Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго


 

Мои приветствия!

Про лень нашла чудесное объяснение наше Светланы Добровольской.

 Как же приятно еще раз напомнить себе о не истинности этого понятия! Мне очень близка эта тема, меня точно так же как и Светлану в семье называли лентяйкой, потому что у меня на лице всегда было написано, как я не хочу делать во многом бессмысленные бытовые дела. А внутренний груз от весящего на шее ярлыка «ленивая», всплывал очень часто и во взрослой жизни. Когда недовольство собой просто заставляло задыхаться и уж тут и это напоминание не дремало и до-кучи и оно заставляло мучительно гнобить себя, что я ужасный человек, ленивый человек.

Развенчание мифа о нашей лени и лени наших детей в статье Светланы Добровольской.

Про лень

Здравствуйте, друзья!

Моя специальность позволила мне сделать ряд удивительных открытий о себе.  Об одном из них хочу рассказать сейчас, поскольку именно осознав  его,  я смогла быть полезной множеству детей и родителей в  развенчании «мифа о Лени» - одном из самых разрушительных для нашей, родительской, профессии мифов.  Потому что  «Как Вы лодку назовете  – так она и поплывет!..» Лень – это миф, мешающий жить и использовать собственные неповторимые ресурсы.

 В моей семье любили рассказывать о моей потрясающей  медлительности в детстве. В то время, как мне исполнилось не многим более года, в силу сложившихся   семейных обстоятельств меня забрала папина мама в свой бревенчатый сруб,  в необыкновенной красоты лесные места на границе Казахстана и Омской области.

 Так вот, что со мной там только не происходило! Зимой, возвращаясь от озера с санками и ведрами, бабушка потеряла меня, а я совершенно спокойно и молча лежала в сугробе,  разглядывая небо, пока пропажу не обнаружили и не вернулись за мной;  в другой раз  гусак  схватил меня за комбинезон, у горла, лупил   крыльями, а я время от времени только тянула «Ба!...» -в это время, пока та доила корову. И только на 5-6 раз я вполне равновесно добавила: «гусь тут меня треплет!» и бабушка, перевернув ведро, кинулась меня спасать – гусь вообще-то сильная птица, может и глаза выколоть!..

 Говорить я начала очень рано и очень обстоятельно. Сразу предложениями. Двигаться не любила и часами могла разглядывать картинки в книжках. Была таким очень упитанным задумчивым ребенком. С того момента, когда я начинаю помнить папу, он мне говорил вполне добрым голосом, но совершенно утвердительно: «Лень вперед тебя родилась!..» Постарше ( лет в 7) пошли комментарии: «Ты же умирать от жажды будешь, за водой не сходишь – лишь бы не шевелиться!..» Что мне было слабо понятно, поскольку мне,  действительно казалось нецелесообразным шевелиться без лишней нужды. Правда к этому возрасту я уже изрядно отощала, весь шестой год своей жизни я тяжело болела всеми возможными детскими и недетскими инфекциями (психосоматической природе которых можно написать отдельную статью!)         А несколько лет назад я прочла книжечку Е.В. Мурашовой с замечательным названием: «Дети – тюфяки и дети-катастрофы», где нашла подробное описание своего психофизиологического  типа (за небольшим исключением – мне всегда было интересно активное познание) Там даже про санки пример приводился как типичный.   Автор очень доступно объясняет, что медлительность детей, подобных мне в детстве, является не «ленью», а особенностью работы мозга, которую проще всего назвать  инерцией.

Ребенок с таким типом физиологии нуждается в спокойной  размеренной обстановке, для раскрытия сильных сторон своей индивидуальности. Автор книги делает упор на медлительных «детей -ремесленников» , а я в своей практике сталкиваюсь с медлительными «детьми -философами».

 Детьми, которых взрослые считают лентяями, обвиняют их, заставляют чувствовать себя «не такими как надо», а главное  своей суетой тормозят развитие талантов и способностей, заложенных в этих  детях природой!..

Что такое инерция в поведении ребенка? (натянул один носок утром , собираясь в садик, и –«завис») Это – обращенное внутрь внимание.

Именно то, чему учат на тренингах по личностному росту, или  на занятиях йогой.  Сегодня ученые доказали: умение «погружаться в себя» - крайне благотворно как для тела, так и для  психики человека, поскольку все самое важное происходит внутри нас, а мы даже не осознаем этого, не то, что не контролируем!

 

Наша материалистическая цивилизация не предполагает в ребенке никаких глубин. Однако, именно дети наиболее близки к ощущению Целостности жизни, интуитивному пониманию настроений людей, восприимчивости к звукам, краскам, запахам!.. Все это требует «обработки», во время которой как раз и складываются новые синаптические связи в мозгу (биологический «компьютер» развивается!)  А маленького человека все время отвлекают «делать» что-то. Ладно, там – умываться, раздеваться! Так ведь – тупые мозаики собирать, или повторять примитивные задания за взрослым…

 Один из великих мыслителей 20 века, вспоминая о своем детстве говорил: «Обычно в доме берегут покой со словами: «тише, папа работает!». Мне повезло. Я рос в семье, где говорили: «Тише, мальчик созерцает лилии!..» Этим он объяснял свои удивительные интеллектуальные и духовные возможности.

Таким образом, дети, склонные к созерцанию или самопогружению, на самом деле проводят огромную работу, результаты которой проявляются гораздо позже.

Мне повезло в раннем детстве – не мешали, а  вот позже приходилось все время преодолевать чувство вины из-за того, что вместо активных действий я счастлива размышляя или наблюдая. Это назвали ленью,  я в это поверила. И все время с собой «боролась», заставляя себя действовать там, где хотелось просто думать и воспринимать. Ужасное раздвоение, в результате, и бессмысленная трата сил  и здоровья. Книги были компромиссом – как бы все же действие, но внутри. Хоть как-то защищает от суеты!.. 

Добавлю только, что именно уважение родителей к внутренней жизни медлительного ребенка побуждает его по-быстрее действовать в бытовых ситуациях – потому что ребенок чувствует себя «нормальным» и даже «особенным», ему не надо, сопротивляясь Вашим «ускорениям»сохранять себя, свой  уникальный тип психики. А ведь именно за этим – принести в этот мир свой неповторимый вклад - каждый из нас и рождается!..

Еще очень важный момент: медлительный ребенок может после 12-14 лет стать совершенно другим – активным, деятельным, не утратив,  однако, способности глубоко погружаться в интересующий его предмет. Для таких людей есть даже специальный термин: «интровертный экстраверт», человек, способный быть «душой кампании», но восставливающийся в одиночестве: за книгой, на природе. (Весьма сбалансированная личность, кстати.)

 

В другом случае понятие лени  связывают  с беззаботностью и «бездельем».

Через мои руки прошло множество удивительных, творческих, авантюрно-исследовательски настроенных, прекрасных детей. Одни из которых просто «ускользали» от навязываемых им обязанностей и забот, а другие бурно сопротивлялись им, спасая свою Душу от рутины и стандартизации.

 На самом деле все лучшее в этой жизни создано  увлеченными людьми. А увлекаться обязанностями невозможно. Поскольку обязанности – навязаны. А то, что ты сам выбираешь делать –это твой выбор.  Вместо того, что бы позаботится о выборе  ребенком жизненно важных дел, вся система воспитания-обучения основана на навязывании чуждых ребенку «долгов»: от чистки зубов, до уроков. Если  ставить их на первое место –у ребенка не останется времени Жить - познавать новые впечатления, ощущения, опыты. То есть - развиваться.

 Из-за того, что ребенка отвлекают-побуждают-заставляют  делать то, что выбирают взрослые,  он лишается возможности исследовать и получать счастье от того, куда ведет  его собственная Душа. А именно то, на что откликнулась Душа в детстве – прорастает потом всю жизнь!..

 Вот откуда у нас такое огромное количество молодых людей, которым «ничего не надо» - это жертвы перебитого взрослыми интереса к внутренней или внешней жизни!.. Поэтому радуйтесь, если вам не удается победить ребенка  и отвлечь его от собственных занятий   Вы передали ему хорошую жизнеспособную генетику!..

 Причем же здесь лень?

А при том, что нам удобнее распоряжаться жизнью детей, вместо того, что бы организовать ее с пользой для всех!

 Для распоряжений нужны основания: ты не прав – я тебя исправлю, ты –не такой как надо, я из тебя сделаю того, кого надо… В этом процессе обвинения необходимы,  вот из поколения в поколение старшие и обвиняют младших в лени!..

 

С Уважением, Светлана Добровольская и Светлана Цветкова

 

Сайт «Обретение силы»

Журнал «Витамины для души»

Женский клуб Светланы Добровольской 


В избранное