Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим? Мифы уходящей эпохи. Выпуск 8


Информационный Канал Subscribe.Ru

Автор рассылки
Александр Шестаков
future@shsd.ru

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим?

Выпуск 8
Наш сайт:
Вперед, в БУДУЩЕЕ!
future.shsd.ru

Миф о Прогрессе. Декомпозиция.

Философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его.
(Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4).

Извините, но предыдущее письмо "Радости профессии..." - это был отрывок из книги "Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы" Фредерик БРУКС. Я просто забыл указать %)

--

С уважением,

Навий

Лучше поздно, чем никогда. ;) Однако пожалуйста будьте внимательнее с чужими цитатами. Нарушение авторских прав может стоить нам с вами, любезные мои соавторы, закрытия рассылки. Но вернемся к нашим мифам.

Доброго времени суток, Александр!

С интересом прочитал в рассылке Ваши логические построения о "вреде" (именно в кавычках, поскольку вред может принести только применение технологий - "правильное", "неправильное", не суть) компьютеров и поймал себя на какой-то даже крамольной для компьютерщика мысли: "А нехай и правда?" :)

Правда, когда дело дошло до сравнения цены и ценности прогресса, причём, очень даже не в пользу последней, я подумал: "Стоп! А вот это уже явный перебор и на это следует ответить так..." И хотел было поспорить... Но тут же вспомнил, что большинство аргументов, которые мне хотелось бы привести, есть в одной интересной книге. И в гораздо более расширенном виде. Очень рекомендую: Александр Лазаревич, "Генератор желаний", можно найти в сети. Написана, кстати, в 1986 - 1988 г.г.

А от себя хотелось бы добавить, что сейчас прогресс можно сравнить с катящимся колесом (сравнение, хоть и неоригинальное, но довольно наглядное. Здесь: движение = жизнь). Если его не продолжать толкать (что не исключает управления и даже, иногда, слабого притормаживания, дабы разобраться с тем же управлением) оно (колесо) просто упадёт. И вероятность уже никогда не поднять его, будет весьма отлична от нуля...

С уважением, Михаил Щербаков.

maskandal@mail.ru

Я ответил Михаилу так:

Спасибо за великолепное сравнение. Картина меня просто восхитила: огромное, гремящее, неудержимо набирающее ход колесо. На своем пути ровняет с землей все живое, оставляя грязную уродливую колею. Рядом суетятся, не поспевая, люди, не зная уже, то ли толкать его, то ли тормозить, то ли следить, чтоб под колесо не угодить. Задуматься, ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО времени уже не хватает...

Михаил, зачем нам это колесо, а?

Да просто потому, что оно (колесо, кольцо, она (спираль - лучше, гораздо лучше!)) есть! И никакие технофобии, переходящие в киберпанк (не в смысле литературного жанра, а... ну в общем Вы поняли, да?) не смогут его остановить!

Замедлить - допустим...

Итак, что мы имеем с гусЯ?

1. Единение с природой? "Прелесть отдыха под открытым небом в хорошую погоду" - благорастворение воздухов, да и только <=> "То же самое в плохую" - J. C. J. , троим в одной лодке было виднее, однако...

2. Продолжительность жизни? Стоит заметить, что для простого смертного, данный вопрос (скорее задача) - явно не фоновый режим, а приоритет намбарр уан! Но и тут даже без простой операции по удалению аппендикса мы бы не далеко ушли. И ёлы-палы, не надо о библейских персонажах - это скорее регресс...

3. Человек есть то, что он ест. Согласен, если плясать от экологической чистоты пищевых продуктов, то да-а-а! Читая у Гоголя описание трапезы этих самых мёртвых душ, я (хоть и далеко не гурман) чуть не прослезился. Но... Но! Сколько людей, допустим, в Европе сейчас умирает от голода? В прямом смысле - им нечего есть? Сравните, Александр, с любой статистикой (да хоть даже и с СССРконстантой - 1913 г. ;-)). И ёлы-палы, не надо об Африке - в целом она гораздо дальше от КОЛЕСА, чем Вы от него, например.

4. Информация. Ну, тут мне и говорить нечего. Конечно, вместо того, чтобы сейчас Вам писать (а ведь в онлайне, да в дайлапе - зацени!) я мог бы качать себе порнушку. Дык, натура человекова такова, и как раз здесь прогресса не наблюдается. Хотя... Ни фига! => 5.

5. Социум. Прогресс - налицо! Полагаю, человек, которому отвратительна сама мысль, о том, чтобы иметь в своём распоряжении раба-человека, находится гораздо ближе и к КОЛЕСУ и к Нам, надеюсь...

6.

7.

...

В общем-то, Homo Sapiens (извините, всегда предпочитаю адекватную русскоязычную замену, но тут - звыняйте) должен не столько толкать, сколько управлять (sic!) этим колесом. Иначе - застой, стагнация, вперёд в прошлое, катышки на белом, кариес...

:)

И всё-таки оно катится, Александр!

С наилучшими пожеланиями, Михаил Щербаков

maskandal@mail.ru

Еще письмо:

Hello!

Грустно читать вашу рассылку. Вы хоть понимаете о чем пишете? Или уже так погрязли в своих мечтах, что совсем потеряли связь с реальностью?

"Я с гораздо большим удовольствием прогулялся бы по лесу, послушал птиц, попил из холодного лесного родника, чем прочитал бы в пыльном учебнике о внутреннем устройстве нейтрона."

Я конечно понимаю, что развенчивать чужие "мифы" легче чем свои собственные. Но написанное выше полная чушь. Вы как-то забываете об естественных потребностях человека: еда (найти еду в лесу намного сложнее, чем сходить в соседний магазин), сон и тд и тп. А если вы заболеете, попив из этого чудо родника? Кто вам поможет? Да откройте учебник истории и посмотрите, как жили люди в далеком прошлом.

With best regards, Alexander

www.rml.h10.ru

И письмо Надежды. Надежда очень правильно ставит вопросы:

Позиция автора рассылки целиком и полностью ясна и даже в большинстве своем понятна.

Но возникает вопрос: что дальше? Классическое:"Что делать?"

Рыдать над многострадальной матушкой-Землей? Или что-то менять? Как менять?

Позволю себе опять спрятаться за цитатой (А. Сапковский):

... А уж вершиной идиотизма было явиться всей их украшенной венками из омелы делегацией к королю Этайну в Цидарис. Я как раз там был...

- И чего хотели? - полюбопытствовал Геральт.

- Цидарис, как вы знаете, одно из королевств, в которых большинство населения живет рыболовством. Друиды потребовали, чтобы король приказал использовать только сети с определенным размером ячеек и сурово наказывал всех, у кого ячейки окажутся меньше разрешенных. У Этайна челюсть отвисла, а омельщики пояснили, что такие ячейки - единственный способ сохранить рыбные запасы от уничтожения. Но король вывел их на террасу, указал на море и поведал, как однажды самый смелый из его мореходов плыл на запад два месяца и вернулся, потому что на корабле пресная вода кончилась, а суши на горизонте и в помине не было. И они, друиды, думают, спросил он, будто можно вычерпать всю рыбу из такого моря? Вполне можно, заявили омельщики, хотя, несомненно, морское рыболовство дольше других продержится в качестве источника пищи, взятой прямо из природы. Однако же придет время, когда рыб станет недоставать и голод даст о себе знать. Поэтому надо обязательно ловить сетями с большими ячейками, брать взрослых рыб, охранять мелюзгу.

Этайн спросил, когда, по мнению друидов, наступит этот ужасный голодный день, а они ему на то - скоро, мол, через две тысячи лет, по их прогнозам.

Король любезно попрощался с ними и попросил снова зайти через тысчонку годков, не стесняться. Тогда он и подумает над их предложением. Омельщики шутки не поняли и принялись было возражать, тогда их выставили за ворота.

 

К сожалению, короли Этайны в этом мире еще не перевелись и до сих пор обладают и властью, и количественным перевесом. А друидов давно вырезали под корень.

Я совершенно серьезно полагаю, что изменить что-либо в глобальном масштабе никто не в силах, но каждый может не сорить в лесу сам, не использовать товары, содержащие вредные вещества, и учить своих детей уважению к природе.

А напоследок хочу задать вопрос.

Я не сомневаюсь в том, что никто из читателей рассылки не оставляет за собой мусора в неположеных местах. Но скажите, если вы гуляли по лесу и наткнулися на место, явно отмеченое чьей-то антиэкологичной гулянкой, вам придет в голову убрать за свиньями, которых в детстве Бог внимательными родителями обделил? или побрезгуете?

Надежда

Спасибо, Надежда. Кстати, Вы не находите, что если бы "изменить что-либо в глобальном масштабе" никто был не в силах, то ничто бы и не менялось? А раз меняется, иногда даже многое, иногда даже очень заметно, значит, КТО-ТО все же в силах?

