Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Пару слов о социальной справедливости'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

 Пару слов о социальной справедливости


Эта заметка родилась под влиянием настойчиво циркулирующих слухов о предстоящей приватизации морских портов в Украине.

Смотрите, какая получилась несправедливость. На заре 90-х разрабатывалась концепция приватизации в Украине. Кто помнит, была предложена так называемая «ваучерная» приватизация, в ходе которой каждый гражданин получил по ваучеру – символической части народного богатства. Далее этот символ народного достояния можно было конвертировать в реальную собственность путём участия в «ваучерных» аукционах по приватизации имущества государственных предприятий. И даже публиковались списки государственных предприятий, выставляемых на аукцион за ваучеры. И вот тут как раз и был сокрыт чёрт. Предприятия сферы транспорта – порты, пароходства были отнесены к стратегическим, приватизации не подлежащим. Скажем, работники трикотажной фабрики могли выкупить свою фабрику за ваучеры, а работники судоремонтного завода – нет. То есть, работников сферы транспорта лишили возможности взять в свои руки активы, с которыми они работали. Осталась возможность за ваучеры приватизировать имущество каких-то полуразвалившихся совхозов, обанкротившихся молочных заводов и т.д., к которым транспортники не имели никакого отношения. (К примеру, мой ваучер сгинул в пучине приватизационной эпопеи Одесской фабрики нетканых материалов). Сокращение числа приватизируемых предприятий сильно обесценило сам ваучер. Потом и активы государственных предприятий, не подлежащих приватизации, начали потихоньку уплывать неведомо куда (ЧМП, Югрыбпоиск, Керчрыбпром, Атлантика и т.д.), оставляя работников и без работы, и без жизненных перспектив.

И вот сейчас, когда опять заводят речь о приватизации активов морехозяйственого комплекса, у меня возникает вопрос: - «А не стоит ли в этом вопросе посоветоваться с народом?». С работниками предприятий морехозяйственного комплекса, лишенными ранее возможности получить в собственность часть активов, в создание которых вложен их недооцененый труд?

Последние парламентские выборы в Украине ясно очертили дефицит легитимности у собственников активов в морехозяйственном комплексе Украины. Никто из ключевых игроков, который шёл на выборы самостоятельно ( а не по списку ведущей политической силы) избран не был. Народ не верит этим «крепким хозяйственникам», получившим собственность малопонятным народу способом.

Работники морехозяйственного комплекса страны чувствуют себя дважды обманутыми. Однажды – при лишении возможности получить в собственность активы, в которые вложен их труд. Второй раз – при фактическом лишении права на труд, вследствие развала и распродажи основных средств, не подлежащих приватизации государственных предприятий. И последовавшей затем социальной незащищенности.

Теперь же, даже если и рассматривать вопрос с приватизацией госактивов морехозяйственного комплекса страны (в необходимости которой я сильно сомневаюсь, предпочитая процесс постепенного разгосударствления), социальная справедливость может быть частично восстановлена, на мой взгляд, лишь при принятии отдельного закона «Об особенностях приватизации имущества государственных предприятий морехозяйственного комплекса Украины», в котором необходимо будет, как минимум, предусмотреть опцион членов трудового коллектива на часть акций приватизируемого предприятия.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2006


В избранное