Франсуа Рене Шатобриан (Chateaubriand) родился 4 сентября 1768 года в Сен-Мало, умер — 4 июля 1848 года в Париже.
Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793—1800 — в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации — посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности.
Литературное наследие Шатобриана составило основной фонд т.н. консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» наметилось разочарование Шатобриана в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Шатобриана от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Шатобриан противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие.
В повести «Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) Шатобриан полемизирует с концепцией «естественного состояния». Эгоистической активности индивида Шатобриан противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802). В своей апологии христианства Шатобриан утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца.
Традиционная для Шатобриана антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес «История последнего из Абенсераджей» и «Натчезы» (оба опубл. в 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Шатобриан подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. в 1848— 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Шатобриан высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.