Российские перестройщики и реформаторы стремятся убедить (уговорить) людей за пределами России и в самой России в том, что будто бы российский народ по своей воле избрал тот путь, по которому он идет в последние годы, т.е. по своей воле разрушил советскую (коммунистическую) социальную организацию и создал нынешнюю, скажем - постсоветскую. В этой заметке я хочу показать, что это утверждение не соответствует как смыслу употребляемых слов,
так и очевидным фактам реальной истории, которую еще не успели вычеркнуть из памяти россиян насовсем.
В выражении "воля народа" содержится два слова: "народ" и "воля". Рассмотрим сначала первое. Общепризнанное научное понятие народа отсутствует. Одни при этом имеют в виду этническое образование, даже генетическое в смысле одинаковых генов, передаваемых по биологическому наследству. Другие имеют в виду объединение людей по религиозному признаку. В России часто приходится слышать утверждение, будто принадлежность к русской православной церкви является достаточной, чтобы считаться русским. Например, целый ряд
крещеных евреев, бывших религиозными (православными) философами, считается русскими. Даже патриарх русской православной церкви, не являющийся этническим русским, считается русским в этом втором смысле. Я ничего против этого не имею: пусть себе считаются! Я лишь говорю о словоупотреблении. Третьи лица, употребляющие слово "народ", имеют в виду все население страны. В этом смысле не только этнические русские, но и татары, чуваши, евреи, украинцы, грузины, чеченцы и т.д., ж
ивущие на территории России, принадлежат к ее народу. Четвертые приписывают народу еще признак гражданства, так что не имеющие российского гражданства обитатели России к народу ее не относятся. Имеются и другие определения слова "народ". Какой именно народ по своей воле разрушил советский социальный строй, с которым страна жила более семидесяти лет, защищала себя от внешних нападений и давлений, стала одной из величайших сверхдержав планеты?
При всем разнообразии определений слова "народ" общим является признание того, что народ есть скопление (множество) большого числа людей, живущих совместной жизнью в течение длительного времени, из поколения в поколение, порою - века. Чтобы это скопление людей могло существовать такое (историческое) время, оно должно быть как-то организовано. На этот счет существуют объективные социальные законы. Они объективны в том смысле, что если люди, от которых зависит судьба народа, с ними не считаются, то народ от
этого страдает вплоть до гибели в качестве целостного народа. К числу таких законов относится социальное структурирование членов народа, разделение его на различные социальные категории (классы, слои, касты, профессии и т.д.), образование в нем органов порядка и управления и т.д. В силу этих законов происходит разделение людей, образующих народ, на часть, которая присваивает функции управляющего органа народа как целого, и прочих людей, образуют управляемое тело народа. П
оскольку люди ("социальные атомы") сравнительно свободно перемещаются в пространстве, а не закрепляются неподвижно, происходит перемешивание людей. И упомянутое структурирование является изменчивым, одни и те же люди попадают одновременно в различные социальные категории, - и в управляемое тело народа, и в управляющий орган. Это создает иллюзию, будто народ есть некое единое братство единомышленников. На самом деле в едином в социальном смысле народе постоянно идет ожесточенная борьба между различными людьми,
группами, частями и т.д. Единство народа весьма относительно. И обеспечивается оно путем образования особых частей (органов, групп, активов, элит и т.п.), выполняющих функцию единения.
Обратимся к понятию воли. У отдельно взятого человека (социального атома) воля есть способность принимать решение осуществить какое-то действие (поступок) и заставлять свое тело осуществлять это действие на деле (фактически). В случае объединения нескольких людей с этой способностью происходит следующее. Чтобы это объединение могло существовать как единое целое и совершать поступки именно как целое, в нем должен образоваться управляющий орган. Это означает, что какой-то человек или несколько выделяются из
прочих в качестве такого органа. Они присваивают (им "отчуждают" прочие члены группы) функции объединения группы в целое и управления ею. В число этих функций входит и функция принятия решения совершать какие-то поступки и принуждать прочих членов группы к их фактическому осуществлению. Это принуждение имеет различные формы,— не только насилие, но и уговор, и соблазн, и обман и т.д. Сказанное целиком и полностью относится и к такому социальному объединению многих людей, к
аким является народ. Так что воля народа в реальности (а не в пропагандистском пустословии) есть воля той части народа, которая так или иначе играет роль его управляющего органа. Такой орган может сложиться исторически, быть законно признанным, привычным. Но может возникнуть быстро, на короткое время, в исключительных обстоятельствах. Такие случаи можно постоянно наблюдать в наше время с полной очевидностью.
Воля народа фактически не есть некое мистическое решение всех членов народа поступать намеченным заранее способом и единодушное поведение всех без всякой организующей силы. Это - воля лишь определенной части народа. Прочие члены народа могут ей не сопротивляться, могут ее даже приветствовать. Но это не означает их волю, - говорить о такой есть просто логический нонсенс. Народ может даже соглашаться с приказами иноземных завоевателей и одобрять их. Но это не есть его воля по самому определению понятия "воля".
Это - что-то другое, в частности - покорность, холуйство, глупость, отчаяние и т.п., а не воля.
Народ по своей воле не выбирает никакой путь социальной эволюции не только в силу сказанного выше, но хотя бы и потому, что он не имеет понятия об этой эволюции. Кстати говоря, ее не понимали и не понимают сами российские
реформаторы. Каким путем идти России, это было спланировано не в недрах российского народа и даже не в недрах его системы власти и управления и в идеологическом центре независимо от сил Запада, а именно силами Запада. Российские перестройщики и реформаторы стали лишь сообщниками этих сил Запада и исполнителями их воли. Это - исторический факт. Российский народ, как бы его не понимали, не выбирал по своей воле (и в принципе не мог это сделать) тот путь своей исторической эволюции, по которому он идет. Этот путь,
ведущий его к полной исторической гибели, был выбран для него чуждой ему враждебной волей. Соучастники и исполнители замыслов этой враждебной российскому народу воли стремятся оправдаться перед живыми людьми и перед судом истории (а таковой неотвратим!). Для этого выдумывается и вбивается в сознание россиян ложная идеология, будто российский народ сам добровольно захотел пойти по этому пути. Российский народ, повторяю, проявил свою неспособность сохранить и защитить до
стижения советского периода, глупость, доверчивость, холуйство, трусость и т.п., но отнюдь не свою волю выбрать этот путь. Если бы ему заранее объяснили, к чему приведет этот путь, и он был бы достаточно умен, чтобы в это поверить, он по всей вероятности стал бы сопротивляться призывам и действиям перестройщиков и реформаторов. Но те, в чьи обязанности входило выполнять эту задачу, перебежали в лагерь врагов и вовлекли прочее население в эту эпидемию предательства.