Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 28.05.02 - 00.25
ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ СОЛОМИНА
В студии: Александр ПОТАПОВ, актер Малого театра, Владимир МЕНЬШОВ, режиссер, Леонид ТРУШКИН, писатель-сатирик, драматург
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Виталий СОЛОМИН
Родился в 1941 г. в г.Чите. Отец - Соломин Мефодий Викторович (1905-1960). Мать - Рябцева Зинаида Ананьевна (1910-1992). Супруга - Соломина Мария Антониновна (род.2.03.1949 г.), выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах "Городской романс" и "Сильва". Дочери - Анастасия (1973 г.рожд), окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и работает в этом коллективе; Елизавета (1984 г.рожд.), школьница. Внук - Кирилл (1996 г.рожд.).
С детства Виталий под руководством родителей - профессиональных музыкантов - занимался музыкой, играл на фортепиано. Когда учился в школе, его интересы были самыми разнообразными. Особенно увлекался математикой, спортом, причем самыми разными его видами - игровыми, гимнастикой, акробатикой, боксом, легкой атлетикой.
Окончание школы совпало с приездом в г.Читу комиссии из Москвы, из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В.А.Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более, что к этому времени его окончил старший брат Юрий. Отец очень хотел, чтобы и младший сын стал актером.
В 1959 г. Виталий был принят в училище им.Щепкина в класс к Народному артисту СССР Н.А.Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович Казанский.
Со 2-го курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был уже студентом 4-го курса, А.Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль "Танцы на шоссе" (авторы - Гердт и Львовский). Фабула спектакля состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной, почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу. На последнем этапе подготовки спектакль закрыли.
В тот период Малым театром руководил Е.Р.Симонов. Он пригласил всю группу студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в этой группе были Я.Барышев, М.Фомина, Т.Рыжова, М.Кононов, В.Павлов. Началась работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но особенно дорога ему роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани. В этой постановке он играл сразу две роли вместе с замечательным актером В.Хохряковым, с которым впоследствии подружился.
Потом были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет. Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий, стала картина "Старшая сестра" (Кирилл). В нем он играл с такими замечательными актерами, как М.Жаров, Т.Доронина. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий сыграл главную роль - Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей, был прекрасно встречен специалистами. Виталий часто и успешно снимался.
Из театральных работ того периода (конец 60-х гг.) запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В.Хохряковым и режиссером Юнниковым "Не все коту масленица" (1973 г.).
Новый художественный руководитель Малого театра М.И.Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума" (1974 г.). Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако во время встреч с Царевым в процессе подготовки к роли, у него сложилось впечатление, что Царев уже решил, что Чацкого играть будет именно он, причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену (подразумевалось, что герой молод, дурашлив, полон озорства). М.И.Царев сказал о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли". Долгие годы спектакль был своего рода визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон. Далее было несколько совместных работ с Нелли Корниенко, - это спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и "Живой труп".
Наступило время, когда из молодого, подающего надежды, Виталий стал актером, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е.Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями, где-то даже рискнул, потому что Виталий считал, что не ко всем ролям он подходил. Например, в пьесе Салынского "Летние прогулки", которую комиссия принимала 7 раз, каждый раз что-то вычеркивала, вымарывала.
Через некоторое время Виталий решил сам делать постановки и за все отвечать. Один его спектакль театр не выпустил, а потом был "Живой труп" (1984 г.), в котором он сыграл роль Протасова. Ставил его с переменным успехом, много раз показывал, репетировал, и, в конце концов, в несколько измененном варианте выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. В те годы с ним даже был связан один неприятный момент, - в газете "Правда" за подписью некоего Велихова появилась скандальная статья о постановке. Однако, в то же время, Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Затем было еще несколько режиссерских работ, среди которых особенно запомнилась постановка пьесы В.Ливанова "Мой любимый клоун" (1979 г.).
Через некоторое время В.Соломин пришел в театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года (1987-1989 гг.). Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева "Печальный детектив".
Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства. Виталий вернулся «домой» и поставил спектакль по пьесе Островского "Дикарка" (1991 г.), в котором сыграл Ашметьева. Спектакль несколько лет шел на сцене Малого.
