Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Завтрашний день человечества. Что нас ждет?


Выпуск 30

От автора.

        Уважаемые подписчики! Мы начинаем публикацию избранных статей из сборника "Новая цивилизация", изданого Институтом переспективных исследований (ИПИ), и посвященного проблемам кризиса и общественного развития.



Б.Канцберг
Эволюция желаний Homo sapiens




        (Окончание. Начало статьи - в предыдущем выпуске.)

               Эволюционирует ли Homo sapiens?

        Признание факта окончания генезиса исторического процесса в рамках человеческого сообщества ставит на повестку дня вопрос о продолжении эволюции Homo sapiens. Если мы рассматриваем социум как единственно возможную среду обитания Homo sapiens, то естественным будет вывод, что эволюция Homo sapiens главным образом отразится на состоянии социума. Следовательно, именно социум должен стать субъектом эволюции и в нём должны будут происходить основные изменения. Ещё один важный момент состоит в том, что социум, как никакая иная среда обитания в состоянии оказывать на человека сильное и непосредственное влияние. Многочисленные опыты доказывают, что человек, изолированный от общества и продуктов его деятельности, очень быстро низводит свои потребности до уровня элементарного животно-физиологического существования.

        Таким образом, в формировании тезиса об эволюции Homo sapiens следует учесть следующие положения:
        1) Единственно возможной средой эволюционных изменений Homo sapiens является социум;
        2) Поскольку социум является ареной жизнедеятельности человека, все изменения в нём должен инициализировать и произвести сам Homo sapiens.

        Иначе говоря, Человек разумный должен сам запустить в действие механизм своей эволюции. Возникает вопрос: если эволюция есть объективный процесс, а человек, как и остальная природа, есть субъекты этого процесса, не является ли вмешательство в естественный ход явлений грубым вторжением в законы природы? Ответ следует из самого простого анализа ситуации в мире: в настоящий момент невмешательство человека в естественный ход явлений неминуемо приведёт к таким необратимым последствиям, когда будет поставлена под сомнение перспектива существования как самого человека, так и среды его обитания и всей природы в целом.

               Особенности эволюции Homo sapiens

        Неполные 50 тысяч лет видоизменения Homo sapiens сопоставимы с периодом возникновения и развития Земли. Что обусловило этот беспрецедентный по силе эволюционный рывок? Возможно, причину следует искать не в физиологических особенностях человека. Человеческий организм и его 5 органов чувств уступают по физиологическим возможностям другим высокоразвитым млекопитающим. Не доказано также, что человеческий мозг имеет какие-либо принципиальные отличия от мозга животных. По отдельным характеристикам (удельный вес, количество нейронов и т.п.) мозг человека даже уступает в сравнении с мозгом дельфинов и некоторых приматов. С другой стороны, имеются многочисленные результаты опытов, доказывающих, что высокоразвитым млекопитающим присущи признаки высшей нервной деятельности и разумного поведения. Рассматривая эти факты в контексте эволюции, мы имеем веские основания предположить, что эволюция Homo sapiens проходит в области, которую мы условно определим как «нефизиологическая».

        В предыдущем разделе мы указали на социум, как на фактор эволюции Homo sapiens без объяснения внутренней сути явления. Почему стая дельфинов или шимпанзе не образуют социум? И почему даже самое немногочисленное сообщество людей обязательно принимает черты той или иной социальной структуры?

        В разделе «Исторический процесс» было замечено, что первобытно-родовой строй начал приобретать черты современного общества после появления излишков продовольствия и других жизненно необходимых материалов. Впоследствии, по мере усложнения структуры социума, понятие «излишек» формирует в человеке новую область сознания, в которой возникают иные мотивации поведения, уже не связанные со стремлением обезопасить себя от природной стихии. Очевидно, что отправной точкой нового эволюционного витка следует считать появление излишка. А причиной — возникшее в человеке желание иметь излишек.

        Данное положение позволяет переосмыслить роль социума в природе и рассматривать его не как побочный продукт жизнедеятельности человека, а как интегральную часть природной макросистемы, выступающую в качестве среды обитания для Homo sapiens.

               Три фактора эволюции

        Сейчас мы имеем основания считать излишек и желание иметь его соответственно вторичным и первичным факторами эволюции человека. При этом социум выступает как среда и катализатор эволюции. Общеизвестно, что поставленный в условия полной изоляции, и, не имея возможности играть роль субъекта социума, человек накапливает излишек лишь по мере физиологический необходимости. А наличие даже немногочисленной социальной среды формирует стремление создавать различные виды излишков и использовать их для усиления своих позиций в социальном сообществе.

               Излишек и природный баланс

        На основании всего вышеизложенного очевидно, что основным и единственным отличием человека от всей остальной природы является желание иметь излишек. Изначально Homo sapiens был интегральной и органичной частью природы, и вписывался в её замкнутый цикл. Но, начав создавать и увеличивать излишки, человек стал вносить в природу дестабилизирующий мотив. Все элементы замкнутого природного цикла, за исключением человека, альтруистичны по своей сути: это доказуемо на примере замкнутых микросистем, подобных биологическому организму, где каждый отдельный элемент (орган), выполняя уникальные и только ему присущие функции, действует как интегральная часть одной системы. Нарушение связи между отдельными элементами делает невозможным выполнение ими своих функций, и хотя каждый из них может продолжать работу в автономном режиме, наступает поражение и гибель всего организма. В медицине такая форма поражения называется злокачественной опухолью: когда отдельный орган теряет механизм координации с системой и начинает гипертрофироваться, создавать «излишек себя».

        Аналогичная зависимость существует на уровне глобальных макросистем, в частности, в природе Земли. Если отдельный её элемент, например Homo sapiens, теряет связь с остальными элементами и самоустраняется от выполнения своих функций, то вся природа терпит ущерб, нарушается баланс, ломается механизм саморегуляции.

        Выйдя на новый эволюционный виток, Homo sapiens утратил способность координации с природой и стал поступать не согласно, а вопреки общему вектору эволюции. Это проявилось в том, что создавая излишки, Homo sapiens использовал их не в интересах своей среды обитания и макросистемы в целом, а прямо противоположным образом — в интересах себя как отдельного элемента, подменив таким образом общую экстравертную ориентацию природного цикла на интровертную, иначе говоря, альтруистическую на эгоистическую.

        Чтобы восстановить нарушенный природный баланс и устранить искажения в эволюционном развитии, нам предстоит определить роль Homo sapiens в природной макросистеме, обозначить границы распространения его экологической ниши и её функции по отношению к остальным компонентам природных процессов.

             Экологическая ниша Homo sapiens и её роль в природе

        Нами доказано, что Homo sapiens является эволюционирующим элементом природы, а его эволюционную среду составляет социум. Обозначив направление развития человека в социуме, мы сможем осознать и взять под контроль сам эволюционный процесс, приведя его в состояние согласованности с природной макросистемой.

        Для этого необходимо вывести формулу поведения человека в социуме, которая позволит человеку согласовать свои действия с природной средой, стать интегральной частью природы и сознательно участвовать в механизме её саморегуляции. Привлечём в качестве отправной точки выдвинутый нами тезис о возникновении в человеке желания к накоплению излишков, что вывело Homo sapiens на качественно новый эволюционный виток.

        Выше указывалось, что наличие излишка формирует в человеке новую область сознания, в которой человек начинает мыслить сравнительно-оценочными категориями, апеллирующими к межличностным отношениям, где человек рассматривает окружающий его социум как иерархическую структуру и пытается занять в ней доминирующие позиции. Подчиняясь динамике развития социума, трансформируется и само понятие излишка: под излишком воспринимается уже не количество тех или иных материальных благ, выраженное в поштучном измерении, объёме и весе, а более сложные понятия из области этики межличностных отношений, таких, как признание, почёт, власть, обладание знаниями. Происходит трансформация желаний человека от простых, где физическое тело выступает как потребитель материальных благ, — сытости, комфорта и т.п., — к более сложным, удовлетворить которые может только развитый социум, обладающий многоуровневой структурой. Можно с уверенностью утверждать, что усиление и качественная трансформация желаний лежит в основе механизма эволюции Homo sapiens. Очевидно также и то, что желания человека изменяются и обретают наполнение только под воздействием социума. Отсюда последует утверждение, которое можно рассматривать как формулу эволюционной динамики Homo sapiens: изменяя социум, человек может изменять свои желания и задавать направление своему развитию. Следующее положение будет касаться определения функциональной роли Homo sapiens в среде своего обитания — социуме. Как любая другая природная среда, социум является замкнутой системой и состоит из отдельных элементов — индивидуумов Homo sapiens. Для поддержания системы в состоянии динамического баланса необходимо выработать механизм экстравертной (альтруистической) ориентации каждого элемента по отдельности. Поскольку поведение человека определяется его желаниями, следует говорить о механизме выработки альтруистических желаний, направленных на пользу жизнедеятельности социума.

        Само по себе желание нейтрально, и является не более чем материалом, свидетельствующем о причастности элемента к системе Homo sapiens. Качественно значимым его делает вектор — эгоистический или альтруистический. Будучи эгоистическим, желание выпадает из механизма саморегуляции системы по причине абсолютного несоответствия ей по действию. И наоборот, альтруистическое желание становится интегральной частью системы и органично вписывается в её структурный контекст.

        Таким образом, для того, чтобы устранить дисбаланс между Человеком и природой и соответствовать положению в своей экологической нише, обществу следует позаботиться о создании альтруистических мотивов поведения. Этого будет достаточно, чтобы устранить причину экологического кризиса и всех противоречий, которые нависли сегодня над человеческим сообществом.

               Эволюционная динамика

        Мы подошли к определению эволюции Homo sapiens, как к эволюции его желаний. Беспрецедентный эволюционный рывок Homo sapiens за 50 тыс. лет своего существования объясняется гиперболически увеличивающимися желаниями. Процесс усиления желаний лежит в основе эволюционного процесса. Динамика эволюции сводится к формуле: усиление желания = его альтруистическая реализация в социуме.

        Любые отклонения или искажения этой формулы приводят к накоплению в природе отрицательного потенциала развития, что проявляется в виде стихийных аномалий и катастроф. Наиболее распространённое и вызывающее самые губительные последствия для природы искажение — это сознательная или бессознательная подмена альтруистического вектора желания на эгоистический. Это утверждение не распространяется на желания человека, направленные на поддержку его минимально необходимого жизнеобеспечения: потребности в пище, сне, условиям быта и т.п. Речь идёт исключительно о желаниях, генерируемых социумом и реализуемых в социуме, — именно в них явственно проявляется альтруистическое или эгоистическое побуждение человека. Если вектор социально значимых желаний эгоистичен, отрицательный потенциал развития усиливается и человек ощущает прогрессирующую депрессию, позывы к самоубийству, прибегает к наркотикам и террору, как к средствам успокоения и самоутверждения.

        Именно эти признаки мы повсеместно наблюдаем в современном мире. Положительное разрешение сложившейся ситуации возможно с помощью намеренного усиления в человеке альтруистического начала, ибо вся природа и каждый отдельный её элемент альтруистичны по своей сути.






Дата рассылки: 2006-10-04


В избранное