Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Запрещенные новости

  Все выпуски  

Запрещенные новости - 353. POPOSFERA


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by
Запрещенные новости. Выпуск 353

Массовая культура, которую я знал и любил

  Новая книга Товарища У

Товарищ У

POPOSFERA


СОДЕРЖАНИЕ
  1. КЛАССИКА ЖАНРА
    • Имя вам — де Фюнес
    • Adolf Hitler superstar
    • Хорошее отношение к Дракуле
    • Портос навсегда
    • Упорядочивание неупорядочиваемого
    • Три предупреждения белесого фантаста
    • Эти свербящие роковые яйца
    • Такой живучий соцреализм
    • Я и Маяковский
    • Дао Стива
  2. ЗРЕЛИЩА
    • Лицедеи
    • Скромное обаяние терминаторов
    • Страхи белого расизма
    • Культ стреляющего фаллоса
    • Эти забавные маньяки
    • Фильм любви и революции
    • За что не любят тинэйджеров
    • Испытание миром
    • Piovra, La
    • Жизнь как порно
  3. ЗВУКИ
    • У-TV
    • Слюнявые псы деградации
    • Неизбежность тоталитаризма
    • Товарищ в играх
    • Невольник бесчестия
    • Перекрыть или Дюжина
    • Детские песенки
    • Песни Майдана
    • Вперед, под барабанный бой
    • Солнечный зайчик стеклянного глаза
  4. КЛОЧЬЯ ПОПОСФЕРЫ
    • Интродукция
    • Играя миром
    • Веселие и питие
    • Большая политика, большой стиль
    • Без мата нет русского языка
    • Откуда берутся дети
    • Искусство против творчества, или Преодоление постмодерна
    • О пупках
    • Массовая культура как информационная агрессия
    • Вместо эпилога
  5. ПРИЛОЖЕНИЯ
    • Масавая культура як iнфармацыйная агрэсiя
    • Масова культура як iнформацiйна агресiя

Заинтересованным и желающим участвовать в издании и распространении книги обращаться по адресу comrade_u@tut.by.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Не хлебом единым жив человек, но и зрелищами также.

Если отыскать красоту в окружающей действительности является делом сложным и очень часто неблагодарным, то зрелища, в широком смысле слова, не требуют для своего восприятия никаких усилий. Миллионы людей добровольно заключили себя в каменные коробки, предпочитая слушать «звуки природы» через наушники, миллионы мужчин истекают спермой, самодостаточно мастурбируя на роскошнейших фотомоделей, милллионы дистрофиков без устали самоутверждаются, побеждая в своих квэйках все новых и новых монстров. Цивилизация ласково и настойчиво заманивает нас из мира реального в мир виртуальный, в котором мы не представляем для нее никакой опасности. Этот мир незамысловат, совсем незамысловат, сознательно незамысловат, но красочен и огромен, и с каждым поглощенным им человеком становится еще огромнее. В общем и целом он помогает нам стать глупее — и за это мы любим его…

Но есть и в мире культуры, понятной массам, свои неоспоримые и несравненные шедевры.

Вернадский, де Шарден и Леруа ввели и разработали некогда понятие ноосферы как «высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития». «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история», — писал Владимир Иванович Вернадский, убежденный в грядущем торжестве человеческого разума. Сегодня мы присутствуем при явлении немногим менее грандиозном — создании из ноосферы попосферы, сферы массовой, попсовой культуры и народного образа жизни, с ней связанного, которая, перефразируя Вернадского, взятая в целом, становится мощной социальной и даже биологической силой. Силой, с которой уже нельзя не считаться.

«Благодаря понятию о ноосфере я смотрю в будущее чрезвычайно оптимистично», — говаривал Вернадский в письме Флоренскому. Понятие о попосфере вряд ли способно наделить нас подобным оптимизмом. Эта книга не претендует на широкий охват и детальный анализ попосферы — врожденного оптимизма автора не хватает, чтобы вдумчиво и со смаком описывать все ее явления и законы, да и такая задача, пожалуй, не под силу уже одному-единственному человеку. Но те неповторимые и неоспоримые жемчужины, которые попадаются и в попосфере, он описывает с большим почтением и симпатией.


ВВЕДЕНИЕ

Как читатель уже понял из предисловия, книга, несмотря на свое название, не представляет собой всестороннего исследования феномена попосферы. Этот феномен рассматривается на конкретных, близких или хорошо известных автору, примерах. Автор осознает, что сам выбор этих примеров, не говоря уже об их трактовке, субъективен — но, может быть, именно в своей воинствующей субъективности видит залог надежд на то, что его детище не оставит читателя равнодушным.

Книга состоит из трех частей.

Первая из них, «Классика жанра», посвящена тем персонам, героям, стилям и произведениям масскульта, которые по праву и навсегда принадлежат уже сокровищнице не только культуры массовой, но и, шире, сокровищнице культуры мировой. Охват, несмотря на неизбежную неполноту и фрагментарность, сделан по возможности более широким — от Адольфа Гитлера до Луи де Фюнеса.

Вторая и третья части, «Зрелища» и «Звуки» рассказывают о некоторых знаковых, с точки зрения автора, явлениях и событиях в мире кино и музыки.

Следовало бы посвятить последнюю, четвертую часть, массовой литературе, но, во-первых, сил автора, привыкшего считать литературу особым и чудесным жанром, не хватает на то, чтобы погрузиться в поп-чтиво последнего времени, и, во-вторых, литература как массовое явление, к сожалению, сдает позиции столь стремительно, что, возможно, в этом нет уже особого смысла. Поэтому четвертая часть книги состоит из описаний обрывков и осколков попосферы, обрывков и осколков массовой культуры, зачастую находящихся уже как бы и за ее пределами, из приложений и заметок, которые охватывают те стороны и свойства попосферы, которые не могут быть описаны в первых трех частях. Автор здесь сознательно смешивает культуру попсовую, как бы спускаемую массам сверху, окормляющую их из экранов и динамиков, и культуру непосредственно массовую, культуру употребления веселых напитков, матерщины и махорки. Где-то на стыке этих двух культур и находится современный человек — тот, который, перефразируя Фридриха Ницше, уже не спрашивает «Что есть истина»? — но только моргает, моргает, моргает…

Официальный сайт http://tov.lenin.ru/poposfera/

Лично Товарищ У
Материал предлагается к обсуждению на форуме http://boegolovok.bagolovok.net

 

Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by

Остаюсь готовый к услугам Вашим,
Товарищ У
http://www.tov.lenin.ru
comrade_u@tut.by

В избранное