Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго




Родителям обыкновенных детей индиго

 

 Здравствуйте, дорогие мои  коллеги- родители!..

 

 Давно я так к Вам не обращалась! Но тема, которую поднимает нижеизложенное письмо,  как раз затрагивает самую Суть нашей родительской профессии:

 

Кого мы хотим вырастить из наших детей?

И кого  на  самом деле  растим?

 

Итак, письмо:

 

Cветлана, здравствуйте.

Спасибо за рассылку. С удовольствием умнею благодаря вам. Ваши жизнеутверждающие тезисы подтверждают мои  действия-поступки.

Правда не всегда все получается, срываюсь иногда. За что себя корю. Но речь не об этом.

 

Знаю ваше отношение к  проблемам обучения в школе. Разделяю его. Но  зашла в тупик. Подскажите, как быть. Ребенок не хочет учить английский.  Ему 10 лет. Все мои объяснения (работу высокооплачиваемую не найдешь, не сможешь общаться со знакомыми-австралийцами)....не имеют никакого воздействия. Учит из-под палки. 

То, что у него нет способностей к ин. языкам, я знаю. Но нужно же школу закончить!!! Не хочется, чтобы из 12 возможных в табеле стояла 2. И дело даже не в двойке. Если я сейчас попущу, то с таким же "успехом" он спасует перед другими трудностями в жизни. А я бы этого не хотела. У нас замечательный репетитор. С его помощью имеем 7 баллов. Но это же не выход!!!

Возможно, эта тема будет интересна подписчикам. ( Не обязательно пример с английским)

Например, у меня нет способностей к математике. В старших классах - да, подруга под копирку писала, а я списывала. Зато я ей сочинения ваяла. Но до 8-го класса включительно я усидчиво постигала всякие косинусы и площади фигур,  и небезуспешно. имела 4 балла (из 5) за труд

А у сына трудом и не пахнет. Не хочет - и все. 

спасибо за понимание.
Оксана»

 

Мне очень понятна позиция Оксаны, поскольку я сама так думала лет десять назад. Мне тоже казалось, что я, не кнутом, так пряником заставляя дочь заниматься тем, от чего ее воротит, забочусь о ее будущем: заставляя приобретать полезные навыки, одновременно воспитываю  трудолюбие.

 

Какое счастье, что мои дети оказались крепкими орешками, и пришлось мне отказаться от своих родительских иллюзий, одновременно обогатив собственную жизнь небывалыми возможностями.

 

Но прежде чем я коротко коснусь этого процесса, хочу уточнить: если Вам удается заставить своего ребенка делать то, что он не хочет, вряд ли Вам будет интересно нижеследующее.

 

Поскольку только полная безвыходность ситуации побудила меня выйти за рамки стереотипов и освободиться от множества ограничивающих сознание представлений.  Для тех, кто недавно подписался на рассылку:  дети мои (20 и 14 лет в данный момент) росли очень чувствительными  и в случае давления (даже самого корректного) начинали серьезно болеть. Да и дружили мы с ними очень. Тяжело находиться в конфликте с близкими любимыми людьми. Хотелось все время так извернуться, что бы и волки сыты (школа) и овцы целы (отношения хорошие с детьми - взаимное уважение и любовь)  Практика показала, что это невозможно, пока мы родители не научимся быть честными с самими собой.

 

Оксана, я прошу прощения – сейчас я на Вашем примере буду разоблачать нашу, родительскую,  "фальшивую" позицию.  Но это не значит, что Вы «не правы». Это значит, что все мы, родители, так типично заблуждаемся.  И  я бы сказала, страдаем еще больше детей!

 

 Итак.

 Когда ребенок отказывается учиться (заниматься каким-нибудь конкретным предметом, или - вообще) мы сначала начинаем его убеждать как важно учить тот или иной предмет для будущей взрослой  жизни.  (работу высокооплачиваемую не найдешь, не сможешь общаться со знакомыми-австралийцами)....

Довольно легко и быстро ребенок опровергает наши аргументы, приводя в пример  процветающего владельца бизнеса «дядю  Колю», который  и не отрицает своих слабых школьных успехов в прошлом, или , наоборот –глубокоуважаемую бабушку –искусствоведа, которая  всю жизнь путается с таблицей умножения. В том смысле, что дети не дураки, и прекрасно видят – у каждого свои сильные стороны, прожить  ( еще как успешно!) можно  без знания любых специальных дисциплин.

 

Тогда мы первый раз делаем резкий разворот и теперь уже убеждаем детей в пользе и значимости не знаний как таковых, а оценок: Но нужно же школу закончить!!! Не хочется, чтобы из 12 возможных в табеле стояла 2.

( в институт не поступишь, и т.д.)

 

Однако, ребенок живет прямо сейчас, и безразмерная тоска от бессмысленных для него занятий ощущается прямо сейчас, поэтому отдаленные перспективы для ребенка –не аргумент. Но самое смешное, что это не аргумент и для взрослого: мы живем в эпоху тотального кризиса образования: никакой диплом не гарантирует достойного рабочего  места, а главное – купить можно любую бумажку!..

В глубине души родители и сами это знают, поэтому главным  аргументом  наконец на поверхность выходит  страх воспитать тунеядца:

 

И дело даже не в двойке. Если я сейчас попущу, то с таким же "успехом" он спасует перед другими трудностями в жизни. А я бы этого не хотела.

 

Совсем недавно я в неформальной обстановке общалась с преуспевающими молодыми дедушками-бабушками, которые находятся в отчаянии от безразличия внуков к учебе: из-под палки учатся, не смотря на хорошие способности, все время «сидят в компьютере».  Очень быстро мне удалось найти понимание с этими людьми по поводу бреда современных школьных программ, и они перешли к главному аргументу:  Кем же вырастут эти дети, если они такие ленивые и не хотят справляться с трудностями?..

 

И вот здесь мы подходим к ключевому конфликту поколений и к некоторым базовым  Мифам  прошлого. Например,  к мифу о том, что

 

Трудности приходят к нам «снаружи» - живет себе хороший, трудолюбивый человек, и героически преодолевает трудности! И гордится этим! И требует еще от окружающих оценки своих подвигов ! И обижается , что этой оценки не получает! И болеет потом от этого! И опять ожидает от окружающих  -теперь уже сочувствия!  А когда не получает –начинает обвинять тех, кто не ценит и сочувствует… А те, кто уже устали  от этих требований  спрашивают: « Зачем? Зачем бороться с трудностями? Может лучше поискать другую дорогу – в согласии с собой?..»

 

Сходите на любой тренинг личностного роста, или лидерскую программу и Вы узнаете, что все трудности –отражение нашей внутренней неустроенности, неуверенности, непонимания самих себяИ вместо того, что бы учиться бороться с трудностями надо учиться жить в гармонии с миром и людьми.

Что оказывается – очень даже возможно!... 

И трудно , заметьте, но  - ужасно интересно!  А главное – результаты окрыляют!.. Потому что совершенствуешь причину –самого себя!..

 Это счастье, что нынешние дети имеют иммунитет к обучению их «борьбе с трудностями»:  Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!..

 

Трагедия в том, что пока мы заставляем детей бороться с не своими трудностями – добиваться того, что нам, взрослым, надо  мы отвлекаем их жизненные силы на борьбу с нами!..  И растим действительно - потребителей-тунеядцев.

Вместо того, что бы дать им возможность «накачивать мускулы» преодолевая трудности на пути к собственным целям.

 

Легко ли стать крутым рейдером на «скейте» или bmx`e ?.. Или выйти со своей  группой в финал городского рок-фестиваля?.. Или  победить в чемпионате по counter-stike ?.. Сколько упорства, выдержки,  терпения и гибкости  нужно проявить, что бы осуществить выше перечисленное!..

 

А как относятся к этим увлечениям взрослые?..

 

  Однако именно эти – сформированные в достижениях собственных целей  личностные качества (я уж не говорю об умении  достойно проигрывать, или великодушно выигрывать!)  легко применяются повзрослевшими «неформалами»  во взрослой жизни. Я специально  интересовалась, как  складывается жизнь у ребят, имевших возможность найти и реализовать свои наклонности– отлично , я Вам скажу!.. И в бизнесе, и в обретении необходимого диплома!.. А самое главное –«обучаемые»  они очень, потому что –свободные.

 

 Английский –это прекрасно! Но поймите, в 10 лет человек не может понять ценность владения языком. Зато отлично понимает ценность катания на сноуборде, например, и  воспитывает характер в этом процессе.

А в 17, когда ему захочется общаться с коллегами по увлечению со всего мира – он за год наверстает  упущенное, потому что ему это будет нужно.

Если Вы, со своей стороны , восхищаетесь его увлечением!..

 

Ну, не развивается  в наше время человек, выполняя чужую волю!..

Потому что стадный период человечества – закончен, каждый отвечает за себя сам, ни государство, ни партия, ни церковь не дадут тебе ни здоровья, ни любви, ни жизненного успеха!

 А только твои собственные способности активно впитывать жизнь, быстро переключаться и осваивать то, что востребовано в данный момент, быстро разучиваться устаревшим подходам

( есть даже термин такой по про.фпригодности: уровень разучаемости, из-за быстрого обновления технологий), легко общаться с людьми, хорошо понимать себя… 

 

А именно эти качества развиваются тогда, когда ребенок занимается своими делами - не важно строит ли он шалаш во дворе, или  играет в сетевые игры.

 Последнее так «засасывает» потому что является  комплексно развивающей деятельностью – суть-то там не в «стрелялках», а в стратегии и контроле за развитием событий, что дает огромную пищу развивающемуся человеку!..

 Другое дело, что жизнь детей ВНЕ компьютера так пресна и однообразна, что альтернативы никакой они не видят.

 

Зато я точно знаю, что в семьях, где родители умеют активно жить и делегировать ответственность своим детям, последние не «зависают» у монитора. Потому что с родителями и их друзьями - интереснее!..

 

Видите ли, дорогие родители, подобного рода истории:

 

Например, у меня нет способностей к математике. В старших классах - да, подруга под копирку писала, а я списывала. Зато я ей сочинения ваяла. Но до 8-го класса включительно я усидчиво постигала всякие косинусы и площади фигур,  и небезуспешно. имела 4 балла (из 5) за труд

А у сына трудом и не пахнет. Не хочет - и все. 

 

 Только иллюстрируют еще один миф:

 

Трудолюбие –это умение заставлять себя делать то, что не хочется, даже если это занятие не имеет смысла для меня.

 

Если Вы перетаскиваете камни из одной кучи в другую, а потом наоборот –это не трудолюбие , а пустая трата ваших уникальных жизненных талантов. Чем и является для детей учеба в том виде, в каком она существует в наши дни.

 Трудолюбие – это азарт, в достижении цели! А он невозможен, если цель -навязана со стороны.

 

Нет ни одного человека, который бы не пришел сюда , в этот мир, без своих особых способностей. И если Вы посмотрите честно вокруг, то увидите: труд приносит  хорошие результаты только тогда, когда это творческий труд, а не вынужденное рабство.

 

А знаете, почему мы так стремимся воспитать исполнительных работников из своих детей?

Потому что мы сами не умеем делать то, что любим и этим зарабатывать себе на жизнь!.. На эту тему Вы можете посмотреть мою статью двухлетней давности:  http://ican.ucoz.ru/publ/razlichie_smyslov/2-1-0-20

 

Для одного – стоять у плиты –рабство, а для другого –творчество. Для одного разучивать пьесы за инструментом – мука, а о другом мама говорит мне:

« Задолбал своей музыкой, хоть бы в какую-нибудь секцию лучше пошел…»

 

О том, как понять себя и собственных детей, как поощрять их к развитию волевых качеств характера и уверенности в своих силах, как при этом делегировать детям ответственность и не  поддаваться манипуляциям с их стороны – на моих вебинарах:

 Школа или развитие?

       17 января 16.00 - 18.00 время московское

  Как растить этих новых детей?

       30 января 16.00 - 18.00 время московское

Если Вам неудобны день и время вебинара,  Вы сможете приобрести в последствии его аудиозапись.

Добро пожаловать!

 Добавлю, только, что я не сторонник невежества, и знания, необходимые современным людям – это тоже, забота родителей, если они готовы посмотреть правде в глаза. Как это осуществить  на практике – так же одна из тем заявленных вебинаров.

 Отдельное спасибо Оксане за пример! Я не сомневаюсь, что в другие моменты жизни ее посещают другие мысли. Но именно письмо в таком типичном родительском настроении позволило мне разобрать наши с Вами типичные заблуждения.

 С уважением, Светлана Добровольская.

 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное