Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Запрещенные новости

  Все выпуски  

Запрещенные новости - 242. Мастер и Маргарита


Информационный Канал Subscribe.Ru

Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by
Запрещенные новости. Выпуск 242

Мастер и Маргарита

 
Всеобщий ажиотаж вокруг означенного произведения несколько спал, так что можно о нем писать.

Сначала о романе. В юности я очень любил его; сегодня не могу не признать определенную правоту за Эдуардом Лимоновым, охарактеризовавшим его так:

«Книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнечным маслом и обывательскими кальсонами. Эти кальсоны и масло преобладают и тянут вниз и Понтия Пилата и Воланда и Христа. С задачей создать шедевр — роман высокого штиля Булгаков не справился — создал роман низкого, сродни «Золотому теленку»».

Все таки да, есть немножко. Но конечно, штиль, высокий ли, низкий, все равно прекрасен. И пафос, смысл романа — он вовсе не в кальсонах, хотя кальсоны и МАССОЛИТы назойливо преобладают.

«Мастер и Маргарита» прежде всего — потаенная и мегаломаническая мечта художника, человека по природе невоинственного и уязвимого, о черном крыле, под которое заберет его Князь мира сего, защитив тем самым от этого самого сего мира. Мастер, одинокий, отверженный, слабосильный ботаник, скрывающийся от мира сего в подвале (the underground), тихо корпеющий над книгой, которая не принесет ему ничего, кроме несчастий, обреченный на нищету и прозябание в лучшем случае — архетип непризнанного гения; как всякий архетип, он схематичен, но достоверен. Булгаков, вне сомнения, пусть он и не обитал в подвале, ощущал себя Мастером, окруженным со всех сторон критиками латунскими, и роман его представляет собой несбыточные мечтания Мастера, плененного миром кальсон. Уже красавица Маргарита — персонаж вполне несбыточный: в реальной жизни Маргарита, посидев годик-другой в затхлом и погибельном подвале Мастера, сматывается оттуда подальше к Алоизию Могарычу на уютную дачку, или просто к своей доброй маме от подвала подальше. Женщина не может длительное время находиться рядом с неудачником, пусть даже этот неудачник гениален, и вообще по природе своей непостоянна. Если же Маргарита остается все-таки с Мастером, то, как правило, она имеет внешность Надежды Константиновны Крупской на пике базедовой болезни. Се ля ви, говорят забавники французы.

Мастер одинокий неудачник в своем доме без окон и дверей, у него, выражаясь блатным языком, нет подписки, и даже собаки облаивают его громче, чем остальных, чувствуя беззащитность. Поэтому Мастер часто мечтает о подписке; Булгаков, литератор с большими запросами, сделал подпискою своего Мастера самого Сатану со свитой, превратившихся в его трактовке в труппу бродячих клоунов. Эта знаменитая фраза: «Не свет, но покой»: ладно, я готов хоть всю свою жизнь торчать в подвале, только не суйтесь туда со своими справками, указами и калошами, да еще подселите девку, чтобы с сиськами, но и с пониманием, и дайте нам большой и чистой любви. О большем не прошу. — Как хорошо она понятна…

Вторая линия романа — Христос и Понтий Пилат. Пилат — это снова-таки Булгаков, в другом его амплуа, вышедший, в отличие от Мастера, из подвала и писавший дифирамбы Сталину, конкурируя с латунскими на полном серьезе. Известный писатель-антисоветчик был, в сравнении со всеми прочими, почти даже приласкан сталинской властью, находясь в полуофициальном статусе этакого энфан террибль. О том, что ему позволялось больше, чем другим, говорит сам факт написания «Мастера и Маргариты» или тотально антипролетарского «Собачьего сердца». Булгаков, как и Пилат, склонил голову перед властью кесаря, хотя истина его была совсем другой. Невозможная «реабилитация» Пилата и невозможный триумф Мастера, которого черти взяли — два сокровенных вожделения одного и того же человека, автора романа. И поскольку роман проникнут вожделением к невозможному, так сказать, вдоль и поперек, этот роман прекрасен, господа, прекрасен безусловно, и дьявольски, чертовски трогателен.

Теперь о фильме. Если бы меня попросили охарактеризовать его одним словом, я сказал бы: убожество. Ученически прилежно слизанный с Булгакова, он именно поэтому убог особо: в глаза бросается даже малейшее несоответствие, да и слишком жалко смотрится, при сопоставлении с великолепным текстом, трактовка режиссера Бортко. Модная сегодня в России уголовщина пронизывает экранизацию от первой до последней серии. Сам Мастер, поэт Бездомный, Азазелло, Бегемот имеют вид давних и убежденных обитателей зоны (последний еще напоминает тип славянина, нарисованный д-ром Геббельсом в агитационной книге с характерным названием «Унтерменш»). И Саня Белый в образе Христа, чтобы не только Есенину было обидно, — это вообще особая статья. Распятый на кресте, он пытается втянуть брюшко, но это не очень хорошо получается. Впрочем, старенький Сатана-Басилашвили, с бородавкой на левой щеке, местами тоже довольно курьезен: неужто Сатана, при всем его могуществе, не мог свести со щеки бородавку?

За уши притянуты Берия и зверства НКВД, но так уж водится, в современном российском фильме на советскую тему нельзя без того. Очень глупо, что в картине время от времени пропадает цвет: экранизация сама по себе пресна и бесцветна, и бесцветность пленки заставляет лишний раз задуматься о бесцветности мысли.

Удачные стороны в сериале тоже есть, но увы, они его не спасают. Замечателен Берлиоз, в исполнении Адабашьяна этот персонаж получил философское измерение. Хорош, хотя и эпизодичен, Шерлок Холмс в роли профессора Стравинского, Абдулов-Коровьев сносен, хотя, для этой роли, слишком толст и неповоротлив. Очень понравился таксист, который подвозил до кассы чиновничка из варьете, приговаривая «ексель-моксель» — единственная, пожалуй, удачная отсебятина режиссера в числе немногочисленных прочих отсебятин. Маргарита тоже хороша, хотя, кажется, лирические сцены играет слабо (не слабее, впрочем, уголовных дел Мастера). Очень подходящий, грустно-семитский тип лица, именно такой мне Маргарита всегда почему-то представлялась: отважной и бойкой, но грустной Рахилью. Ну и все такое прочее, голой на метле летать не стыдно, это ведь тоже важно, господа, и выигрышно смотрится рядом с бородавками Воланда и целлюлитом Иешуа.

Примечательна музыка, особенно главная тема, та, что все время играет в последней серии. Неважно, что в ней чувствуется, мягко говоря, влияние саундтрэка к «Омену», — в «Омене» действительно великолепный саундтрэк, соответственно, и в «Мастере и Маргарите» саундтрэк звучит впечатляюще.

В целом после просмотра фильма создается впечатление, будто раскусил пустой орех (© Аркадий Аверченко). Ничего страшного. Не смотрите телевизор, читайте книги, тем более что рукописи не горят.

Лично Товарищ У

 

Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by

Остаюсь готовый к услугам Вашим,
Товарищ У
http://www.tov.lenin.ru
comrade_u@tut.by

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.podzapretom
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное