Дельвиг Андрей Иванович (Инженер, руководил строительством водопровода, железных и шоссейных дорог)
Дельвиг Андрей Иванович родился в 1813 г., образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения.
Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.
Окончив в 1853 г. работы по сооружению московского водопровода, Дельвиг принялся за ученые работы по вопросу о водоснабжении. Результатом его трудов явилось сочинение "Руководство к устройству водопроводов", напечатанное в 1857 г. (удостоенное Демидовской премии) и обнимающее собой теоретическую разработку вопросов гидравлики, имеющих связь с водоснабжением, с дополнениями на основании собственной практики автора. Кроме того, Дельвиг в 1842 г. отличился устройством Варениковской переправы через реку Кубань, на левом берегу которой расположены были враждебные России натухайцы, за что был назначен состоять при главноуправляющем путями сообщений графе Клейнмихеле. По поручению главноуправляющего Дельвиг составил проект постоянного моста через Днепр в Киеве, построил шоссейные дороги от Померанья до Едрова и от Малоярославца до Бобруйска. В Венгерской кампании участвовал в качестве инспектора
военных сообщений нашей армии.
С 1861 по 1871 г. Дельвиг как главный инспектор и начальник железных дорог принял участие в постройке железных дорог, причем в течение этого периода выстроена большая часть существующей ныне сети железных дорог в России.
Дельвиг был первым председателем образованного при его участии русского технического общества и ему принадлежит заслуга по устройству первых железнодорожных школ, возникших по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железнодорожными обществами. В Москве, при участии нескольких железных дорог, учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом.
С 1867 по 1871 г. Дельвиг председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором в 1887 году.