После успешной постановки В.Соломину впервые самому предложили сделать постановку - "Свадьбу Кречинского" по А.В.Сухово-Кобылину (1997 г.). Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль, и сейчас он с успехом идет на сцене филиала Малого театра. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" (1994 г.) в постановке С.Соловьева, очень интересного режиссера. В этих двух спектакля Виталий Соломин занят и сейчас.
Помимо театра Виталий Соломин продолжает много работать в кино. Благодарное чувство испытывает он к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого он сыграл ведущие роли. Его любимая - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. Большой успех принес В.Соломину фильм "Зимняя вишня". Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме". Очень дорога ему работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родном для Виталия. С удовольствием снимался в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь", так как с детства любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, который Виталий решил все-таки не продолжать. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм "Все
красное", который пока не вышел на экраны. Все эти и многие другие фильмы принесли Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.
В 1995-1996 гг. В.Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм "Охота". Съемки начались на киностудии "Ленфильм", а заканчивались уже на своей, недавно созданной студии. Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Картина демонстрировалась по телевидению.
В.М.Соломин - Народный артист России (1991 г.), лауреат Премии Москвы (1998 г.). Он является членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.
В свободное время В.Соломин с удовольствием читал классику, каждый раз находя в ней что-то новое. Среди современников почитал творчество писателя Владимира Орлова ("Альтист Данилов", "Аптекарь"). Читая его произведения, удивлялся, как точно можно словами выразить обуревающие душу мысли и чувства. Очень любил музыку Поля Мариа, Демиса Руссоса, Э.Хампердинка. В последнее время увлекся итальянской классической оперой.
Скончался 27 мая 2002 года.
А. МАКСИМОВ: Сегодня мы узнали, что борьба за жизнь Народного артиста России Виталия Соломина, к сожалению, была проиграна. И сегодня он умер. Сегодняшний эфир мы посвящаем памяти этого замечательного артиста. У нас в студии люди, которые знали Виталия Соломина. Начну с режиссера Леонида Трушкина. Вот фрагмент спектакля, это последняя роль Виталия Соломина. Владимир Валентинович Меньшов - друг Виталия Соломина, Александр Сергеевич Потапов - Народный артист России, человек, который дружил с Соломиным, играл с ним на одной сцене. Я знаю, что Вы были одним из последних людей, кто его видел в тот самый день, когда случилась трагедия на сцене театра. Говорят, что человек предчувствует, что с ним произойдет что-то ужасное. Вы видели Соломина, видели, когда с ним что-то произошло, он предчувствовал это?
А. ПОТАПОВ: Я лично предчувствовал. Он был таким усталым, он так надорвался за последнее время, что перед спектаклем он сказал такую фразу... Мы с ним поговорили, поострили, а он сказал: "Поразительно, я еще не сыграл спектакль, а уже устал, и играть совсем не хочется".
А. МАКСИМОВ: Он действительно умер на сцене?
А. ПОТАПОВ: Нет, он на сцене не умер. С ним это произошло в сцене. Он человек сложный, скажем, он был рыцарь своего дела. И вот даже на сцене со мной с ним стало плохо, и он удержал себя. Наверное, зря, напрасно. Еще минут семь он играл эту сцену, играл, преодолевая все, пока не закрылся занавес. Спектакль дальше не продлился. Но вот это он сумел сделать. И как-то даже нельзя было сделать иначе.
А. МАКСИМОВ: Вы играли с человеком, который играл на пороге жизни и смерти, остальные люди это видели?
А. ПОТАПОВ: Зритель не видел, как всегда. Потом я спрашивал, никто ничего не понял. Да и я, честно скажу, не понял. Это было так неожиданно, так странно. Как-то странно с ним стало происходить. Но я видел, как он берет себя в руки. Как это можно взять себя в руки, я не знаю. Но он брал, потом сел в кресло, сказал свою последнюю фразу, и больше встать он уже не мог.
Звонок: То, что мы сегодня услышали, это действительно было для нас неожиданностью. Мы верили в выздоровление такого таланта, как Соломин. Но сегодня, конечно, очень грустно, и не верится, не укладывается в голове. Светлая память Виталию Соломину.
