Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь Молодым везде у нас дорога.


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Молодым везде у нас дорога.

Как-то нынче упускается из виду одно весьма существенное обстоятельство. Все новомодные теории мотивирования, управления персоналом, которые призывают устанавливать заработную плату в зависимости от результатов деятельности, имеют следствием весьма болезненный эффект - с поощрением конкуренции среди моряков снижается такое явление как наставничество.
Относительная победа в краткосрочной исторической перспективе индивидуалистического подхода выбивает почву из под ног всех тех, кто воспитан в коллективистском духе. Известная психологическая альтернатива «индивидуализм-коллективизм» выражается, в частности, в осознании себя человеком как «Я» или как «Мы», в страхе потерять самоуважение для индивидуалистов или в страхе потерять «лицо» для коллективистов. Цели коллективистов – сотрудничество, поддержание согласия и гармонии, индивидуалистов – конкуренция, самовыражение, личный успех.
При этом, преобладающая ментальность народа на наших землях не меняется от десятилетия к десятилетию и остается, в основном, ориентированной на коллективизм.
Многие, наверняка вспомнят, как в советские времена в пароходствах славились экипажи. Именно экипажи, а не отдельно капитан добивались производственных успехов, становились победителями социалистического соревнования. Члены экипажей часто продолжали сотрудничать и на берегу. В хороших коллективах моряки помогали и подсказывали друг другу в сложных случаях, старшие делились тонкостями профессии с молодыми. К примеру, на мое профессиональное становление большое влияние оказал старпом Валерий Павлович Тур.
Какой смысл сегодня в западной, индивидуалистической системе координат учить молодого коллегу, подсказывать и помогать ему, указывать на погрешности и промахи, если он завтра составит тебе конкуренцию?
Конкуренция на рынке труда моряков ведет к тому, что преимуществом все чаще пользуются, молодые, которые еще не слишком переборчивы в плане заработной платы. А набор членов экипажей из разных стран и на разные сроки контрактов сводит вопрос формирования судового коллектива лишь к достижению узкоспециализированного минимума функциональности («Делает положенное – и слава Богу!»). Ориентация на минимум функциональности, по-моему, ущербна. При ней почти нет места классным высококвалифицированным спецам, разобравшимся в своей специальности до тонкостей, проработавшим десятилетия на одной должности. Все эти безотказные «Петровичи», «Матвеичи», «Игнатьичи», которые составляли как профессиональный, так и нравственный «костяк» в экипажах советской поры в новой системе координат вымирают как динозавры перед нашествием молодых хищников.
Но все же наши коллективистские ценности могут сыграть и положительную роль. Мне представляется, что наши моряки в будущем смогут получить конкурентное преимущество на мировом рынке труда моряков как раз не за счет (или не только за счет) личных контрактов, а путем формирования целых экипажей.
Поживем – увидим…

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2006


В избранное