Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тосты, тосты, тосты!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим? Мифы уходящей эпохи. Выпуск 7
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Александр Шестаков future@shsd.ru |
Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим?Выпуск 7 |
Вперед, в БУДУЩЕЕ! future.shsd.ru |
Миф о Прогрессе. Анализ.
Однажды ошибясь при выборе дороги, Письмо Андрея, владельца компьютерного клуба, вызвало много откликов. Вот некоторые из них: Здравствуйте, господа! Неделю назад подписалась на рассылку "Мифы уходящей эпохи" и увидела, что эту рассылку стоило бы назвать, предположим, "Правда и ложь в современных мифах" или "Несуразицы картины мира". Естественно, захотелось вставить и свои пять копеек. Больше всех на себя обратило внимание письмо владельца компьютерного клуба. Андрей, скажите, а вы часом не собираетесь вскорости заняться каким-нибудь новым бизнесом, потому как, видно, нынешний вам никаких радостей, кроме огорчения, не приносит. А может вы как-нибудь перепрофелируете свой бизнес. Знаете, недавно вычитала у К. Сташеффа (это фантазюшник такой - создает нереальные миры с гномами, эльфами и прочей нечистью) мысль о том, что дети в большинстве своем не любят учиться, поэтому делать это надо не только интересно, но и незаметно. Учить физике и математике так же незаметно, как сказки учат морали. Эту идею там подхватили несколько человек: бармен (провоцировал пьяные разговоры на тему, обосновано ли декартово доказательство существования человека), режиссер (вставлял краткие курсы по истории и географии в ужастики и триллеры) и хозяин компьютерного клуба-казино. Хозяин компьютерного клуба использовал игры в духе "Первый миллион" игры на логику. Конечно, в наших условиях меценатство не выгодно, но ведь в качестве вознаграждения можно использовать те же "виртуальные ценности". Если ваша мечта не успела утонуть в трясине обыденности, возьмите хорошего знакомого программиста и создайте свою, улучшенную стратегию, в которой "единицы опыта" будут не сваливаться на мага манной небесной вместе с артефактом, на который он случайно набрел, но будут даваться только если он правильно ответит на вопрос, стратегию, в которой вырубка леса заканчивается не просто постройкой новых домов, но тем, что случилось у нас в Карпатах (кстати, чиновники, распоряжения которых привели к ежегодным наводнениям в Прикарпатье, не были компьютероманами, а просто болваны от Природы), стратегия, опять же, в которой одна из главных задач, жениться на принцессе, а принцесса выйдет замуж, только если претендент пройдет испытание, например, оформит ее персональный сайт по последнему слову веб-дизайна. Да, а как только нарисуете эту игру, сразу же оформляйте все авторские права и выходите с ней на международный рынок, потому как подобные игры в на самом деле очень ценятся. В самом популярном учебнике по менеджменту - Мэскона - в конце книги идет перечень рекомендованной литературы, а за ним перечень рекомендованных компьютерных игр. И чем больше эта игра заставляет думать, тем сильнее ее уважают. Но, к сожалению, в компьютерном клубе большинство детей захотят все же КонтерСтрайк, потому как и в 1-м, и во 2-м, и в 9-м, и в 13-м, и в 15-м веке людей, которые стремятся к великому, светлому, чистому и т. п., было очень мало. Не знаю конкретный процент. Видите ли, компьютеры - это не зло, а всего лишь его форма. Погромы машин, станков в начале промышленной революции ничего не дали, не дадут и сейчас - в глобальном масштабе, а индивидуально... конституция обеспечивает всем право выбора. Прогресс, этот треклятый прогресс, его невозможно остановить, потому что всегда есть люди, которым ЛЮБОПЫТНО, а что если... Несмотря на то, что результаты непредсказуемы. Можно считать это глупостью. Да и еще: "Для себя я принял твёрдое решение - мои дети не должны общаться с компьютером, по крайней мере пока не достигнут определённого уровня зрелости." Это звучит так, как будто вы запрете своих детей в вашем чудном домике, аки принцессу из тех же сказок. Мне кажется, что силой своего ЗАСЛУЖЕННОГО авторитета - "Наш папа самый сильный, наш папа самый умный, наш папа самый добрый, наш папа самый-самый" - на детей можно повлиять гораздо эффективнее, чем запретами. Дайте им выбор, но покажите, что на ваш взгляд лучше. Идея тоже не моя, а Ф. Искандера. За сим, господа, прощаюсь с вами и желаю вам Удачи Не буду комментировать все письмо, оно адресовано в основном Андрею. Мое же внимание привлекла мысль о любопытстве. Она повторяется во многих ваших письмах. Кому-то было любопытно, как устроен нейтрон. Построен огромный ускоритель (уничтожены десятки гектаров живой природы). К нему - электростанция (еще как минимум несколько гектаров, плюс малоприятные последствия ее работы), заводы по производству лабораторного оборудования, и так далее. Значительный и совершенно уникальный фрагмент биосферы уничтожен. Любопытство удовлетворено. Теперь Вы СЧАСТЛИВЫ? Конкретно Вы, читающий сейчас эти строки? Вам стало лучше? Мне - нет. Я с гораздо большим удовольствием прогулялся бы по лесу, послушал птиц, попил из холодного лесного родника, чем прочитал бы в пыльном учебнике о внутреннем устройстве нейтрона. У детей есть период, когда любая игрушка очень быстро разламывается на мелкие кусочки. Интересно же, что внутри. Но скоро ребенок начинает понимать, что, разломав игрушку он лишается возможности играть с ней. Он перестает ломать и начинает творить - лепить, рисовать, создавать игровые сюжеты. Этот простой пример демонстрирует всеобщий принцип: познание противоположно творчеству. Исследование разрушает. Творчество созидает. Что более присуще человеку? А человечеству? Не пора ли немного повзрослеть? Земля - большая и надежно сделанная игрушка, но, похоже, мы на грани успеха в попытке ее сломать. И в продолжение темы, начатой Андреем в прошлом выпуске, еще одно письмо (первая половина). Автор называет себя Степным Зайцем. Здравствуйте Александр! Занятнейшая вещь получается... От одного знакомого попал мне ≤6 вашей рассылки "Мифы...". Вывод, который я сделал для себя, ознакомившись с ней: Область применения компьютеров можно разделить на 2 участка: 1. функциональный (обеспечение процессов) сюда входит применение компьютеров в технологических процессах. И это во многом облегчает труд людей. Плюсы машин в этой отрасли неоспоримы т.к. любой технологический процесс это тоже машина, но большая. И 2. развлекательный (чаты, игрушки, порнуха и т.д.) Я сам люблю поиграть в разные мочилки и стрелялки, но вообще преимущественно использую интернет и компьютер для обмена информацией, т.к. это наиболее общедоступный путь передачи больших объёмов данных не взирая на расстояние и за короткий срок. "Функциональное использование" мы уже обсуждали, но видно, не вредно будет повториться. Компьютер облегчает труд. Вне всякого сомнения это так. Но давайте поразмыслим - а что же это за труд? Для чего он? Компьютер облегчает создание чертежей. Это очевидно. Но для чего эти чертежи? Это проект жилого дома, необходимого человеку? Хочется сказать, что лет 150 назад 90% населения жило в домах, построенных без всяких чертежей. Но не буду. ;) Предположим, что чертежи жилых домов совершенно необходимы. По моей субъективной оценке это максимум 1% всего вычерчиваемого человечеством. Остальное - промышленные и административные здания, всевозможные сооружения и устройства. Для чего нужны они? Тут всего два варианта: либо для жилья и производства пищи, либо опять же для создания сооружений и устройств. Львиная доля - именно для последнего. Компьютер облегчает набор текстов. Это ясно любому, кто пробовал создавать тексты без компьютера. Но для чего эти тексты? Например, те же учебники английского. Для чего люди учат английский? Чтобы прочесть Шекспира в оригинале? Да. 1% (думаю, сильно завысил). А остальные - чтобы читать техническую литературу, общаться с иностранными коллегами, работать за рубежом. То есть опять же для прямого или косвенного участия в создании сооружений и устройств. Каждый из вас может также проанализировать то, чем он занимается. Большая, огромная, непомерная доля человеческого труда и времени уходит на воспроизводство технократического мира. Компьютеры облегчают этот труд. Экскаваторы тоже облегчают труд. Автомобили облегчают труд. А в отсутствие всех этих устройств этот труд ВООБЩЕ НЕ БЫЛ БЫ НУЖЕН! Так что там у нас с эффективностью? Все же растет она, или неуклонно снижается? Прогресс ли это, или же деградация? Давайте посмотрим в словаре, что же вообще такое Прогресс. ПРОГРЕСС (от латинского progressus - движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. (Иллюстрированный энциклопедический словарь). Собственно миф заключается в том, что с развитием науки и техники человечество движется вперед. Развивается, переходит от менее совершенного к более совершенному. Стремление человека к совершенству бесспорно. Возникает только вопрос - а что же более совершенно? Гектар леса, ежегодно обильно радующий нас грибами и ягодами, причем без всяких усилий со стороны человека, или гектар поля, который для получения урожая требует каждодневного тяжелого труда? Не только в поле, но и на химическом, и на нефтеперерабатывающем, и на машиностроительном заводе, в угольной шахте, в рудном карьере, на электростанции, в конструкторском бюро. И результат всего этого труда - все большее снижение плодородия почвы, а значит - все большее количество труда для получения хотя бы того же урожая. Это ли - более совершенно? Более эффективно? Однако у всякой деятельности человека кроме материального результата, "плода", есть еще один важнейший аспект. Вот замечательное письмо, касающееся давно нам знакомой компьютеризации: Радости профессии Почему заниматься программированием интересно? Какими радостями вознаграждаются те, кто им занимается? Во-первых, это просто радость, получаемая при создании чего-либо своими руками. Как ребенок радуется, делая куличики из песка, так и взрослый получает удовольствие, создавая какие-либо вещи, особенно если сам их и придумал. Я думаю, что этот восторг - отражение восторга Господа, творящего мир, восторга, проявляющегося в индивидуальности и новизне каждого листочка и каждой снежинки. Во-вторых, это удовольствие создавать вещи, которые могут быть полезны другим людям. Глубоко в душе мы испытываем потребность в том, чтобы другие использовали результаты нашего труда и считали их полезными. В этом отношении программная система по своей сути - то же, что и изготовленная ребенком подставка для карандашей "папе в подарок". В-третьих, это очарование создания сложных головоломных объектов, состоящих из взаимодействующих движущихся частей и наблюдения за их работой, круг за кругом демонстрирующей результаты изначально заложенных принципов. Компьютер с работающей на нем программой обладает доведенным до высшего предела очарованием игорного или музыкального автомата. В-четвертых, это радость, получаемая от неизменного узнавания нового, проистекающего из неповторимой природы задачи. В том или ином отношении задача всегда ставится по-новому, и тот, кто ее решает, получает новые знания - либо практические, либо теоретические, либо те и другие вместе. Наконец, наслаждение доставляет работа со столь податливым материалом. Программист, подобно поэту, работает почти непосредственно с чистой мыслью. Он строит свои замки в воздухе и из воздуха, творя силой воображения. Трудно найти другой материал, используемый в творчестве, который столь же гибок, прост для шлифовки или переработки и доступен для воплощения грандиозных замыслов. (Как мы позднее увидим, такая податливость таит свои проблемы.) Однако программная конструкция, в отличие от поэтических творений, реальна, в том смысле, что она движется и работает, производя видимые результаты, которые отделимы от самой конструкции. Она печатает результаты, рисует картинки, производит звуки, приводит в движение рычаги. В наше время осуществилось волшебство мифа и легенды. С клавиатуры вводится верное заклинание, и экран монитора оживает, показывая то, чего никогда не было и не могло быть. Таким образом, программирование доставляет удовольствие, поскольку отвечает глубокой внутренней потребности в творчестве и удовлетворяет чувственные потребности, которые есть у всех нас. Печали профессии Не все, однако, в радость, и если предвидеть присущие этому ремеслу огорчения, то они легче переносятся. Во-первых, необходима безошибочная точность действий. В этом отношении компьютер также напоминает волшебство. Один неверный знак, одна пауза в заклинании, и чудо не состоялось.Человеку несвойственно совершенство, и оно является необходимым лишь в немногих сферах его деятельности. Мне кажется, что при освоении программирования труднее всего привыкнуть к требованию совершенства. Кроме того, постановка задач, обеспечение ресурсами и предоставление информации осуществляется другими людьми. Редко удается контролировать условия работы и даже ее цели. На языке администрирования это означает, что полномочия ниже ответственности. Впрочем, похоже, что в любой работе, где должен быть получен результат, формальная власть никогда не соизмерима с ответственностью. На практике фактическая (в противоположность формальной) власть приобретается в результате успешного выполнения задач. Зависимость от других имеет особенно неприятную системному программисту сторону. Он находится в зависимости от программ, написанных другими людьми, и эти программы зачастую плохо спроектированы, слабо написаны, получены в неполном виде (без исходного текста и контрольных примеров) и плохо документированы. Поэтому программисту приходится тратить многие часы на изучение и исправление вещей, которые, в идеале, должны быть полными, доступными и годными к использованию. Следующий "минус" связан с тем, разработка грандиозных идей - это удовольствие, а поиск паршивых маленьких "жучков" - это всего лишь работа. В каждом творческом деле бывают ужасные периоды однообразного и кропотливого труда, и программирование не является исключением. Далее оказывается, что при отладке программы сходимость является линейной, если не хуже, хотя можно было предполагать некое квадратичное приближение к окончанию. В итоге отладка продолжается долго, причем на поиск последних более сложных ошибок уходит больше времени, чем на отыскание первых. Последняя горесть, а часто и последняя капля, - то, что продукт, на который было положено столько труда, оказывается устаревшим в момент его завершения (или даже раньше). Коллеги и конкуренты уже с пылом работают над новыми и лучшими идеями. И уничтожение плода вашей мысли уже не только задумано, но и запланировано. На самом деле положение обычно лучше, чем кажется. В то время как ваш продукт уже завершен, этот новый и лучший продукт, как правило, отсутствует на рынке, о нем лишь много разговоров, и для его разработки потребуются месяцы. Настоящий тигр не пара бумажному, если требуется реальное использование. Реальное существование имеет преимущества. Конечно, технологическая основа разработки всегда развивается. Как только разработка проекта закончена, он становится устаревшим в смысле заложенных в нем концепций. Но для осуществления реального проекта необходимо разбиение на стадии и уровни. Судить о том, является ли некая реализация устаревшей, можно лишь сравнивая ее с другими существующими реализациями, а не с нереализованными идеями. Трудность и цель состоят в том, чтобы найти реальные решения для реальных задач в установленные сроки, используя имеющиеся ресурсы. Таково программирование - и смоляная яма, в которой увязли многие проекты, и творчество со своими радостями и печалями. Для многих радости значат гораздо больше, чем печали. Для них и написана эта книга в попытке проложить какие-то мостки через это болото. С уважением, Одним словом, программирование - это творчество. А творчество нужно человеку как воздух. Это бесспорно. Но ТОЛЬКО ЛИ программирование позволяет в полной мере творить? Очевидно, что нет. Навий и сам постоянно проводит параллели то с поэзией, то с изготовлением самоделок. Человек - творец по природе, и чем бы он ни занимался, он будет вносить творчество в свое дело, как раз из своего стремления к совершенству. Или не будет. Но это не вопрос обстоятельств или области приложения сил, а вопрос личного ВЫБОРА. Научно-технический прогресс в целом, конечно же, дает обширное поле для творчества человека. ТАКЖЕ КАК И ЛЮБАЯ ДРУГАЯ человеческая деятельность. Вот только не любая деятельность настолько разрушительна. А завершим наш разговор вновь возвратом к теме, затронутой Андреем еще в прошлом выпуске. Вот вторая половина письма Степного Зайца: А насчёт развлечений.... Вы должно быть заметили что игрушки и "виртуальность" вообще, на много ярче, колоритнее, активнее и квази наполненнее, чем реальный мир. Глядя на ваши рассуждения глазами подростка в котором ещё достаточно здоровья скажу что в основном лажу в виртуальность для того, чтобы почувствовать ощущение силы, хоть чуть-чуть стать победителем, наполнить чем-то свои дни, ведь ни кто не станет играть в игрушку, в которой на первых минутах проигрываешь, с паршивой графикой, где действия происходят в пустой квадратной комнате без окон и дверей. Именно таким вижу мир я - подросток. Я в этом мире не могу ничего менять, не могу выйти из системы, созданной взрослыми, не могу сделать свежее то чем я дышу и то, что кушаю, я не могу даже кушать без помощи взрослых (без денег, заработанных ими). Я обязан целыми днями слушать ненавистных преподавателей (которым я так же ненавистен). Язык не поворачивается некоторых из них назвать УЧИТЕЛЯМИ. Мне говорят: "Нужно учиться, чтобы работать". А за чем работать? Чтобы приходить домой и заваливаться без задних ног, не интересуясь ни чем? И при этом получать нечто, что многие называют ЗРЯПЛАТОЙ. В принципе, взрослые тоже часто "ныряют" в виртуальный мир, только он у них проще - бары, спиртное, девушки, которые тебя якобы любят и с которыми ты якобы победитель... Так что, мы все (и Вы в том числе) ныряете в виртуальность потому, что нас что-то не удовлетворяет здесь и мы не в силах это изменить. И мы не хотим так жить, по этому и плюём на то что пить, курить, пялиться в монитор вредно для нашего здоровья. С уважением, Вот квинтэссенция, концентрированная суть работы мифов, с великолепной точностью подмеченная Степным Зайцем. Создать иллюзию, что глубинные желания и потребности человека могут быть реализованы определенным способом. И направить все его внимание, силы, энергию и время на достижение этой иллюзии. Человеку кажется, что он добился чего хотел. Времени и сил разбираться, действительно ли это так, у него уже нет. Постепенно он начинает ощущать разочарование, чувствовать, что где-то его обманули. И тут - еще какой-нибудь миф, поглощающий очередную порцию сил и времени. Эта система включается с раннего детства и не отпускает нас до последнего вздоха. Однако есть одна тонкость, внушающая оптимизм. Каждый раз, когда человек гонится за иллюзией мифа, он делает этот выбор САМ. Он сам решает не разбираться, а поверить. Родителям, правителям, авторитетам. А это значит, что в любой момент он может решить РАЗОБРАТЬСЯ. Увидеть ИСТИНУ. Это не просто, но возможно. Возможно для каждого. Заметить, что привычные представления о жизни, о том, что необходимо, что важно, что есть и чего нет - очевидно не соответствуют реальности. И изменить их на более объективные, а значит, эффективные. Пример этого, и одновременно ответ Степному Зайцу в письме Delgado: Если духовность - это способность к творчеству, то тогда "да" - именно компьютерные игры резко снижают креативную способность индивидуума. Это доказано научно. Головной Мозг человека творящего и играющего издают совершенно разные сигналы, причем у человека играющего резко снижено количество сигналов, свидетельствующих о творческом потенциале. Что делать? Когда обнаружилась такая проблема лично у меня, пришлось выключить своего железного друга и крепко взяться за книги...совершенно разные - классика, произведения на иностранном языке, астрономия, религиоведение и т.д. А затем заняться арт-терапией :) То есть пришлось сочинять собственные литературные изыски, дабы расшевелить закостеневшие мозги. Самое интересное, что резко перейти от игры, например, в Unreal к "Идиоту" Достоевского совершенно нереально. Поэтому перед тем, как пуститься во все тяжкие, нужно прочитать какую-нибудь легкую ненавязчивую книжку, можно даже из бульварных, просто чтобы понять, что ты еще не разучился читать (с листа, а не с экрана). Как видим, путь не слишком сложен. Кроме желания и потрепанного томика Достоевского ничего не нужно. Дверь к СВОБОДЕ открыта. В путь? И напоследок порекомендую рассылку, само название которой тесно связано с мифами и отказом от них. "Меняю мировоззрение. Медленно, незаметно, шаг за шагом." Вот как автор описывает ее: Все глупо и тупо. И люди не те И мысль не о том. Но нужно держаться Ходить на РАБоту, искать смысл в пустоте А время уходит Надо делом заняться Но вокруг все кричат: "Ты куда? Посмотри на других! Да кто ты такой? РАБотаем дальше, Пропала МЕЧТА И вот время ушло. Уж пора на покой. Я ж предлагаю другое решение Но будет опасно. и пути назад нет. Ведь в рассылке - про мировоззрение Если не страшно - кликай O.K А кликать надо сюда: subscribe.ru/archive/job.education.dumaem |
||
Наши друзья: http://www.ediktsoy.narod.ru http://shsd.ru http://lazaward.ru |
Архив рассылки можно просмотреть здесь Автор рассылки Александр Шестаков future@shsd.ru На письма отвечаю лично или через рассылку - по своему усмотрению. Если не хотите, чтоб Ваше письмо появилось в рассылке, пишите явно "письмо не публиковать". Если хотите, чтоб Вам ответили читатели рассылки, помещайте свой адрес электронной почты в текст письма. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||