А. МАКСИМОВ: Мы чрезвычайно благодарны, что вы все к нам пришли. Но мы звали еще нескольких людей, довольно много. И под разными предлогами они отказались. И мне показалось, что отношение к смерти стало какое-то неправильное, какое-то очень поверхностное? Или я не прав?
В. МЕНЬШОВ: Правильнее, может быть, было отказаться, потому что Вы меня представили как друга... Мы были, пожалуй, приятелями. И вообще все отношения с Виталием у меня поддерживались через Евгения Григорьевича Матякина - врача-онколога, которого можно с полным основанием назвать другом. А мы с Женей - друзья.
А. МАКСИМОВ: Но Вы же пришли?
В. МЕНЬШОВ: Я пришел, потому что если меня просят прийти и сказать по поводу Виталия - человека, который умер сутки назад, я не имею права отказываться. А если говорить о каких-то отношениях с Виталием, то они, в самом деле, ограничивались совместными праздниками. И мы были с ним немножко родней, потому что моя собака - папа щенка. А Виталий как-то на Пасху, после церкви, пришел ко мне, мы немножко разгорелись, я сказал про щенка, который есть в соседнем доме. И мы свою собаку тоже завели под влиянием Виталия, который сказал, что это вообще гениальная порода - коккер-спаниель.
А. МАКСИМОВ: А он был собачником?
В. МЕНЬШОВ: Он был сильным собачником. И мне эта порода очень нравилась. И мы взяли в соседней квартире у Виталия. А потом мы разговорились, и он взял Жоню, сына моего Гаврюши. И мы на эту тему неоднократно переговаривались.
А. МАКСИМОВ: Я видел спектакль "Шалопаи, или Кин IV", и мне спектакль понравился. Совершенно поразило, как играл Соломин. Такая ситуация, когда народный, знаменитый артист приходит в Ваш театр, где всегда собираются артисты из разных театров, как это все происходило?
Л. ТРУШКИН: Всякие слухи ходят по миру, и про Виталия в том числе. Самое главное, что он человек творческий, абсолютно творческий. Его интересовало как правильнее. Если ему казалось, что правильнее предлагает он, упирался. И для меня такой не частый случай, когда, не соглашаясь с ним, я сдавался, чтобы уберечь работу. Но я видел, что движет им не больное самолюбие, а его понимание, как правильнее.
А. МАКСИМОВ: К Вам пришел знаменитый артист, вы начали работать. В репетициях очень тесный ежедневный контакт. Что Вы для себя нового открыли в этом человеке, когда не знали его в работе?
Л. ТРУШКИН: Мне он казался мягче до момента работы. Он мне казался открытее. Есть в близости людей заветная черта, так вот черта была жирной. Это не значит, что он не был человеком нежным. Совершенно ответственно заявляю, он был очень тонкокожий человек. Может быть, в силу этого он определял дистанцию несколько дальше, чем мне бы хотелось. Причем, я себе представляю правильные дистанции между режиссером и актером.
А. МАКСИМОВ: Вы сказали, что он был человеком трудным, сложным. В чем это выражалось?
А. ПОТАПОВ: Я Виталия знал буквально с театрального училища, много лет дружил с ним. И первое, когда я его увидел, тоже было ощущение такое "я сам все сделаю, я ни у кого ничего не попрошу". Но когда узнал его поближе, да все друзья, кто знал его, то было абсолютно ясно, он был настолько раним, незащищен. И это абсолютная форма его защиты. Я могу сказать самое главное. Прошли годы, и он был разный. Потому что становление каждого актера, личности... Этот человек себя в жизни отстаивает, так или иначе. Но Виталию я всегда завидовал белой завистью, особенно сейчас это понимаю, что он человек был свободный. Он никогда не попросил роль, ни у брата, ни где-то. И если возникала ситуация, например, я могу вспомнить его первый брак. В этом был весь Виталий - юный, у которого не было ни квартиры, ни денег, ничего. Он стал сниматься, он заработал квартиру. Жена его была наша актриса, из очень приличной семьи, где были какие-то большие деньги. Виталий ушел, оставив все. Ушел даже не с чемоданчиком, а с какой-то папочкой. Вот он так, он не мог зависеть. Абсолютно.
Л. ТРУШКИН: Я бы еще хотел сказать. Я не знал, что Виталий болен. У него ведь давление, оказывается, было очень высоким все время. То есть он болел, я этого не знал, не замечал. И узнал я об этом на предпоследнем спектакле, когда я пришел замечания делать, что-то говорю и вижу, что он плохо меня слушает. И он мне сказал: "Леня, слушай, если можно, перед следующем спектаклем скажи, у меня просто сейчас давление под 200, я плохо соображаю". Я впервые узнал, что он гипертоник. Потом уже от Золотухина Валерия Сергеевича я узнал, что он приходил на репетиции с гипертоническим кризисом. И никогда не то, что не жаловался, а просто не ставил даже в известность, чтобы не было никаких скидок.
Пейджер: Виталий Соломин сыграл очень много комичных ролей и при этом, на мой взгляд, он был великим трагиком. Почему люди, которые очень остро чувствуют трагизм окружающей среды, так великолепно могут смешить?
В. МЕНЬШОВ: Вопрос какой-то театроведческий, пожалуй. Но это старая закономерность, что комики хотят быть трагиками, и наоборот. У него, мне кажется, был универсальный талант.
А. МАКСИМОВ: Вы так общались с ним вне работы, он был веселый человек?
В. МЕНЬШОВ: Да, веселый. Во-первых, он не был комиком, если уж на то пошло, у него все-таки был универсальный талант, который с годами проявлялся все больше и больше. Вообще, конечно, надо отметить его невероятное обаяние. Я с удивлением сегодня из передачи узнал, что он в актеры пошел совершенно случайно, не имея никакого предшествующего опыта в школьной самодеятельности. Ничего этого за ним не было. И просто по примеру Юры он захотел стать актером. Но даже удивительно, при таком обаянии он даже не чувствовал в себе актерский дар. Я помню его с фильма "Женщины": ярчайшее появление в этом фильме обозначило сразу, что в нашем кино есть артист молодой, новый, яркий, интересный.
А. МАКСИМОВ: Вы так, между прочим, сказали, что была Пасха, и после церкви вы встретились. Он все-таки был человеком, для которого был важен другой мир или нет?
В. МЕНЬШОВ: Думаю, что он шел к этому делу. Я внутри себя сформулировал такую теорию: жизнь человека заканчивается тогда, когда все правильно. Когда с какой-то позиции сверху посмотришь - все сделал человек на этой земле, и тогда он уходит. Хотя кажется, что он в разгаре. Но по отношению к Виталию, у меня не выдерживает моя теория. Потому что у меня ощущение, что он ушел на взлете. Он был человеком амбициозным, в хорошем смысле слова, и у него, наверное, чувство, что он еще многое, что должен сделать, он был заряжен для этого. И поэтому он работал не для того, чтобы зарабатывать деньги, хотя и для этого тоже, разумеется, но себя жадно примерял. Он бы еще снимал кино, ставил бы спектакли. Я думаю, он вообще серьезно думал о карьере режиссера. И видно было, что он сущностный человек, думал все время о смысле жизни.
А. МАКСИМОВ: Как воспринимался Соломин-режиссер в Малом театре?
А. ПОТАПОВ: Как профессиональный артист, могу сказать, это отдельная профессия. Масса актеров ставит и удачно, и масса актеров становится режиссерами. Виталий, на мой взгляд, шел каким-то правильным, очень естественным путем. И предлагали ему в театре много раз, и он вроде как бы и ставил эти спектакли, но как-то не первопланово и как-то репетиционно-студийно. Как будто к чему-то готовясь. У меня ощущение, что он уже созрел, вот-вот должно было взорваться чем-то, потому что было такое накопление. Я, кстати, вспоминаю смерть Даля - огромного артиста. Но у меня тогда не было ощущения, что эта трагедия внезапная, было такое ощущение, что он уже устал, исчерпался, что-то надорвался и вырвался. Виталий просто шел, он не даром пришел во ВГИК и стал преподавать студентам, потому что ему надо было отдавать, он был уже как наполненный весь... Это такая трагедия, просто несправедливость жизни.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 28.05.02
- 00.25
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||