Да, по правде говоря, почти ничего не известно. Это в советские времена линейными отделами милиции на транспорте, т.н. «транспортной милицией» велась какая-то статистика. Сейчас, когда количество судов под флагом и России (и Украины) сократилось, данные, иногда попадающие в оперативные сводки – весьма условны. Да и специалистов, которые могли бы расследовать преступление, совершенное на борту судна в открытом море, сегодня едва сыщешь. Поэтому значительная часть преступлений, совершаемых на борту судов, остаётся неучтенной (и, соответственно, не расследованной). Тут ведь существует вот какая особенность – если преступление, совершенное на борту судна, не затрагивает интересы страны порта захода, то и особенно разбираться в хитросплетениях судовой жизни никто не будет. Конечно, если у вас на борту обнаружились незаконные мигранты, наркотики или оружие, то будьте уверены – весь репрессивный аппарат страны захода будет применён для расследования этого преступления и наказания виновных.
Если же на переходе в море пропал член экипажа, то маловероятно, что кто-то будет этим делом заниматься серьёзно. Проблема ведь в том, что преступления, совершаемые на борту судна чрезвычайно сложно расследовать. Угловно-процессуальный кодекс предписывает особый порядок получения доказательств, которые могут служить доказательной базой обвинения. Во-первых, доказательства может собирать только уполномоченное должностное лицо. Во-вторых, для выявления объективной стороны состава преступления требуется исследование места преступления и закрепление доказательств. Где, скажите мне пожалуйста, в море можно исследовать место преступления или закрепить доказательства, если, скажем, члена экипажа преднамеренно выбросили за борт, предварительно оглушив? Да и свидетельские показания о преступлениях на борту добыть не просто – часто из-за круговой поруки.
В общем, когда судовой администрации приходиться сталкиваться с угрозами – это определённая проблема. Слава Богу, что преступность на борту судов, все же, объективно, невысока, поскольку люди, которые идут работать в море, не имеют криминальных наклонностей.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное