Гюго (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон, — 22.5.1885, Париж), французский писатель, глава и теоретик французского демократического романтизма.
Родился в семье наполеоновского генерала. Мать-роялистка стремилась привить сыну свои политические взгляды, что сказалось на его раннем творчестве: в первом сборнике Гюго «Оды и различные стихотворения» (1822), воспевалась династия Бурбонов.
Новый период начался для Гюго со 2-й половины 20-х гг. в обстановке приближавшейся Июльской революции
1830. Он сблизился с либерально-демократической оппозицией; объявил войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся официальным покровительством реставрации. В стихах 1825—28 (вошли в сборник «Восточные мотивы», 1829) Виктор Гюго обратился к теме Востока; его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками, но и сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турецкого ига.
Предисловие Гюго к его драме «Кромвель» (1827), героем которой был выдающийся деятель Английской буржуазной революции 17 в., сыграло роль эстетического манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам классицизма, тирании «правил» Гюго противопоставил полную свободу драматического творчества.
Постановка драмы «Эрнани» (1829) в феврале 1830, в канун революции, послужила сигналом для «битвы романтиков с классиками», завершившейся победой новой школы. Образ вступившего в единоборство с королём Эрнани,
благородного разбойника, объявленного вне закона, воспринимался как живое воплощение бунтарских идей. Драмы Гюго «Марион Делорм» (1829), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) тоже были проникнуты духом свободолюбия.
Первый значительный роман Виктора Гюго - «Собор Парижской богоматери» (1831) воскрешал жизнь Парижа 15 в. Созданный под впечатлением Июльской революции, он был пронизан новой для него антиклерикальной тенденцией.
В 30-е гг. появились лирические сборники Гюго: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). В рассказе «Клод Ге» (1834) он выступил против смертной казни. Но Гюго был непоследователен. Временный спад революционного движения привёл в 40-е гг. к примирению с Июльской монархией. Противоречивая общественная позиция Гюго сопровождалась творческим кризисом. Опубликованная в 1843 драма «Бургграфы» оказалась неудачной.
Буржуазно-демократическая революция 1848 вывела его из идейного тупика. Он стал в ряды защитников республики. В печати и с трибуны Национального собрания он разоблачал Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 был провозглашен (1852) императором Наполеоном III.
Вынужденный покинуть Францию, Гюго переехал в Брюссель; позднее поселился на островах в проливе Ла-Манш, во владениях Англии (Джерси — с 1852, Гернси — с 1855).
В 1852 он написал книгу «История
одного преступления» и политический памфлет «Наполеон Малый». Сборник политических стихов «Возмездие» (1853), заклеймивших Наполеона III и его клику, стал образцом гражданской лирики и позднее оказал влияние на парижских коммунаров.
В романе «Отверженные» (1862) Гюго изобразил жизнь разных слоев французского общества. Правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали о реалистической струе в творчестве Гюго. В центре романа «Труженики моря» (1866) — борьба человека со стихиями природы. В романе «Человек, который смеется» (1869) он описывал жизнь Англии на рубеже 17—18 вв., изобличая произвол монархии и жестокость аристократии.
Гюго вернулся на родину в 1870 после низложения Наполеона III. На события франко-прусской войны 1870—71 и Парижской Коммуны 1871 он отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В романе «Девяносто третий год» (1874) он воссоздал картину борьбы якобинской республики против вандейского мятежа и с симпатией нарисовал образы деятелей революции.
Из поздних произведений интересен поэтический сборник «Искусство быть дедом» (1877). В 1883 появилась 3-я серия «Легенды веков» (1-я — 1859, 2-я — 1877) — лиро-эпические
собрания исторических преданий и легенд, воскрешающих библейские, античные и средневековые образы.
В России 19 в. передовые писатели высоко ценили общественное содержание сочинений Гюго и его любовь к народу, хотя и осуждали присущие ему утопические иллюзии. Виктор Гюго был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого.
Избранное:
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Творец книги - автор, творец ее судьбы - общество.
Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами - сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина.