Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Видеозапись
В студии: Карен ШАХНАЗАРОВ, российский режиссер, директор "Мосфильма"
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Карен ШАХНАЗАРОВ
Карен Георгиевич Шахназаров родился в Краснодаре. В 1975 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Таланкина. У этого же режиссера Карен Шахназаров работал ассистентом на съемках фильма "Выбор цели". Дебютировал он в кино картиной "Добряки". В 1980 году по его сценарию была поставлена лирическая комедия "Дамы приглашают кавалеров". Широкую известность Карену Шахназарову как режиссеру и сценаристу принес вышедший в 1983 году на экраны страны музыкальный фильм "Мы из джаза", с участием Игоря Скляра, Александра Панкратова-Черного, Елены Цыплаковой. Эта лента, названная по опросу читателей журнала "Советский экран" лучшим фильмом года, была удостоена также нескольких международных призов. Следующая картина Шахназарова, "Зимний вечер в Гаграх", тоже была сделана в жанре музыкальной комедии. Заметным явлением в перестроечном кино стал фильм "Курьер", поставленный режиссером по своей повести; главную роль в этой картине сыграл Федор Дунаевский. Фантасмагорический трагифарс Карена Шахназарова "Город Зеро" с Леонидом Филатовым в главной роли также оказался событием в советском кино и был удостоен нескольких премий, в том числе - "Золотого Хьюго" на фестивале в Чикаго и призом Европейской ассоциации научной фантастики на кинофестивале в Сан-Марино. Участием звезды мирового уровня - Мальколма Макдауэлла - отмечена историко-психологическая драма "Цареубийца". В 1992 году Шахназаров попробовал себя в качестве продюсера фильма "Белый король, красная королева", поставленного Сергеем Бодровым-старшим. Стоит отметить, что режиссер сотрудничал с Российским телевидением как автор и ведущий телецикла "ХХ век в кадре и за кадром". В числе последних работ Карена Шахназарова - поставленная режиссером в 1998 году драма "День полнолуния" и фильм Валерия Приемыхова "Кто, если не мы" (1999), продюсером которой выступил Шахназаров.
Продюссерские работы (2):
Кто, если не мы
1998
Белый король, красная королева
1992, Мелодрама
Режиссерские работы (10):
Яды или Всемирная история отравлений
2001, Комедия
День полнолуния
1997, Мистический триллер
Американская дочь
1995, Лирическая комедия
Сны
1993, Комедия
Цареубийца
1991, Исторический / Биографический
Город Зеро
1988, Социальная драма
Курьер
1986, Лирическая комедия
Зимний вечер в Гаграх
1985, Музыкальная комедия
Мы из джаза
1983, Комедия
Добряки
1979, Комедия
Сценарии к фильмам (8):
День полнолуния
1997, Мистический триллер
Американская дочь
1995, Лирическая комедия
Сны
1993, Комедия
Цареубийца
1991, Исторический / Биографический
Город Зеро
1988, Социальная драма
Зимний вечер в Гаграх
1985, Музыкальная комедия
Мы из джаза
1983, Комедия
Дамы приглашают кавалеров
1980, Лирическая комедия
А. МАКСИМОВ: Я хочу поздравить Вас с Государственной премией, которую Вы получили за фильм "Звезда". Также идет кинофестиваль. И совсем недавно прошло заседание Совета по культуре в Петербурге, который проводил Путин. И я впервые в жизни встречаюсь с человеком, которому глава государства сказал: "Я с Вами не согласен".
К. ШАХНАЗАРОВ: Причем без всяких последствий.
А. МАКСИМОВ: Расскажите, в чем была причина спора. И что Вы испытали, когда Путин с Вами не согласился.
К. ШАХНАЗАРОВ: Спор - это громко сказано. Я в своем выступлении затронул проблемы российского проката. Я придерживаюсь мнения, что надо вводить квоты. Квота должны быть небольшая, не больше 20 %, потому что мы не производим сегодня достаточно картин, чтобы можно было больше квоту вводить. Может быть, я не достаточно правильно изложил. Тут речь не идет о том, чтобы что-нибудь запретить показывать. Речь идет о том, чтобы дать 20 % времени для российского кино.
А. МАКСИМОВ: И отнять его, соответственно, у западного?
К. ШАХНАЗАРОВ: Отнять его у нашего рынка. Дать право российскому кино присутствовать на нем каким-то образом. Сегодня такая ситуация, что у меня, условно говоря, есть помидоры, я хочу их продать, я хочу соревноваться, но меня просто не пускают на этот рынок.
А. МАКСИМОВ: Вы не только режиссер, но еще и чиновник. Что испытывает чиновник, когда президент говорит ему: "Я с Вами не согласен"?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да ничего такого не испытывает. Владимир Владимирович вел себя очень доброжелательно, и по отношению ко мне в том числе. Я не испытывал страха, ужаса, что моя судьба перевернется. Я кинорежиссер, что со мной по большому счету можно сделать?
А. МАКСИМОВ: А когда заседание закончилось, Ваши коллеги Вам что-нибудь сказали?
К. ШАХНАЗАРОВ: Многие представители губернаторов сказали, что им понравилось мое выступление. Но выступать может каждый, а решение принимает президент, конечно. А потом, я так понял, что он согласился со мной по существу, что российское кино нуждается в поддержке, но не согласился в форме экономического подхода.
А. МАКСИМОВ: И не убедил Вас?
К. ШАХНАЗАРОВ: Нет, не убедил. Может быть, я не совсем верно высказал то, что хотел сказать. Дело не в том, что я против рынка, или мы не готовы соревноваться на рынке с иностранным кино, но сегодня ситуация такова, что ты не можешь на этот рынок пройти. Это неправильно, мне кажется.
Звонок: Ответьте, пожалуйста, без ложной скромности, Вы бы сами с собой пошли в разведку?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я, кстати, в армии в роте разведки служил. А вообще не могу сказать. Может быть, моя миссия вообще не в том, чтобы в разведку ходить. Я не переоцениваю себя, но и не недооцениваю.
А. МАКСИМОВ: А какие Ваши собственные качества Вас раздражают больше всего?
К. ШАХНАЗАРОВ: Их много. Лень, например. Я считаю, что я достаточно ленивый человек. Может быть, я бываю чрезмерно жестким.
А. МАКСИМОВ: Не мешает ли то, что Вы руководитель, жесткий человек, делать лирическое, человеческое кино?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я думаю, что режиссер в значительной степени должен быть менеджер, руководитель.
А. МАКСИМОВ: А духовность?
К. ШАХНАЗАРОВ: Режиссер - не писатель, не композитор. Это творческая профессия, но надо еще организовать этот процесс. У тебя огромная группа, коллектив. Бывают съемки, когда под твоим началом настоящая армия, если, допустим, военная картина. Поэтому обладать организаторскими способностями для режиссера очень важно.
А. МАКСИМОВ: А разве режиссура - это не исповедальная профессия, когда человек рассказывает про то, что у него наболело?
К. ШАХНАЗАРОВ: Ты должен уметь это донести. Это в литературе ты один на один с листом бумаги. А тут у тебя есть 50 человек группа, которую ты должен организовать, убедить их сделать так, как ты хочешь. И насколько мне доводилось общаться с крупными мастерами, они все были прекрасными организаторами. Поэтому я особого противоречия не вижу, к тому же я, в качестве директора, хочу создать студию, на которой мне, как режиссеру, было бы удобно работать, и я бы получил все, что мне нужно, для того, чтобы как раз выразить свои творческие идеи.
А. МАКСИМОВ: То есть Вы хотите государственную студию сделать под себя?
К. ШАХНАЗАРОВ: Не только под себя, а мне и моим коллегам. Я знаю, что нужно для этого процесса.
Звонок: Почему в кинотеатрах показывают только западные фильмы, их раскручивают, а наших фильмов нет? И почему мы не можем выйти на мировой рынок?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я никогда не говорил, что много российских фильмов снимается. Много проектов снимается. Из 106 фильмов, которые снимаются сегодня на "Мосфильме", процентов семьдесят - телесериалы, это не кино. А, в общем, Россия выпускает порядка 60-70 картин в год. Для такой страны, как Россия это очень мало.
А. МАКСИМОВ: А конкуренция на этом рынке существует? Прокатчики просто по инерции не хотят брать российские фильмы, или российские фильмы не собирают залы?
К. ШАХНАЗАРОВ: Ситуация достаточно проста. Так происходит везде в мире, где американское кино никаким образом не регулируется. Дело в том, что крупные американские компании приходят на рынок с пакетом 150-200 картин. Представьте, что вы владелец частного кинотеатра. В неделю надо показывать, как минимум, два новых фильма. Вам, как минимум, в год нужно 100 картин. Приходит компания, которая предоставляет тебе 100 картин в год, но, естественно, это компания требует, чтобы ты показывал только их картины. Я сегодня, как российский производитель, просто не в состоянии конкурировать. Ты должен иметь 300 картин даже, потому что из трех картин, как травило, две не идут в прокат, они годятся для телевидения, потому что это своя специфика. Значит, ты должен производить, как минимум, 300 картин, из которых сто ты дашь. Мы делаем 50-70 картин. Значит, это 10-15 картин, которые мы может предложить кинопрокатчику. Мы приходим к кинопрокатчику даже с хорошей картиной, но у кинопрокатчика проблема, потому что большой американский мейджер закрыл уже этот год. Если бы была квота, то тому же прокатчику было бы вполне логично 20 % отдавать российскому кино.
А. МАКСИМОВ: Что такое система госзаказа? И, на Ваш взгляд, каким должен быть сегодня фильм, чтобы иметь возможность получить государственную поддержку?
К. ШАХНАЗАРОВ: Сейчас 70-80 % картин получают государственную поддержку. Почти все имеют право на государственную поддержку. Другой вопрос, что некоторые картины не частично, а полностью поддерживаются государством. И это правильно. Потому что у нас, например, полностью погибло детское кино. Его практически нет.
А. МАКСИМОВ: А кроме детского кино? Государство дает деньги, чтобы снимали что?
К. ШАХНАЗАРОВ: Ряд необходимых жанров, таких как детское кино, военно-патриотическая тема. Но я считаю, что у нас и комедии то нет, у нас и жанровое кино нуждается в господдержке. У нас нет жанрового кино сегодня. У нас нет ни музыкальных фильмов, ни комедийных фильмов, их очень мало.
А. МАКСИМОВ: А что же снимают?
К. ШАХНАЗАРОВ: Это самовыражение. Это важно. И должен быть обязательно авторский кинематограф, но, на мой взгляд, он стал преобладать над всем другим кинематографом. У нас всегда была проблема жанрового кино. Но раньше давали деньги, например, именно на музыкальные фильмы. В свое время было создано Объединение комедийных фильмов, когда был голод на комедийные фильмы. Там стали работать Данелия, Рязанов, Гайдай. Эти фильмы мы сейчас и смотрим.
Звонок: Меня интересует Ваше мнение по поводу фильма "Матрица" и вообще фильмов такого рода. У нас в Сыктывкаре этот фильм даже приурочили ко Дню города.
К. ШАХНАЗАРОВ: Я этого фильма не видел. Но я был просто поражен тому, что все новостные программы приурочили к премьере "Матрицы", такая реклама была! Вот вопрос: почему российским картинам новостные каналы не дают такой рекламы? Я вам точно могу сказать, что ни в одной стране мира это невозможно. Видимо, у нас очень сильное влияние.
А. МАКСИМОВ: В Вашей жизни были какие-то премии, которые влияли на Вашу жизнь?
К. ШАХНАЗАРОВ: Для меня самой важной наградой была награда Московского кинофестиваля за фильм "Курьер" в 1987 году. Она была вторая. В моей биографии бывали и первые награды на фестивалях, но эта была очень важной, потому что первую получил Феллини. А я боготворил Феллини, и поскольку я был второй, я сидел рядом с ним на сцене в течение часа, пока шла церемония, и еще к тому же и переводил ему.
Звонок: Для чего существует кино?
К. ШАХНАЗАРОВ: У кино есть несколько функций, и одна из этих функций - приятное времяпрепровождение, развлечение, но очень важная функция, как мне кажется, - это познание мира, как вообще одна из функций искусства. А я кино считаю искусством.
А. МАКСИМОВ: А Вы когда-нибудь задавались вопросом, зачем Вы все это делаете?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я задаюсь этим вопросом, но уже не ищу на него ответ. Я знаю, что это надо делать, я верю в то, что это надо делать.
А. МАКСИМОВ: Вы сейчас начинаете новое кино. Что это такое?
К. ШАХНАЗАРОВ: Это экранизация повести Бориса Савинкова "Конь бледный". Борис Савинков в свое время был одной из знаменитейших фигур, важной политической фигурой, русский революционер, один из отцов русского террора, участник Гражданской войны, и в то же время писатель, автор двух повестей - "Конь бледный" и "Конь вороной". Мой друг Александр Бородянский написал сценарий по одной из повестей, и я собираюсь ее экранизировать.
Звонок: Вам не кажется, что рыночные отношения в кино без всяких квот должны со временем победить?
К. ШАХНАЗАРОВ: Нет, мне кажется, для этого нужна поддержка, как это происходит во всех странах Европы. Я приведу несколько примеров. С чем связана победа русского телесериала над иностранным? Она связана с тем, что у российского производителя есть свой экран. Второй момент - прекрасный результат французского кино. Сегодня Франция производит 200 французских фильмов и занимает на рынке уже 60 % проката. Но для этого понадобилась очень тщательная, продуманная, с квотами, с всевозможными ограничениями поддержка государства.
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||