Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2006/08/09



Музыкант Валерий Гаина тепло и душевно поблагодарил всех своих поклонников за сделанные поздравления. Смотрите стр. "Ответы знаменитостей".



Холодная Вера Васильевна
Холодная Вера Васильевна (Актриса)
Холодная Вера Васильевна родилась 9 августа 1893 года. До замужества — Левченко.

Артистическую карьеру начала в балетной школе Большого театра. С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль — в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина.

В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картине «Песнь торжествующей любви», где сыграла Елену. Эта роль принесла актрисе широкую известность.

За четыре года кинематографической жизни снялась в 35-ти фильмах у режиссеров: Е. Бауэра, П. Чардынина, В. Висковского, Ч. Сабинского. Каждая новая роль актрисы сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Ее называли «королевой экрана».

Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом — королеве русского немого кино Вере Холодной — было отпущено только 26 лет. Из них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор не просто помнят — ее почитают, о ней самой снимают фильмы («Раба любви» — это о ней). Какую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар Первой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? И кто еще, кроме нее, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра «Позабудь про камин, в нем погасли огни»? Кем же была легендарная Вера Холодная в действительности? Рабой любви? Женщиной-вамп? Просто фантастически красивой натурщицей? Иные воздыхатели умерли бы на месте, узнав, что их кумир родился не «под звездным небом Аргентины», а в Малороссии, что за сказочный аппетит мать звала дочку «полтавской галушкой».

Семья преподавателя гимназии Василия Андреевича Левченко переехала в Москву в 1895 году, когда Верочке было два года. Здесь, в доме, расположенном в одном из Кисловских переулков, и прошло детство будущей королевы немого кино. Верочку, старшую из детей, в семье считали тихоней и слишком послушной. При этом сестры Надя и Соня немного побаивались ее, до самозабвения мечтательную и словно не от мира сего. Надя, делая страшные глаза, шепотом говорила Соне: «Смотри, Вера опять разговаривает сама с собой!» А еще Верочка обожала танцевать и уговорила маму отдать ее в балетное училище Большого театра. Приняли девочку сразу: в любом ее движении сквозили грация и изящество. Будущее примы-балерины было ей обеспечено. Но вмешалась властная бабушка Екатерина Владимировна, считавшая балет неприемлемым занятием для девушки из порядочной семьи. Вскоре родные Веры поняли, что она и на самом деле не такая, как все. Пятнадцатилетняя Вера побывала на спектакле «Франческа да Римини» Габриеле д’Ан нунцио. В главной роли блистала императрица российского драматического театра Вера Комиссаржевская. А в это время другая Вера, которая вскоре станет не менее знаменита, буквально задыхалась от обилия впечатлений. Вернувшись из театра домой, она сделалась замкнутой, ночью у нее поднялась высокая температура: горячка не отпускала девочку целую неделю. Семейный врач объяснил родителям, что их дочь чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. Ей нельзя слишком много читать и... мечтать. Верный рыцарь На выпускном балу с очаровательной Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. А под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого Гумилева.

Так Владимир нашел ключ к ее душе — странной, необычной и будто совершенно отрешенной от всего повседневного. Вера увидела в нем своего верного рыцаря, который, в отличие от всех ее близких, сумеет помочь ей не просто жить, а как бы парить над жизнью. На свадьбу, состоявшуюся в том же 1910 году, собралось огромное количество родственников с обеих сторон. Брат Владимира Холодного Алексей, известный музыкальный критик, отведя жениха в сторону, спросил, почему так грустна и молчалива юная невеста. Владимир не знал, что ответить. Он и сам недоумевал, почему? А Веру просто тяготило шумное застолье, прозаичные, шутливо-грубоватые тосты гостей... Такая преамбула совершенно не сочеталась с ее идеальной романтической любовью. Вырвавшись из родительского дома на волю, Вера каждый вечер увлекала мужа в театр.Но чаще всего ходили в синематограф «Буфф», что на Садовой. Изобретение братьев Люмьер только-только начинало обретать популярность в стране. Как раз в 1910 году на российских экран ах появилась картина «Бездна» с Астой Нильсен. Холодного прямо-таки пугала та страсть, с которой Вера стремилась попасть на все картины с участием датской актрисы. Дома Вера неподвижно застывала перед зеркалом и подолгу смотрела на свое отражение. «Такая жизнь дальше продолжаться не может, - решил Холодный. — Вере надо заняться чем-то реальным, иначе ее вечные грезы наяву плохо кончатся». Когда в 1912 году у Веры родилась дочь Евгения, муж вздохнул с облегчением: теперь-то она, наконец, займется настоящим женским делом, некогда будет мечтать. Еще через год Владимир уговорил жену взять на воспитание приемную дочь Нонну. Вера — покорная жена. Она никогда не спорит и трогательно заботится о детях. Но в ее огромных глазах поселяется разочарованность. Королева теней ...

Режиссер В. Гардин заметил красивую брюнетку из окна своего кабинета. Она шла со стороны Александровского вокзала по Тверской-Ямской. Когда незнакомка прошла в его кабинет, режиссер испытал некое смутное беспокойство: в красоте этой женщины таилось нечто манящее и отравляющее одновременно. Она сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы он дал ей роль на экране. «Но нам нужны актрисы, а не просто красавицы», — заметил Гардин. Странная девушка смотрела ему прямо в глаза: «Мне очень нужна роль». Отказать ей совсем, бесповоротно он тоже почему-то не мог. Вот уже год продолжалась война России с Германией, и единственного кормильца семьи Владимира Холодного призвали на фронт. Вся надежда была на Веру. Мать даже не могла себе представить, к чему приведет беспечный поступок дочери. После первых же двух фильмов Евгения Бауэра — «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» (1915) — Вера Холодная загипнотизировала всю Россию. Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивали сь в колоссальные очереди. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун. И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали овторения «аттракциона» снова и снова. Холодная не могла поверить в такой успех: ведь она не Ермолова, не Коонен, не Бернар, наконец. Она со страхом говорила сестре: «Ты знаешь, у меня такое чувство, что меня живой вообще не существует. То, чем они восхищаются, — ведь это не я. Это всего лишь моя тень». Но в ее голосе слышался не только ужас, но и странное удовлетворение.

Для своих близких Вера действительно постепенно превратилась в призрак, который теперь они встречали только поздними вечерами, когда она возвращалась с очередных съемок. За четыре года Холодная снялась почти в восьми десятках лент! Горе и снова любовь От выдуманной жизни Веру сумело оторвать лишь горе. Летом 1915 года пришло известие, что поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой и положение его очень серьезно. Мать Веры боялась, что из-за работы дочь не поедет в госпиталь к мужу. Но в Вере пробудилась верная жена, и, отправившись на фронт, она целый месяц провела у постели Владимира. Он был беспредельно счастлив. Расспрашивал о семье, о детях. А Вера то и дело сбивалась на рассказы о сценариях, о съемках. Наблюдая лихорадочный блеск в ее глазах, муж понял, что царство теней выиграло у него битву за Веру. Он только сказал ей: «Ты все-таки не забывай о детях. Им ведь нужна реальная мать». Как только здоровье мужа немного улучшилось — Вера тотчас поспешила в Москву. Тем времен ем фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. Только один кинотеатр давал в год фирме Ханжонкова фантастическую по тем временам сумму — 50 тысяч рублей. Вере предлагали уехать в Европу, сулили огромные гонорары. Но ей казалась нелепой мысль об отъезде. Куда? Зачем? Здесь у нее все есть и ее все устраивает. У нее, разумеется, всегда был легион поклонников. В Холодную влюблялись все, с кем она работала, сталкивалась, на кого бросала случайный взгляд: В. Максимов, О. Рунич, говорят, даже сам Станиславский, предлагавший ей перейти в труппу его театра. Она купалась в обожании, но... никогда физически не изменила мужу. «Рабой любви» она была только на экране.

А главное — ее фантазии были для нее гораздо большей реальностью, чем сама реальность. Она обожала платонические романы. Однажды никому не известный худой солдат привез Вере с фронта письмо от мужа, а потом стал приходить каждый день. Просто садился и не сводил с нее глаз. Этим солдатом оказался Александр Вертинский. Он тоже был в нее безнадежно влюблен, посвящал ей песни. Вера отвечала ему своеобразной взаимностью. Как-то Вертинский и Холодная выступали в одном из московских госпиталей.Все недоумевали — какой номер могут исполнить вместе невзрачный солдат и шикарная красавица? И вдруг эта пара стала танцевать танго. В этом танце высказалась вся их нереализованная любовь друг к другу, их взаимное восхищение, печаль. С Вертинским, как и со всеми ее поклонниками, Веру Холодную связывал не роман, а гораздо больше ее волнующая возможность романа и любви... «Ваши пальцы пахнут ладаном» Вера не заметила перемен, происшедших в 1917 году. Ей было некогда. Летом 1918 года, чтобы закон чить натурные съемки фильмов «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза», Вера вместе в режиссером П. Чардыниным выезжает на юг. С собой она взяла дочку Женю, маму и младшую сестру. Едва оправившийся от ранения муж остался в Москве. Все были уверены, что скоро вернутся в Москву. Одесса была тогда оккупирована армией Антанты, власть менялась не по дням, а по часам. Съемки, концерты... И вдруг 17 февраля 1919 года — непостижимое известие: Вера Холодная скончалась. В возрасте 26 лет. По стране мгновенно поползли зловещие слухи: ее погубил из ревности влюбленный в нее французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; ее убили белые за то, что она была красной разведчицей; ее убили красные за то, что... На самом деле в ноябре 1918 года у Холодной случилась острая форма ангины. А в гостинице «Бристоль», где она жила, температура не поднималась выше минуса девяти. Ангина перешла в вирусную «испанку», от которой тогда не было лекарств. Врачи и близкие, находившиеся у постели больно й, рассказывали, что, даже умирая, Вера... будто играла сцену смерти.

Чувствуя, что ее минуты сочтены, она позвала из соседней комнаты свою дочь Женю, величественным жестом велела ей опуститься на колени, положила руку девочке на голову и грудным и прочувствованным голосом благословила ее. После чего, грациозно откинувшись на подушки, Вера Холодная ушла в то царство теней, из которого уже не возвращаются. Ее лицо было абсолютно спокойно. «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо вам, никого теперь не жаль», — написал Вертинский. Через три дня после ее смерти на экраны вышла кинохроника П. Чардынина «Похороны Веры Холодной». Сестра Веры Софья вспоминает, что, глядя на эти кадры, даже близких пробирал холодок ужаса: была ли Вера Холодная реальной женщиной или она существовала только на экране?




Бовин Александр Евгеньевич (Политический обозреватель газеты)
Авогадро Амедео (Физик, химик)
Гуляев Юрий Александрович (Певец)
Курочкин Василий Степанович (Поэт, сатирик)
Мортон Уильям Томас Грин (Дантист (ввел в практику наркоз))
Олдрич Роберт (Режиссер ("Целуй меня до смерти"), продюсер)

В избранное