Хочу поделить одним наблюдением: часто родители недовольнынепослушанием детей, или даже просто недостатком информации о том « Где
был?», «Что делал?» , «Почему опоздал?», забывая, что для развития человека
вообще-то должны быть свободные участки жизни. В противном случаемаленький человек живет постоянно «под
прицелом» и учится врать. И никакие психологическиесоветы типа «домика неприкосновенности» для малыша не
компенсируют того отсутствия свободы, которое абсолютно распространено сейчас в
жизни детей. Дажеу римских рабов было
место, где они могли уединиться от своих хозяев, а дети наши живут буквально в
«доме 2», не имея право на секреты.
Сегодня моя свекровь –некогда авторитарная, властнаяженщина, а сейчасбезгранично любящая внучек 80-летняя бабушка
произнесла: «Слишком много «глаз» теперь!..Детям жизни нет совсем!.. Вот мы, помню,ч то творили!.. Мама запрещала нам бегать на гору, а мы (пятеро детей
этой мамы –директора гимназии под Харбином ,в русской колонии)побежим на обрыв
и смотрим вниз –кто дольше не испугается… И ничего – выросли все героями!..»
-это по поводу того, что моя младшая дочь с 12 лет самостоятельно путешествует
в Москву из Орла по своим делам, чем совершенно шокирует окружающих.
Конечно, проще запрещать самостоятельные перемещения ребенка
или водить его за руку, чем разрабатывать алгоритм осознанного поведения
в отсутствии родителей. НО если Вы хотите в будущем видеть своего сына
или дочь уверенным и инициативным человеком –поддерживайте их инициативу к
освоению окружающего пространства, а не пресекайте ее.
Молодая мама жалуется мне на ребенка околотрех лет: «Он меня прогоняет с улицы, говорит
–один гулять буду, уходи! Я сам!!!»
Конечно, нельзя
оставить маленького ребенка одного в открытом дворе, но все дело втом, какмама на это смотрит: или
гордится самостоятельностью малыша, или жалуется на лишние заботы!..Ведь надо поддерживать эту самостоятельность,
быть неподалеку,договариватьсяс детьми постарше, о наблюдении – гораздо
проще сказать «нет».А потом удивляться – почему сынок через 10-12 лет ничего
не хочет, никакой «активности» , только
требует от родителей новых материальныхблаг…
Вообще –это интересная
закономерность, которую я вывела из многолетнего опыта: чем меньше у ребенкавозможности исследовать мир, тем больше
потребительства!
Нет не любознательных детей, просто у одних взрослые «подсекают»
«бессмысленную» для взрослых детскую инициативность
в 2 года, заменяя удовлетворение исследовательского инстинкта «откупом» -
сладостями или игрушками, а другие дети
как березка сквозь асфальт – криво, но прорастают.
И часто –не в том направлении.
Мой новый Курс «Женская целостность», который стартует
30 мая как раз затрагивает тему
подлинной материнской поддержкиинициативности
наших детей и одновременно –крепких нравственных
ориентиров, которые может заложить только человек сильный и самодостаточный.