Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 03.10.02 - 00.25
В студии: Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ, поэт
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.
Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии "Триумф".
Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.
Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.
В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962).
Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой "идеологический мусор", в котором наиболее заметна книжечка с названием "Треугольная груша"
В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле "представителей художественной интеллигенции". На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.
Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.
Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах "черного рынка" на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.
Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (тираж 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры.
Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.
Последние годы, найдя применение своей "академической" специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки этих произведений - видеом - с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.
Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается переводами, активно участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха "Метрополь".
А.А.Вознесенский - вице-президент Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".
Живет и работает в Москве.
А. МАКСИМОВ: У Вас есть такое знаменитое стихотворение "Есть русская интеллигенция". Сейчас можно сказать, что есть русская интеллигенция?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Конечно, есть.
А. МАКСИМОВ: А кто эти люди? И что такое русский интеллигент?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Русская интеллигенция сейчас распылилась, потому что интеллигентов стало больше.
А. МАКСИМОВ: Больше по сравнению с чем?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: По сравнению с тем узким кругом интеллигенции, которая была. Я говорю сейчас не об общественном значении. Когда приезжаешь в другой город, примерно то же зал большой, и примерно те же записки, что и в Москве. Это говорит об интеллектуальном уровне аудитории.
А. МАКСИМОВ: Значение литературы сейчас столь же велико, как в те времена, когда в книжных магазинах собирались толпы людей?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Думаю, что сейчас увеличивается значение. И сейчас по рейтингам серьезная литература растет. Как и в Америке, сейчас начинают читать стихи снова.
А. МАКСИМОВ: А Вы сами ощущаете, что интерес к Вашей поэзии в последнее время вырос, упал?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я как-то не слежу за этим особенно.
А. МАКСИМОВ: Вас не волнует, читают Вас или нет?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Нет, конечно.
А. МАКСИМОВ: А для кого Вы тогда пишите?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Сейчас я пишу для Бога.
А. МАКСИМОВ: А Вы уверены, что Бог читает стихи, имеет их в виду?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Не читает стихи, он мне диктует их. И сейчас не имеет значения, сколько тебя читают, потому что главное сказать то, что тебе сказано свыше.
А. МАКСИМОВ: Когда Пастернак говорил "Когда строку диктуют чувства", он имел в виду Бога?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Конечно.
Вопрос из магазина: Вы кумир нашей молодости. Скажите, пожалуйста, изменился ли сейчас Ваш читатель, и каков он, на Ваш взгляд?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Думаю, что он изменился, но не по возрасту. Я скажу про аудиторию, которую вижу, когда выступаю в залах. Примерно, три четверти молодежи. И сейчас читатель более интеллектуален, он читает сейчас все, что в нашей молодости нельзя было достать. Поэтому народ сейчас более начитанный, и у них серьезное ассоциативное мышление.
А. МАКСИМОВ: Вы говорите, что сейчас больше читают стихи, больше читают серьезной литературы. А когда смотришь телевизор, там, в большом количестве употребляется достаточно пошлых шуток. И ощущение, что люди отворачиваются от культуры. Это неправильное ощущение?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Попса была всегда и будет всегда.
А. МАКСИМОВ: А ее количество не увеличивается?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Сейчас увеличилось количество смотрящих телевизор людей. И в то же время есть элита, которая тоже увеличивается.
А. МАКСИМОВ: За счет чего?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: За счет прочитанной литературы. Вы спросите, какие книги сейчас покупают на развалах.
А. МАКСИМОВ: А что такое есть в русском характере, что не дает попсе победить навсегда? Что все-таки заставляет людей читать Розонова, Вас?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я думаю, что это непереводимая русская душа. Это отличие нашей страны. Потому что каждая страна имеет свой геополитический заряд и свое назначение. А русское назначение - это литература и поэзия, и частично философия. Германия - это философия, во Франции - живопись. Если произвести такое интеллектуальное деление, Россию убрать, это будет плохо.
А. МАКСИМОВ: Вы в некоторых своих стихах говорите, что Россию нужно спасать от дьявола. А кто такой дьявол в России, что это?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Это то, что происходит сейчас - это криминал, прежде всего. Мы боролись за свободу, ее дали, но свободой воспользовался криминал. И сейчас это самое страшное, наверное.
А. МАКСИМОВ: Но дьявол же не может победить окончательно или может?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я надеюсь, что нет.
А. МАКСИМОВ: А благодаря чему он будет побежден?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я не знаю, победит ли.
А. МАКСИМОВ: Дьявол может победить?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Конечно.
А. МАКСИМОВ: А что делать, чтобы он не победил?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Может быть, в себе растить высокие вещи.
Вопрос из магазина: Существует ли искусство для денег?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я уверен, что существует, потому что, предположим, Сальвадор Дали был очень коммерческим художником. Он работал для денег и одновременно создавал великие картины. Мне кажется, одно с другим не связано совершенно.
А. МАКСИМОВ: Вы знаменитый поэт, Вы знамениты еще и как автор множества замечательных песен. Сейчас звучат какие-то совершенно безумные слова - "Я беременна, это временно", "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже" и так далее. Сами по себе эти тексты как-то влияют на молодых людей, они портят их вкус или они вообще не воспринимаются как стихи, и совершенно неважно, хорошие стихи у песни или плохие?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я надеюсь, что не влияют, потому что у нас есть рок с очень хорошими текстами, поэтому они и на Западе не проходят. Потому что у них не только мелодичное начало, но текст непереводимый. И вот это важнее. А попса была всегда и будет. Это закон природы. Но выходят и серьезные вещи, и они массовым тиражом выходят. Я был на концерте Гребенщикова, и там люди с зажигалочками, которые давали прикурить небу. Они слушают очень серьезные тексты.
А. МАКСИМОВ: Что вы сейчас читаете? Что из прочитанного за последнее время Вас больше всего задело?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я все время читаю Хайдеггера, снова и снова. Сейчас в прозе что-то нового ничего нет. Но из более раннего - Ерофеев, конечно. У него интересные эссе были. Из стихов - Ахмадулина и Чухонцев. Из молодых интересен Владимир Вишневский, который придумал одну строчку. Это очень сложно, потому что поэзия сейчас затоптана, никто не проложит новой лыжни. А одна строчка - это новый поворот в поэзии, это интересно сейчас.
Вопрос из магазина: В последнее время многие писатели делают себе известность на скандале. Хорошо это или плохо, когда писатели хотят прославиться за счет скандалов? Или нужно делать себе имя в литературе на хорошей литературе, как это делали Вы?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я думаю, что скандал это уже переходящее явление. Главное, чтобы литература была хорошая. Тогда и скандал поможет, и тихая жизнь тоже. Главное, чтобы тексты были. А то одним скандалом не поможешь.
А. МАКСИМОВ: Как Вы относитесь к ситуации вокруг Сорокина?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Нельзя запрещать, нельзя посылать писателя в тюрьму никогда ни за что. Мне кажется, что он сейчас немножечко пробуксовывает. А так это только приводит к его популярности.
А. МАКСИМОВ: Одна из Ваших поэм посвящена Интернету. Есть такие разговоры, что все закончится тем, что Интернет вообще заменит литературу, люди будут пользоваться только компьютером. Книга отпадет или нет?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Книжка может отпасть, но это неважно. Не важно, будет ли человек смотреть на книгу, или в компьютер. Интернет чем хорош? Он снимает границы, уничтожает барьеры не только цензурные, но и государственные.
А. МАКСИМОВ: То есть если книжка исчезнет, это не будет трагедией?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Это не трагедия, конечно, но мне будет жалко. Потому что все-таки это привычка: надо взять книгу в руки, чтобы прочитать.
А. МАКСИМОВ: Роль литературы в течение XX века изменилась как-то? Или какую роль литература играла при Пушкине, при Булгакове, такую же роль играет и сейчас?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Нет, конечно. Раньше литература была отдушиной, которая занимала все. И политическая свобода была только там. Сейчас есть профессиональная политика, литература ушла в чистую литературу, слава богу. И я доволен этим. Слегка сузилась аудитория, но она стала крепче и лучше.
А. МАКСИМОВ: Раньше поэтические книги выходили сто тысячным экземпляром. Сейчас прозаические книжки выходят тиражом десять тысяч. Какая ситуация нормальна для России, когда огромные тиражи или когда маленькие?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Я думаю, что нормально, когда небольшие тиражи.
А. МАКСИМОВ: Вы говорили о том, что есть элита. Раз есть элита, значит, есть и не элита. Как должны строится отношения элиты и не элиты? Как элита должна относиться к остальным людям, может, воспитывать их?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Воспитывать, по-моему, никого не надо.
А. МАКСИМОВ: Как тогда быть?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Сама жизнь должна воспитывать. А иначе будет как с Сорокиным, запрещение чего-то.
А. МАКСИМОВ: И не должно быть такого, чтобы приучать людей к чтению, объяснять людям стихи Вознесенского, других великих поэтов. Не надо этого всего делать?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Лучше, когда сами поймут, конечно.
А. МАКСИМОВ: А Вы вообще против любого давления?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Против.
А. МАКСИМОВ: Все должно идти, как идет?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Да. Раньше, конечно, я был более ангажированный человек, и больше занимался политикой, чем сейчас. Сейчас я понял, что главное не в этом. Главное, работать в области языка. Потому что язык - это наше все. И национальная идея тоже в языке.
Вопрос из магазина: Что Вам категорически не нравится в нашей современной жизни?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Не нравится, что корысть сейчас, сейчас главное - денежные отношения. Тяжело очень.
А. МАКСИМОВ: Вам кажется, что такое отношение к деньгам, которое сейчас происходит в России, противоестественно или нормально?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: Это не естественно для России.
А. МАКСИМОВ: А естественно - какое?
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ: А естественное - бессеребрянность.
Полная
видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир
от 03.10.02 - 00.25
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||