Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго Выпуск № 5




Родителям обыкновенных детей индиго

Здравствуйте, дорогие мои  коллеги-родители!

 

Вышло уже 4 выпуска рассылки «Родителям обыкновенных детей индиго» и, судя по письмам, аудитория разделилась: кто-то хочет получить ответ на частный вопрос, не предполагая изменения всей «картины» взаимоотношений с ребенком, а кто-то уже понял – частных «решений» не бывает. Процесс жизни нельзя разделить на автономные составляющие: «это -  мое отношение к себе, а это – к ребенку; это – моя любовь к сыну, а это -  то, чего я cам  хочу добиться в жизни»…

Вы обращали внимание на то, как мало вокруг действительно счастливых людей?

Как привычно мы поддерживаем имидж  под девизом: «все нормально», или «не хуже других» и вдруг – серьезная болезнь ребенка… конфликты со сверстниками… полное взаимонепонимание с недавно таким милым малышом… протест против любых занятий…

 

Я глубоко убеждена, что «разрастание» проблем, касающихся поведения, обучения и здоровья детей, - стимул современной Эпохи для нас!.. Да-да!..

 

К сожалению, человечеству свойственна инерция мышления и склонность к стереотипам. Жизнь вокруг нас меняется быстрее, чем наши представления о ней. Дети реагируют на эти изменения первыми и, по неумолимому закону сохранения жизнеспособности, обнаруживают новые  паттерны поведения, оптимальные для нового  времени!

Согласитесь, что скорость обновления, а точнее разрушения  привычной среды человеческого обитания, никогда не была столь стремительной – всего 30 лет назад в России трудно было представить массовое потребление «бутылированной» питьевой воды, почти синтетической пищи, мыльных сериалов и телешоу  общего направления «подглядим в замочную скважину». Давно нет планово - распределительной системы, общепринятого мнения «Что такое хорошо и что такое плохо», а родители и педагоги изумляются «непохожести и неуправляемости» новых детей!.. Однако, когда это «изумление» переходит в разряд невыносимой ситуации, люди обращаются к специалисту (если повезет) и… оказывается, что они вообще  «разрушительно» живут – не те у них приоритеты, не умеют они  любить  и ценить  себя, своих близких, а так же то, что имеют; мысли их заполнены заботами и разочарованиями, борьбой с негативным поведением домочадцев или коллег… Неудивительно,  что в конце концов «гром грянул!»..  

 

Думаете, им никогда не встречалось информация о том, как важно начинать день с улыбки, а заканчивать благодарностью?.. Что вынужденные  компромиссы разрушают здоровье?..  Что отказ от своей мечты навсегда  лишит крыльев?..

Да что это я – «они», да «они»!.. Было время, когда я сама НИ ЗА ЧТО не нашла бы в себе сил изменить свое сознание, если бы не дисбаланс в жизни ребенка!..   Двадцать лет  назад Выход из болота стереотипов означал конфронтацию с общепринятым мнением общества, в том числе близких  людей!.. А это было не очень приятно. Поэтому я  много изучала теоретически, но успокаивала себя известной притчей про ученика, пришедшего за мудростью к Учителю:

Молодой искатель пришел к Гуру и сказал: « Великий учитель, возьми меня в ученики!..» Тот  повел юношу к водоему, завел довольно глубоко в воду и слегка "притопил".  На берегу

отдышавшийся ученик на вопрос "Чего ты больше всего хотел под водой?" ответил: "Воздуха!"  "Вот когда так же захочешь мудрости - тогда и приходи!.."

Мне казалось, я и без кардинальных перемен живу не плохо,  но рождение дочери и усугубляющаяся нестыковка ее потребностей и

ожиданий окружающих привели к «взрыву». Только через 14 лет, когда я встретила первые книги о «новых детях», мне стало понятно, что мой жизненный выбор – это больше, чем стремление решить свои проблемы!.. Информация из разных областей знания – от психофизиологии до философии,  большая психолого-педагогическая практика -  позволили мне к  тому моменту помочь  многим семьям обрести  уверенность в том, что их ребенок – нормальный, талантливый, здоровый, просто он «пионер» в этой жизни!- Немного опережает действительность.

 В наши дни стало очевидным – в чем именно.

Во всем мире идет процесс осознания, что самое мощное оружие на земле – человеческая мысль!.. Один фанатик способен  уничтожить тысячи людей и никакие армии и спецназы не смогут его остановить… Что коллективное поле человеческого сознания стимулирует экологические бедствия, что  насилие порождает  насилие, какими бы благими целями оно не руководствовалось. 

И дети - эти чудесные крохи - с первых месяцев жизни внимательно глядящие в наши глаза, своей чувствительностью и неожиданным реагированием  побуждают нас осознавать то, что мы делаем  каждый раз, когда наши действия вызывают дискомфорт в их состоянии.  Мастерству этого осознания и посвящена моя рассылка. Ведь именно способность управлять своим внутренним миром – то, к чему нас «вынуждают» дети -  позволит людям в частности и человечеству в целом изменить свою Жизнь!..

 

Я знаю -  многие читатели присоединились к нам недавно, поэтому позволила себе сделать такое  обширное теоретическое отступление. А для «практиков» привожу ниже отрывок моей статьи, посвященной инициативности детей.

 

«… Давайте обратим внимание на то, есть ли место в жизни ребенка для подлинно самостоятельного творчества?  Удовлетворяется ли его потребность в самовыражении  в семье, в саду, в школе? Возможно ли это  вообще?..  Ведь у взрослых есть  цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста  стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых  планов расходуются жизненные силы и время детей.   Но  есть ли в жизни ребенка  достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например,  рассмотреть,  как играют лучи в сосульке, или -  с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?.. 

 

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать – нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в  самоопределении и самореализации!  Жизнь растущего человека крайне регламентирована:  практически не сравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых – самообслуживание, учеба, личная гигиена, и - творческие побуждения ребенка.  Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении – создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора.  Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!.. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это  другая  деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с   элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети   уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных  школах,  предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться » - сказала мне однажды одаренная  девочка-подросток   по поводу претензий взрослых к  «строптивости» ее поколения.

       Для того,  чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у  ребенка, прежде,  должна быть возможность  развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

 Полуторагодовалый малыш  с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю; трехлетняя девочка  в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать; восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона…  Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит  то, кем он вырастет –  безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

      Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50  лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности – прагматизм, ответственность, рассудительность. Однако  с развитием постиндустриального общества и  появлением  такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли  совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм,  игровое отношение к работе (Не случайно  эффективные тренинговые программы  для менеджеров проводятся  в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования – независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного   принципа нашей системы образования: «делай как я») – являются базовыми  слагаемыми жизненного успеха в  мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

      Кто-то может возразить – хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками,  доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в жизни детей совсем мало места для их жизни.

 

В наши дни взрослые начинают оценивать  деятельность ребенка ее «полезностью», начиная  со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом,  учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..»

( продолжение следует.)

 

Буду рада ответить на ваши письма,

до встречи,

Светлана Добровольская.

 

 

Друзья рассылки: 

"С Любовью и Благодарностью к детям" 

 “Думай своей головой” 

“Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?”

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное