Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ночной полет", интервью, 24.06.03, 0:25
Видеозапись

В студии: Максим ДУНАЕВСКИЙ, знаменитый российский композитор
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Максим ДУНАЕВСКИЙ
Родился в 1945 - композитор. Сын композитора И. О. Дунаевского. Ученик Т. Н. Хренникова.
Среди сочинений: мюзиклы <Тили-тили-тесто...> (1968, Москва), <Емелино счастье> (1975, Новосибирск), <Три мушкетера> (1977, Киев), <Дети капитана Гранта> (1987, Свердловск); концерт для оркестра (1970), кантата для хора а cappella <Старые корабли> (на стихи А. Лундквиста, 1970); камерно-инструментальные ансамбли; сонаты; циклы романсов; хоры; музыка к кинофильмам (свыше 30, в том числе <Мэри Поппинс, до свидания>, 1983), к спектаклям драматического театра.

Музыка для кинофильмов:
РЫЦАРСКИЙ РОМАН (2000)
КОМПОЗИТОР
ТАЕЖНЫЙ РОМАН (2001)
ТАНЦУЙ СО МНОЙ (1999)
Мушкетеры двадцать лет спустя (1992)
Ребенок к ноябрю (1992)
Год хорошего ребенка (1991)
И черт с нами (1991)
Девушка для одинокого мужчины (1990)
Живая мишень (1990)
Светлая личность (1988)
Француз (1988)
Опасно для жизни! (1985)
Ипподром (198?)
Мэри Поппинс, до свидания (1983)
Трест, который лопнул (1982-1983)
Карнавал (1981)
Летучий корабль (1979)
Ах, водевиль, водевиль... (1979)
Д'Артаньян и три мушкетера (1978)


А. МАКСИМОВ: Скажите, музыка как-то влияет на людей, которые ею занимаются с детства?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Это вопрос тяжелый. Это вообще вопрос о том, приносит ли пользу искусство. Оскар Уайльд говорил: "Искусство совершенно бесполезно". Но он был человеком парадоксальным. Я тоже думаю, что вещественно искусство, наверное, бесполезно. Но с точки зрения воздействия, я думаю, оно приносит определенную пользу.

А. МАКСИМОВ: Но как могут люди, которые создают музыку, композиторы, исполнители, быть безнравственными?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Это профессия все-таки, профессия приносить людям эмоциональное удовольствие. Я слышал интервью одного рок-музыканта в Америке, уже немолодого человека, который на сцене делает черт знает что, все ломает, строит гримасы, оголяется. И вот он в студии, и его спрашивают: какую музыку вы больше всего любите? Он говорит: Моцарта. Его спрашивают: а как же то, что вы делаете? Он говорит: а, это работа.

А. МАКСИМОВ: Если музыка не сильно влияет на тех, кто ее создает, то разве может она влиять на слушателей?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Все-таки нельзя сказать, что не влияет. Влияет. Пушкин говорил, что поэт - это тот, кто, выйдя на крылечко, удивится солнышку, удивится листочкам. Это должно быть в душе поэта, художника, такая наивность, детскость.

А. МАКСИМОВ: А потом он, тем не менее, может пойти изменять жене.

М. ДУНАЕВСКИЙ: Наверное. Но что же делать? Все люди. Но так категорично нельзя говорить. Все-таки музыка наверняка облагораживает и тех людей, которые работают в музыке, и тех, кто ее слушают.

А. МАКСИМОВ: А можно ли тогда говорить, что с точки зрения нравственности музыканты выше, чем не музыканты?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Конечно, нет. Во-первых, колоссальный период времени люди обучаются. Я потратил 17 лет жизни для того, чтобы стать музыкантом: музыкальная школа, училище, Консерватория. И в начале дети вообще не понимают, что это их заставляют делать. Потом наступает этап, когда им это нравится, когда они в это погружаются. Времени на баловство меньше. Это не может не влиять на его жизнь, на его жизненные планы.

Звонок: Попса в большинстве случаев пропагандирует секс. Не считаете ли вы, что пропаганда секса в нашей стране - это и есть начало фашизма?

А. МАКСИМОВ: Скажем так, насколько музыка может плохо влиять на аудиторию?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Может, конечно. Любая попсовая группа, независимо от того, пропагандирует она секс или нет, может "завести" аудиторию, и аудитория может творить бесчинства. Это скорее не искусство, а шоу-бизнес, и он преследует определенные цели. Есть люди, которые ходят на это именно, чтобы победокурить. Но я не нахожу в попсе пропаганду секса.

А. МАКСИМОВ: А такие явления как Борис Моисеев, группа "Тату" влияют на умонастроения молодежи?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Есть определенный момент дурного влияния, это несомненно. Молодежь доверяет звездам.

А. МАКСИМОВ: А наоборот, человек, который ходит в Консерваторию и слушает великую музыку, Моцарта, Листа, Шопена, становится лучше?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Однозначно сказать, становится ли он лучше, нельзя. Но вы сами, наверное, замечали, что после концерта, который вам понравился, у вас может быть элемент одухотворения, вам не хочется ничего суетного, вам хочется помолчать, поговорить о чем-то хорошем. А если это есть, то по кусочкам это может откладываться в душе. Значит, все-таки положительное влияние есть.

А. МАКСИМОВ: Музыка сильнее влияет на слушателя, чем на создателя?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Да, потому что для создателя это профессия. Я могу писать музыку в очень плохом настроении, в состоянии душевного разлома. И, тем не менее, я ее могу писать как профессионал. И моя музыка будет оказывать воздействие, и, скорее всего, не депрессивное.

Звонок: Как Вам кажется, Аашим детям, уже в третьем поколении, передался музыкальный талант?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Мне кажется, что также как и все в природе, он может передаваться, а может не передаваться. Есть масса примеров, когда у великих музыкантов рождаются ничем не одаренные дети, и наоборот. Здесь все от Бога. Однозначно сказать нельзя.

А. МАКСИМОВ: Как Вам кажется, почему США удается добиться таких успехов в шоу-бизнесе, а нам нет?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Потому что шоу-бизнес - это бизнес. Он у нас во многом еще только складывается. Там есть определенные формулы, практически математические формулы, правила, которые нельзя нарушать.

А. МАКСИМОВ: То есть это дело времени?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Конечно. Как и во всем остальном.

А. МАКСИМОВ: А Вы думаете, что шоу-бизнес вообще может нормально в России развиваться? Или мы страна, в которой шоу-бизнес в том виде, в котором он есть в Америке, быть не может?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Любое явление из национального должно переходить в интернациональное, иначе оно замкнется в себе, превратится в фольклор. Сейчас часть нашей популярной музыки сама в себе. "Тату" - один из немногих прорывов сегодня. Я сейчас не говорю, хорошо это или плохо.

А. МАКСИМОВ: А почему Вы не даете оценок? Ведь сам по себе прорыв - это хорошо.

М. ДУНАЕВСКИЙ: Это хорошо, без сомнения. Это большое достижение и продюсера, и исполнителей, и всех, кто в этом участвует.

А. МАКСИМОВ: Но…?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Не буду говорить никаких "но". Если говорить о музыкальном материале, которым пользуется "Тату", он хороший, на мой взгляд. И если нашу публику можно обмануть пиаром, усиленным промоушеном и рекламой, то достаточно искушенного западного зрителя этим не обманешь. Значит, все-таки она достойна.

А. МАКСИМОВ: В одном из интервью Вы сказали, что в России не ценят профессионалов. Это относится к музыке или это относится вообще к нашей жизни?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Я думаю, что относится ко всему. Сейчас уже немножко выправляется ситуация. Я это говорил в начале 90-х годов, когда произошла наша вторая революция, и все смыло мутной волной. И профессионалы в любой области перестали быть нужны. Все решили, что они все могут сами: певцы сами писать себе музыку и стихи, инженеры торговать нефтью и так далее. У нас часто анархию принимают за свободу. Но прошло все-таки десятилетие, и мне кажется, что все возвращается на круги своя. Надобность в профессионалах снова возникла.

Звонок: Над чем Вам сейчас интереснее работать, над песнями, концертами или музыкой для фильмов?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Интересно мне работать над всем. Я композитор-многостаночник. В настоящий момент я работаю над фильмом. У меня было несколько фильмов в этом году, одни из них я сейчас заканчиваю. Я начинаю работать над мюзиклом. Кроме того, у меня есть песенные проекты с молодыми певцами.

А. МАКСИМОВ: Вы сказали, что Вы в плохом настроении можете написать бодрую музыку. Значит ли это, что понятия вдохновение не существует вообще?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Нет, конечно, вдохновение существует. Но иногда ты работаешь на своем профессиональном багаже, потому что есть жесткие условия работы - надо сдать музыку к фильму, например. Конечно, я могу позвонить и сказать, что сегодня ничего не получается, и взять еще неделю. Но всегда есть возможность на своем профессионализме сделать не ниже какого-то уровня. А вдохновение помогает рождению неординарных вещей. Тогда появляется "Мэри Поппинс", тогда появляются хиты, шлягеры. Неординарные вещи могут появиться благодаря вдохновению или определенному накоплению. Я, например, работаю благодаря накоплению. Я не работаю постоянно, мне обязательно нужны паузы, накопления. Это происходит где угодно, во время игры в теннис, во время посещения театра, езды на машине. Происходит накопление, то есть подсознательная работа. И тогда могут возникнуть озарения. И когда я сажусь за инструмент, то появляется что-то.

Звонок: Как Вы считаете, стоит ли детей в школе обучать пониманию более сложной музыки?

М. ДУНАЕВСКИЙ: В каких-то школах это есть. Я согласен, что это необходимо. Общеобразовательный музыкальный предмет необходим.

А. МАКСИМОВ: Что Вы думаете о нашей популярной музыке?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Это очень изолированное явление. Несмотря на то, что к нам сейчас приезжают много интересных исполнителей, и можно, казалось бы, учиться, у нас уровень очень низкий. Очень низкий вкусовой уровень. Очень сильно на потребу рассчитано, понравиться хочется.

А. МАКСИМОВ: Музыка Вашего отца - это целая эпоха. Она сильно повлияла на людей? Если бы ее не было, мы были бы другими?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Я думаю, что сильно повлияла. Но мы берем исключительный случай. Это целая эпоха, это практически классика.

Звонок: Надо или не надо детей заставлять заниматься музыкой, если они не хотят?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Это вечная проблема. Я тоже не хотел заниматься музыкой в детстве.

А. МАКСИМОВ: А вас заставляли?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Нет, однажды отец сказал: не надо его мучить. Но когда отец умер, мне было 10 лет, я сказал, что я хочу заниматься музыкой, сам. Это было поздновато, но, тем не менее, я стал музыкантом. Так что, с одной стороны, если детей не заставить что-то делать, наверное, ничего не получится. Но все-таки надо понаблюдать, есть ли склонность, если ли элементарные способности, слух.

А. МАКСИМОВ: А почему у Вас возникло желание в 10 лет заниматься музыкой?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Я в 11 лет начал и за два года закончил музыкальную школу. Я думаю, были какие-то патологические причины: смерть отца, замолкли звуки дома, захотелось восполнить, наверное.

А. МАКСИМОВ: Скажите, пожалуйста, хорошую музыку необходимо слушать, потому что…

М. ДУНАЕВСКИЙ: Не потому что это полезно, а потому что это приятно. Это большой эмоциональный подарок - пойти на концерт. Вы попробуйте сходить на концерт, даже если вы ни разу не были. Послушайте живой оркестр, дыхание живой музыки.

А. МАКСИМОВ: Вас сейчас слушает много людей, которые ни разу не были на концерте классической музыки. Вы думаете, что на человека в любом возрасте это может подействовать?

М. ДУНАЕВСКИЙ: Я думаю, что настоящая музыка, настоящее исполнение обязательно подействует.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное