Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго Выпуск № 6




Родителям обыкновенных детей индиго

Выпуск № 6

 

Здравствуйте, дорогие мои коллеги – родители!

 

Продолжим сегодня разговор о недооценке спонтанной инициативности  наших  детей и вытекающих отсюда последствиях.

 

«…  Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей: прыгал с гаража – сломал ногу; сделал из своей одежды костюм Бэтмана – не в чем идти в школу; нарисовал ворота сказочной страны – оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради.     Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть -  почему для ребенка было важно сделать то или иное действие?  Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило?  ( Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример  обличающим тирадам!)  

 Не надо бояться «анархии» – дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить  Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

 Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться – от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

     Есть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости  творческой  самореализации  детей.  Они не считают возможным превращение  своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности». 

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

       

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся  в свою фантазию в самом «неподходящем» месте.  Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель  бросает серьезное занятие, чтобы проверить  пришедшую в его голову идею! Всем это понятно – вдохновение капризная птица!  Тем не менее, мало кому придет в голову оценить  тщательно выполненный    рисунок своего ребенка, изображающий машину времени  …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.  

 

 Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом! 

 

Вспоминается исторический анекдот из ранних лет жизни великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга  Гетте.  Родители-аристократы отбыли на званный ужин, оставив 4х-летнего мальчика с гувернанткой, которая посчитала возможным запереть малыша в комнате на некоторое время в одиночестве.  Ребенку стало скучно, и он начал развлекаться тем, что по одной бросал из окна  второго этажа драгоценную посуду  фамильной коллекции  саксонского фарфора. Вернувшиеся родители  были возмущены тем, что ребенка оставили одного, но восхитились поведением малыша: «Какой гениальный ребенок -  нашел, чем себя занять!..»  Может быть, поэтому Гетте действительно вырос гением?..

     Я работаю с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более десяти  лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто  мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети,  нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь – в достаточном пространстве для этого.

 Детям необходима среда, в которой они имеют возможность  придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания.  Ни первого, ни второго, ни третьего  у наших детей нет.»

 

Здесь предлагаю прерваться и прочесть письмо из моей почты:

 

«…в нашумевшей статье про детей индиго говорится, что "Его активность сводит с ума бабушку, учителя по дошкольному образованию. Она считает, что внука Даниила надо тормозить, лечить и даже бить, если он не хочет сидеть спокойно, не понимая, какое сокровище Бог дал их семье. Такому развитию событий мешает только сопротивление мамы мальчика, но и она уже падает от бессилия." - Такое впечатление, что мама просто пытается объяснить свое бессилие перед ребенком тем, что он необычный.  Конечно, хорошо, что она его смогла вырастить таким, но теперь-то что переживать. Мы с мужем давно поняли, что приглашать в гости посторонних людей опасно для их психики. И если встречаемся с друзьями, то стараемся это делать вне дома, а лучше за городом. Шквал из трех мальчишек которые хотят всего, непременно и сразу, показать. рассказать, спросить, обычно вводят людей в легкий ступор.

Сейчас столько говорят о недостатке творчества у людей. Откуда ему взяться, если с малых лет нас учат ровно сидеть за партой и высказываться, только если нас спросили. Так дайте же детям расти и жить!..»

 

А теперь продолжим:

«… Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок  -  группы и пугают родителей неформальными объединениями! Однако, если бы в самом младшем возрасте воспитатели (родители, учителя) уважали право ребенка на самореализацию, умело используя выбранное самим ребенком поле деятельности для обучения , самовыражение подростков  не приняло бы таких искаженных форм.

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатором между ребенком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребенку с его жизненными потребностями без ущерба для здоровья, к сожалению, невозможно. 

Аллергии и астматические бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и детские неврозы, общее снижение иммунитета и недостаток развития социально-адаптивных функций,- привычные диагнозы не только школьников, но и малышей! Специалисты  ищут  новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.

Педагоги настаивают на все большей информационной нагрузке, ссылаясь на «требования времени», пытаются «упаковать» как можно больше битов информации в привлекательную форму новых учебников. (Однако даже родители первоклассников с трудом улавливают среди цветных картинок современных учебных пособий доступность и преемственность содержания. )      

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений детской гигиены труда, хирурги - по поводу неизбежного нарушения осанки при таком количестве часов сидения за столом.  

 Родители мечутся от одной системы развития к другой, сводя свое общение с ребенком к перемещению его по различным учебным  учреждениям, надеясь на то, что разностороннее образование станет залогом успеха  на жизненном пути их чада…  

А дети…

Дети становятся все более нервными, агрессивными, нездоровыми, а в последствии -  апатичными. Может быть, выход находится не в поиске новых методик  обучения и воспитания, а в осознании  того, что составляет содержание  жизни  ребенка?..  Может быть, пора понять, что он в первую очередь живет, а потом уже обучается и воспитывается взрослыми…

     

   Создав искусственный интеллект, человечество не смогло научить его главному – способности творить. Парадоксально, но  именно глубокое развитие материалистической науки в области психофизиологии и физики мозга доказало несостоятельность материалистических подходов в анализе мыслительной деятельности человека.  Есть Нечто, что можно назвать неизведанной творческой силой,  Божественным вдохновением, внутренним побуждением к Совершенству, и детям это  Нечто  присуще  с рождения.

        Именно этот внутренний огонь побуждает человека развиваться, а вот на что будет направлена его созидающая или разрушительная сила – зависит от нас, взрослых!  Отнюдь не наставлениями (я уж не говорю - ограничениями!) можно направить творческий потенциал ребенка по созидательному пути, но лишь собственным примером  стремления к красивой, счастливой, творческой жизни!..   Кто-то из философов, касаясь нереализованного творческого потенциала большинства людей, лет 100 назад написал: «Все мы гиганты, воспитанные пигмеями…»  Может быть, найдем в себе мужество прервать эту скорбную традицию? Может быть, попытаемся поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться?  Для этого необходимо поверить в себя – в свой собственный  творческий потенциал, уникальность, интуицию…  Готовы ли мы к этому?..»

 

Хотела дополнить этот выпуск развернутой историей на вышеуказанную тему, но, видимо, будет лучше отложить до следующего раза.

 

Всех, кто присоединился к нам недавно, приглашаю окинуть взглядом предыдущие выпуски – я пишу о том, что не просто пережила на опыте, но и достаточно давно осмыслила и профессионально проанализировала. Поэтому многое из того, что я предлагаю своим клиентам – не "скорая помощь", а скорее "пособие по навигации", в бурном море родительской судьбы. По моему мнению – жизнь тем и ценна, что «эксклюзивна»!.. Каждый из нас свободен выбирать свой  маршрут, и неплохо иметь к нему "сопроводительные документы".

 

Архив рассылки:

 

Выпуск № 1  « О профессии родителя»

Выпуск № 2  «Свобода и ее значение в жизни ребенка»

Выпуск № 3  « Раннее развитие и что под этим понимать»

Выпуск № 4  « Стереотипы в нашей жизни: « Ребенок плохо ест!»

Выпуск № 5 «Проблемы детей –стимул нашего развития. Инициативность (ч.1)»

 

Всего доброго!

Пишите!

Светлана Добровольская

 

 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное