Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Александр Зиновьев в рунете

  Все выпуски  

Русский вклад «Либеральный марксизм» и логический интеллект


Информационный Канал Subscribe.Ru

http://ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/03/000103.html

«Либеральный марксизм» и логический интеллект
Владимир Солдатов, 31.03.05 г.

В журнале «Вопросы экономики» номерах 5 и 6 за 2004 была опубликована статья известных докторов экономических наук Е.Гайдара и В. Мау «Марксизм: между научной теорией и ”светской религией”(либеральная апология)». Статья вызвала отклики, опубликованные в номерах 7, 9, 10 и 12 указанного журнала за 2004, а также положила начало довольно широкой дискуссии, завершившейся т.н. «круглым столом», материалы которого под заголовком «Марксово наследие и современная экономическая наука» опубликованы в номерах 1 и 2 за 2005 год. Так как журнал «Вопросы экономики» определяет себя научным журналом, участники дискуссии – учёные, то было бы интересно провести анализ содержания некоторых высказываний участников дискуссии с точки зрения использования в них логических средств и соблюдения основных научных принципов.

Основная цель статьи Е.Гайдара и В. Мау, по заявлению авторов, показать, какие элементы марксизма были ошибочными, а какие сохраняют ценность. Для этого, с логической точки зрения, необходимо определить структуру и содержание марксизма, провести логический и методологический анализ его положений, теорий, методов и т.п., сделав упор на экономическую проблематику в соответствии с направлением публикаций журнала. Однако, как показывает рассмотрение статьи, этого, в объёме удовлетворяющем хотя бы простейшим логическим и научным требованиям, сделано не было.

Рассмотрим, например, название статьи Е.Гайдара и В.Мау. Может ли марксизм быть светской религией? Нет, не может, причём именно с логической точки зрения. Термин «марксизм» обозначает эмпирический предмет. Термин же «светская религия» обозначает несуществующий предмет, т.к. светский значит нерелигиозный, светская религия – нерелигиозная религия.

В тексте статьи авторы в первом же предложении без всяких обоснований и доказательств объявляют марксизм научной доктриной, а чуть ниже – светской религией, т.е. и тем и другим одновременно, что невозможно логически. Многократно повторяя о научном характере марксизма, авторы, что удивительно, выделяют два его современных направления – антинаучное и критическое. Как показывает дальнейший анализ статьи авторы и далее с пренебрежением относятся к правилам логической онтологии при образовании терминов, вводят противоречивые утверждения.

Многие термины, играющие важную роль в статье, как-то: марксизм, методология марксизма, диалектика, экономический прогресс, экономический рост, траектория развития отдельных стран, глобализация, индустриальное общество, аграрное общество и др., не определяются, а некоторые термины вполне уместные в рассматриваемой статье, например, идеология – старательно обходятся. Многие высказывания противоречат фактам и правилам логического вывода, вызывают удивление:
- по определению авторов «элементы светской религии – объяснение мирового устройства, прогноз развития, руководство к практическим действиям», а главный элемент религии – вера не упоминается,
- утверждение о «повышении уровня неопределённости в организации технологических процессов» и «подрыве возможности долгосрочного планирования хозяйства» противоречит известным фактам о достигнутой глубине планирования деятельности в крупных западных компаниях в 20 лет и более,
- «ВВП индустриального общества не может быть произведён в аграрном обществе», что очевидно и т.п.

Экономические открытия К.Маркса объявляются незначимыми и в статье практически не рассматриваются.

В целом статья «Марксизм: между научной теорией и ”светской религией”(либеральная апология)» носит не научный, а тенденциозный идеологический характер, т.к. в марксизме отбирается и признаётся современным все то, что соответствует, по мнению авторов, либеральным ценностям, служит их «научным» оправданием.

Участники круглого стола «Марксово наследие и современная экономическая наука» так же не продемонстрировали склонность к научному анализу положений марксизма, в особенности, экономических, пониманию роли и места марксизма в науке, идеологии и жизни.

Так, главный редактор журнала «Вопросы экономики» Л. Абалкин без всяких обоснований также объявил марксизм наукой, причём, находящейся в развитии. Прямой вопрос о том, чем является марксизм, наукой или религией, он решает в пользу науки, не принимая во внимание, что могут существовать и другие альтернативные возможности.

Другой участник стола, О. Ананьин ( кэн, ИЭ РАН), прямо признаёт возможность смешения идеологического и научного подхода в научных исследованиях : «Постановка вопроса об использовании марксистской идеологии для осмысления крупных социально-экономических проблем не противоречит установке на научность. Деидеологизированными могут быть только мелкие, частные темы».

Для обоснования научности марксизма С. Дзарасов (дэн, проф) использует следующий «логически обоснованный» тезис: «Если марксизм заблуждение, то он так долго не был бы популярен». В то же время он даёт противоречивые утверждения типа: «Советский марксизм не стоял между наукой и религией, он был тем и другим».

Из рассматриваемых статей, опубликованных в журнале «Вопросы экономики», можно сделать следующие выводы:
- «либеральными» экономистами вновь поднят вопрос о придании части марксизма научного статуса, а именно «либеральному марксизму» - части высказываний марксизма, соответствующих либеральным взглядам и современным экономических и социальным процессам,
- никаких значимых логических или методологических критериев оценки научности не приводится, содержание марксизма с точки зрения таких критериев вообще не рассматривается,
- достаточно высокий интеллектуальный уровень марксизма пытаются использовать в идеологических целях для тенденциозного подтверждения правильности и значимости либеральных идей, для идейной борьбы против традиционных сторонников марксизма.


Обсудить статью: http://ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/03/000103.html#post



Пишите нам по адресу: ru-vklad.kroupnov.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.ruvklad
Отписаться

В избранное