Лесков Николай Семенович родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника судебной палаты, происходившего из духовного сословия.
Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им имении Панино.
В 1841-46 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в орловскую палату уголовного суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.
В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков поселяется в Киеве, увлекается старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.
В 1857 выходит в отставку и поступает на частную службу в крупную торговую компанию, по делам которой изъездил почти всю европейскую часть России.
Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начинает печататься в "Отечественных записках".
В русскую литературу пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865).
В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.
Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в повести "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870).
В 1870 - 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел".
Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).
В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. 21 февраля (5 марта н.с.) 1895 Н.Лесков скончался.