На вопрос "Что делать?" ответ будет чуть ниже. И, уверен, мы еще не раз вернемся к этому вопросу, самому главному вопросу, в будущем. Пока предлагаю только подумать, как повел бы себя Этайн, если бы каждый его подданный, узнав о таком решении короля, подумал про себя: "Да, король-то наш того... Без царя в голове. Совсем не понимает что к чему в этом мире". КАЖДЫЙ из его подданных. Представили? А может, тогда друидам и не пришлось бы идти к королю? А может, вообще к королям бесполезно ходить? Зачем нам король? Он, что ли, нам сетки с крупными ячейками будут плести?

А теперь подведем итог опроса "Зачем же нам Прогресс?"

Вот основные названные Вами варианты ответов:

  1. Прогресс удовлетворяет природное любопытство человека.
  2. Прогресс и только он может прокормить современное человечество, так как людей много, и находить пищу в лесу они не могут.
  3. Прогресс и только он может поддержать здоровье и продолжительность жизни на современном высоком уровне.
  4. Прогресс и только он способен избавить человеческое общество от рабства (этот аргумент встречается в очень многих письмах). Прогресс дает человеку свободу.
  5. Прогресс (научно-технический прогресс) нам совсем не нужен, и без него было бы даже лучше, но уже ничего не поделаешь, мы от него отделаться не сможем. Прогресс нужен просто потому, что он есть ( (с) Михаил Щербаков - мой любимый аргумент :) )

Насчет любопытства я уже писал, и возражений не получил. ;) Так что считаю этот вопрос снятым. Научно-технический прогресс - не единственный, не лучший и очень дорогой способ удовлетворения любопытства очень немногих людей.

Пункты со 2 по 5 - краткие формулировки самых распространенных и глубоко укоренившихся мифов. ;)

Я уже касался большинства из них. Но легкими касаниями их не свалить, на то они и "глубоко укоренившиеся". Значит, возьмемся поосновательнее. Начнем, пожалуй, со здоровья и продолжительности жизни. Но это уже в следующем выпуске.

Меня просто восхитило предложение моего тезки "открыть учебник истории и почитать, как жили люди в далеком прошлом". :) Может быть, сначала коснемся мифа о том, что из учебников можно узнать о реальности, какая она есть или какой она была? Как Вы думаете?

И последнее на сегодня письмо от уже известного нам Андрея Пилиповича.

Здравствуйте, Александр.

В прошлом выпуске рассылки вы опубликовали письмо Надежды, где она предлагает мне создать добренькую компьютерную игру, которая бы учила детей чему-нибудь хорошенькому. Но я не профессионал в написании игр, а на создание современной игры требуется целая команда высоко оплачиваемых профессионалов. Во-вторых, я не верю в добренькие игры. Какой глупой будет компьютерная игра, где игроки будут соревноваться, кто больше высадит деревьев или сделает добрых дел. Уверен на 100 % что дети играющие в подобную игру на самом деле смогут высадить много виртуальных деревьев и совершить виртуальных добрых поступков. Только вот результат в реальном мире окажется всё равно нулевым. Сейчас на планете ситуация такова, что нужно брать лопату и идти сажать деревья, а не играться в их посадку уткнувшись в экран монитора.

Сегодня я ездил на своё поле, где весной высадил несколько деревьев и собираюсь строить дом. Я поливал деревья, слушал пение птиц, наблюдал за облаками, дышал свежим воздухом с ароматами полевых трав. Я отдохнул и поработал, совместил приятное с полезным. Когда я вернулся в дом родителей, то услышал из комнаты, где установлен компьютер, предсмертные вопли каких-то нереальных монстров. Мой брат, ловко управляя мышкой, направлял свою армию на врага, в кровопролитной битве умирало множество воинов, каждый из которых прежде чему умереть издавал истошный вопль. И я спросил себя, мир, в котором я хочу, чтобы жил мой ребёнок, какими звуками должен быть наполнен - пением птиц или предсмертными воплями монстров?

У меня ещё нет ребёнка, когда он родится, подрастёт до возраста, в котором сможет общаться с компьютером, пройдёт лет десять, если не более. Сравнивая компьютерные игры десятилетней давности и современные я прихожу к мысли, что ещё через десять лет ситуация ещё более усугубится. Дети будут сидеть со шлемами на головах в перчатках с множеством проводов. Благодаря интернету игры станут глобальными, то есть в каждой из них будут принимать участие тысячи, а то и миллионы подростков из разных уголков земного шара (уже сейчас существуют подобные глобальные игры, количество игроков в которых исчисляется сотнями тысяч человек). Ребёнок будет проводить в виртуальном мире большую часть своего времени.

С уверенностью могу сказать, что игра это наркотик. Это очень страшный наркотик, так как он легально разрешён к употреблению. Этот наркотик всё время совершенствует себя, влияя на умы подростков всё сильнее и сильнее. И вот вопрос есть ли от этого наркотика хоть какая-то польза или нет? Может ли быть вообще употребление наркотиков полезным? Мы предлагаем детям отведать наркотик, когда покупаем им компьютер или даём деньги на развлечение в компьютерном клубе. Родители сами делают детей "наркозависимыми" от компьютерных игр. Компьютер разрушает физическое здоровье ребёнка (о вреде долгого сидения за компьютером и сказано и написано достаточно), разрушает так же и психическое здоровье.

На психическом здоровье хотелось бы остановиться отдельно. В качестве примера опять же возьму своего младшего брата. У него недавно проснулась новая творческая жилка. Он написал целую книгу с приличным названием: "Человек будущего". Вот так вот ничего никогда особо не писал, а тут вот раз тебе и на - целая книга. Родители в восторге - наш сын будет писателем! Все почитали эту книгу, почитал её и я. Книга повествовала о том, как некий путешественник во времени из будущего вдруг попал в наше время и рассказал одной из наших девушек о том, каким будет будущее человечества. Мы с братом редко говорили на такие глобальные темы как будущее человечества, а тут через его книгу я смог узнать, как он видит это будущее.

И вот что я узнал. Оказывается, по мнению моего младшего брата, человечество в будущем мутирует и разделится на несколько рас которые заселят космос и будут вести между собой ожесточённые войны за контроль над вселенной. Далее следует детальное описание вооружений, которыми будут обладать разные стороны. В общем, я не дочитал книгу даже до середины. Мне стало противно от такого будущего, где человечество погрязнет в космических войнах. Я не верю в такое будущее и не хочу его. Но что заставляет моего брата верить в это? Что заставляет его думать, что в будущем люди будут убивать друг друга и совершенствовать орудия убийства?

Книга явилась выражением мыслей моего брата, той идеологии, которая живёт в его сознании. Эта идеология войны, хаоса и есть самой настоящей психической болезнью, которая поражает умы миллионов подростков по всему миру. Светлые головы детей засоряются мыслями о кровопролитии, насилии, массовых смертях. Дети начинают трепетать при виде нереального сверхмощного оружия, созданного больной фантазией разработчиков компьютерных игр. И вот я хочу спросить: зачем сознание детей направлять на преумножение зла? Зачем детей воспитывать в мыслях о войнах, разрушениях и смерти? Зачем весь этот негатив?

Но не столько вреда от раздувания виртуального насилия, сколько от самого виртуального мира. Этот мир несколько отличается от реального, точнее он совершенно другой. Он заставляет нас забыть о реальном мире и это хуже всего. Почему? А вот почему. Реальность на сегодняшний день такова - прогресс мира науки и техники спровоцировал сильную деградацию мира природы. Экологическая ситуация на планете усугубляется с каждым днём. Учёные бьют тревогу. Они предупреждают, что если ситуацию не изменить сейчас, то её уже нельзя будет изменить никогда.

Загрязнены все водные ресурсы планеты, воздух, земля, даже околоземное космическое пространство. Происходит деградация почв. Пестициды, гербициды и другая отрава распыляется по планете во всё возрастающих масштабах. Ежедневно и навсегда исчезают с лица Земли сотни видов флоры и фауны. Как разрешить глобальные проблемы экологии? Если их не разрешить сейчас, то жизни на планете Земля скоро может прийти конец. Но остановить или хотя бы затормозить процесс деградации природы пока ещё не удаётся. Вообще никто не знает выхода из критической экологической ситуации.

Я читал труды некоторых пессимистов, которые пишут, что остановить деградацию и смерть всего живого на планете вообще не возможно. Но оптимисты верят в то, что выход будет найден. Они считают, что наши потомки, то есть наши дети, обязательно найдут выход. Но как же они смогут это сделать, если их сознание целенаправленно уводится в сторону. Их сознание погружается в виртуальный мир, где ни о какой экологии никто и не слышал. Реальный мир, тот который кричит о помощи и настойчиво требует к себе внимание, этот реальный мир закрывается ширмой виртуального мира, где не существует никаких экологических проблем.

Воспитание моего ребёнка будет иным в том плане, что на первом месте будет стоять именно реальный мир. До возраста пяти-шести лет мой ребёнок будет жить в тесном контакте с природой и вдали от цивилизации. Хочу, чтобы именно таким запомнился ему мир с самого рождения. Таким, каким создал его Бог - деревья, птицы, животные, цветы, небо, Солнце. Всё это в тесном переплетении и в гармонии. Пусть увидит этот прекрасный мир природы и пусть ничто не мешает ему созерцать этот мир. Так будет заложена основа, фундамент мировоззрения моего ребёнка.

Но я не желаю воспитывать его в золотой клетке и скрывать от него современную реальность. Поэтому, когда моё чадо немного подрастёт, мы начнём совершать с ним различные экскурсии по окрестностям родного края. Думаю, в качестве транспорта мы будем использовать лошадей. Экскурсии мы будем совершать вовсе не по музеям и кинотеатрам. Первым делом мы посетим городскую мусорку, потом свалку промышленных отходов, потом отстойники канализационных вод и другие объекты подобного рода. Это и есть самая настоящая реальность нашего времени, которую многие пытаются скрыть, убрать с газ долой и из сердца вон. Но её нельзя убирать из нашей жизни, скрывать существование подобных объектов преступно. Поэтому, экскурсии со своими детьми я начну именно с посещения подобных объектов.

Потом мы побываем в различных городах, увидим, как живут люди, понюхаем гарь улиц и бытовую вонь подъездов. Конечно, я не буду показывать им только негативную сторону цивилизации, но акцент сделаю именно на ней. Сделаю акцент именно для того, чтобы подтолкнуть мысль моих детей к тому, что не всё гладко и сладко в нашем мире и существуют просто вопиющие вещи, которые нужно решать. Сознание своих детей я постараюсь наполнить именно реальностью, какой бы неприятной она не оказалась. Мои дети будут иметь всестороннюю картину мира. С одной стороны они будут знать мир природы - прекрасный практически идеальный мир. С другой стороны они будут знать, что мир очень сильно загрязнён благодаря хозяйственной деятельности человека. С третьей стороны они будут знать мир города и городской жизни. Если будет нужно, то они познают мир и с других сторон.

Всё это невозможно осуществить, если ребёнок будет воспитываться в городе, среди компьютеров, телевизоров, магнитофонов. Виртуальный мир создаваемый этими приборами станет преградой на пути усвоения истинной информации о положении дел на планете. Виртуальный мир создаёт иллюзию того, что всё хорошо, всё прекрасно, не о чём беспокоиться. С экранов телевизоров улыбаются милые девушки, динамики магнитофона поют песни о любви, экран компьютера зовёт в увлекательный мир игры. Но ни один из этих приборов не сообщит ребёнку голую правду, правду о том, что созданный нами виртуальный мир, это словно пир среди чумы.

В то время как реальный мир неуклонно продолжает разрушаться, нам предлагают взамен этого реального мира - виртуальный, где всё хорошо, всё прекрасно, всё безоблачно. Зачем нам эта ширма для сознания? Она делает нас слепыми. Толпою слепых, шагающих уверенным шагом к краю пропасти. Одним словом я хочу, чтобы мой ребёнок не был одурачен сладким виртуальным миром и познал реальный мир, таким, каким он есть на самом деле.

С уважением, Андрей Пилипович.

nature@ua.fm

Спасибо, Андрей! (Пока читал о Вашем уголке, обзавидовался белой завистью.)

Ну что, Надежда, Вы получили ответ на свой вопрос?


Наши друзья:
http://www.logachev.info
http://lazaward.ru
http://shsd.ru
Архив рассылки можно просмотреть здесь
Автор рассылки Александр Шестаков future@shsd.ru

На письма отвечаю лично или через рассылку - по своему усмотрению. Если не хотите, чтоб Ваше письмо появилось в рассылке, пишите явно "письмо не публиковать". Если хотите, чтоб Вам ответили читатели рассылки, помещайте свой адрес электронной почты в текст письма.

Рассылки Subscribe.Ru
Сетевой бизнес. МЛМ. Взгляд изнутри
Верните, люди, Родину свою
Зеленая вселенная. Заметки из параллельного мира.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное