Фаина Георгиевна РАНЕВСКАЯ родилась 27 августа 1896 года в Таганроге; умерла — 20 июня 1984 года.
Окончила частную театральную школу. С 1915 — актриса театров Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска и других городов, с 1931 — актриса Камерного театра, в 1935-1939 — Центрального театра Красной Армии, в 1943-1949 — Театра драмы (ныне театр им. Вл. Маяковского), в 1949-1955 и с 1963 — академического театра им. Моссовета, в 1955-1963 — Московского театра им. А. С. Пушкина.
В кино с 1934 года (первая роль — госпожа Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка»). Принимала участие в озвучании мультфильмов. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Лауреат Гос. премий СССР (1949, 1951 — за театральнуюработу, 1951 — за роль фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»). Народная артистка СССР (1961).
Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки — вспомните Маньку-спекулянтку, Розу Скороход и врача в «Александре Матросове». Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьем-либо другом исполнении.
Ничему этому она специально нигде не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей ее всегда. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина Раневская начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская».
Раневская привыкла к напряженной, непрерывной работе, поэтому в дальнейшем не терпела простоев. Так, не получив новой роли после шумного успеха «Патетической сонаты»,она ушла из Камерного театра, а потом точно также меняла многие другие сцены. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке». У него же она снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры,
и критики, и зрители.
Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия.
Избранное:
Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.
Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!
Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.