Fw: Статья Д.Пайпса: "Арабы, Израиль и обделенные"

Статья Д.Пайпса: "Арабы, Израиль и обделенные"Original Message From: Список адресатов Д.Пайпса
Sent: Sunday, April 05, 2009 2:59 PM
Даниэль
Пайпс Список адресатов Даниэль Пайпса
5 апреля 2009г
Головная страница | Статьи | Отказаться от подписки
Арабы, Израиль и обделенные
Даниэль Пайпс
FrontPageMagazine.com
1 апреля 2009г
http://ru.danielpipes.org/article/6265
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Arabs, Israelis,
and Underdogs
Перевод с английского И. Эйдельнант
"Кто бы мог подумать сто лет назад, что из евреев выйдут лучшие солдаты,
а из арабов - лучшие пропагандисты?" - такой вопрос я задал в 2005 году.
Прекрасный пример успеха арабской пропаганды - трансформация карты
арабо-израильского конфликта. В течение первых десятилетий, карты арабо-израильского
конфликта обычно изображали необъятные просторы Ближнего Востока, где Израиль
оказывался настолько крошечным, что нужно было прибегнуть к помощи увеличительного
стекла, чтобы его найти. В наши дни, однако, этот конфликт типично изображен
на карте в виде огромного Израиля, нависшего над раздробленными территориями
Западного берега и сектора Газа.
Сдвиг в размере отражает сдвиг в статусе: если раньше позицию слабого
занимал Израиль, то сейчас ее узурпировали палестинцы - со всеми вытекающими
отсюда преимуществами.
Недавнее исследование трех авторов: Джозефа А. Ванделло, Надава П.
Голдшмида и Дэвида АР Ричардса (Joseph A. Vandello, Nadav P. Goldschmied and
David AR Richards), озаглавленное "Привлекательность обделенного" (The Appeal
of the Underdog), опубликованное в "Бюллетене личности и социальной психологии"
(Personality and Social Psychology Bulletin), принимает в качестве отправной
точки следующий постулат: "Когда человек наблюдает за соревнованием, он часто
симпатизирует тому, кто находится в неблагоприятном положении или маловероятному
победителю. .. Если человек сочувствует слабой стороне, которая видится не имеющей
шансов на победу, то можно стратегически манипулировать изображением сторон в
конфликте, подчеркивая слабость одной по сравнению с другой".
Авторское трио проанализировало эту гипотезу, рассматривая, в частности,
арабо-израильский конфликт.Чтобы выявить возможные преимущества тех, кого воспринимают
как обделенных, авторы провели эксперимент, в котором они
воздействовали на воспринимаемый статус каждой из сторон путем
изменения размеров карты, меняя перспективу и таким образом изображая Израиль
то крупным планом - рядом с меньшими по размеру "оккупированными палестинскими
территориями", то наоборот, небольшим - показывая его окруженным арабскими странами
на Ближнем Востоке.
Поставив эксперимент с двумя картами, авторы "предсказали, что такой
сдвиг визуальной перспективы создаст видимость обделенного, который, в свою очередь,
вызовет желание поддержать слабую сторону".
Предсказание подтвердилось. Сравнительно малый размер оказался
ключом к тому, чтобы субъект воспринимался как обделенный. Участникам было предложено
выбрать, какую сторону они считают обделенной в конфликте. Когда Израиль был
изображен крупным на карте, 70% участников эксперимента видели палестинцев обделенной
стороной. Напротив, когда Израиль изображен небольшим на карте, 62,1% участников
считали Израиль обделенной стороной.
Оказывается, образ слабого, обделенного действительно вызывает политические
симпатии:
Участникам было также предложено выбрать, какую группу они считали
более достойной поддержки. Когда Израиль был изображен крупным планом на карте,
53,3% из них зарегистрировали симпатию по отношению к палестинцам. Напротив,
когда Израиль был изображен небольшим на карте, 76,7% из них зарегистрировали
симпатию по отношению к Израилю.
Это 23 процента разницы, значительный разрыв. Они обнаружили, что
сравнительно малый размер также имеет "значительное" влияние на интенсивность
поддержки:
Участникам было предложено оценить, насколько они сочувствуют каждой
из сторон в конфликте на шкале от 1 (никак) до 5 (сильно). Когда Израиль был
изображен крупным на карте, участники выразили несколько больше симпатии к палестинцам
(3.77 против 3.73), но когда Израиль был показан небольшим на карте, участники
выразили большую симпатию к Израилю (4.00 против 3.30).
Комментарии:
(1) Не странно ли это: сопоставлять ситуацию, где вопрос стоит о
жизни и смерти, со спортивным состязанием? Современная жизнь иногда требует принять
решение, когда данных недостаточно и, управляя взглядами плохо информированной
общественности, путем опросов можно манипулировать политическими симпатиями в
зрелых демократиях.
(2) Поддержка слабой стороны вписывается в более широкий контекст.
Например, я отмечал в 2006 году ("Странная логика в Ливанской войне"), что "стороне,
несущей потери и выглядящей жертвой, легче создать благоприятную для нее репутацию"
в битве за общественное мнение.
(3) Желание показаться слабым или нести более тяжелые потери переворачивает
исторический императив, согласно которому "каждая сторона старается устрашить
врага, представляя себя жестокой, безжалостной и победоносной".
(4) Эта инверсия является одним из многих признаков того, что за
последние 60 лет методы ведения войны изменились коренным образом, превратясь
в почти неузнаваемый вариант этого исторического явления.
(5) Изображение войны - формирование ее восприятия - достигло такого
значения, что, как я сказал в 2006 году, "центр тяжести Клаузевица передвинулся
с поля боя на страницы публицистики газет и к говорящим головам телевидения.
Как война воспринимается, имеет такое же значение, как и ее действительное осуществление."
(6) Слабые, но новаторские организации - такие как Хезболла и Хамас
- лучше адаптируются к этой новой реальности, чем мощные, но действующие в рамках
традиций западные правительства.
(7) Эти правительства должны пробудиться и осознать значение пиара
во время войны.
cвязанные между собой темы: Арабо-израильский конфликт и дипломатия,
Опросы общественного мнения, Средства массовой информации (СМИ)
Чтобы подписаться на рассылку по email статей Даниэля Пайпса или
удалить себя из списка подписчиков, нажмите на http://ru.danielpipes.org/subscribe.php
(Даниэль Пайпс посылает свои статьи и другие материалы по email
приблизительно один раз в неделю.)
Чтобы ознакомиться c архивом Дэниела Пайпса и пользоваться им, нажмите
на http://ru.danielpipes.org