Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Записки предпринимателя. Воспоминания о кризисе


Официально началом кризиса считается сентябрь 2008 года, когда было объявлено о банкротстве Lehman Brothers. Сейчас уже всем очевидно, что ситуация была искусственной и контролируемой. Но в то время вокруг была полная неопределенность. И слово кризис обрело какое-то новое, мистическое значение...

В условия практически полного бездействия властей ликвидность банковской системы рухнула. То есть банки потеряли возможность рефинансировать свои вложения. А значит, перестали кредитовать бизнес и потребителей. Очевидно, что в этих условиях бизнес резко свернул объемы продаж и начал сокращать затраты. Получилась система с отрицательной обратной связью — нет кредитов, бизнесу плохо, падает занятость, падает потребление, бизнесу становится еще хуже и т. д. Большинство предпринимателей оказались в такой ситуации впервые, опыта не было ни у кого, впереди — полная неопределенность. И все стали делать одинаковые шаги.

1. Устанавливали отношения с клиентами. Кто-то перестал платить, очень важно было правильно спрогнозировать, выживет клиент или нет. В первом случае нужно дать отсрочку платежа, чтобы удержать клиента, во втором случае расслабиться и позволить ему умереть своей смертью. Со всеми остальными клиентами велись долгие трудные переговоры о скидках...

2. Транслировали давление клиентов на поставщиков — отжимали их на скидки. К счастью, аргумент был железный — меня клиенты подвинули, и ты подвинься. Все все понимали, но от этого переговоры о скидках не стали менее жесткими. Кстати, это был тот самый случай, когда умение вести переговоры приносило огромные деньги. Особенно это верно для малого бизнеса, когда нельзя нанять опытного переговорщика, а все приходиться делать самому. Опыт жестких переговоров я тогда получил колоссальный.

Любопытная деталь о важности хороших отношений с партнерами. Наш арендодатель даже в сытые годы вел себя с клиентами по-хамски. И когда пришла пора прессовать владельцев недвижимости, злопамятные клиенты припомнили все! С одним арендатором еще можно бодаться, но когда почти все сговорились и выступили согласованно... Денег тогда наш арендодатель потерял очень много. Под глумливые смешки довольных арендаторов.

3. Договаривались с банками. Получить в банке кредит было страшной проблемой, а иногда отзывались и старые займы. Многим нужна была реструктуризация. А у банков — дыра в ликвидности. Здесь огромным плюсом были личные отношения с топ-менеджерами. Я имел полную информацию о текущем состоянии рынка и позицию моего банка по текущим вопросам. В противном случае, пришлось бы разговаривать с мелкими клерками с непредсказуемым результатом и в полном информационном вакууме.

Были и страшилки. Как банкиры вымогали из предпринимателей отписать на себя долю в бизнесе. Иначе не продлят кредит. Некоторые истории мне рассказывали с именами и названиями банков.

4. Сокращали издержки. Самым легким и быстрым было сократить "предметы роскоши" и налоги. Массово отменялись все корпоративы, служебный транспорт, персональные кабинеты, обучение, командировки и пр. Как экономить на налогах, знают все, на эту тему только небольшая ремарка. В условиях массовых неплатежей налоговая система сконцентрировалась исключительно на выбивании денег из крупного бизнеса. А про малый бизнес забыла! И все перестали платить налоги до момента поступления на счет инкассо. А по некоторым налогам отчетность ежеквартальная и даже ежегодная. Пришло инкассо, заплатили налог, начислили пеню. По сути, прокредитовались по ставке рефинансирования.

А сокращать персонал и зарплаты было трудно. Это тот самый случай, когда основной психологический удар принимает на грудь руководитель. Трудно говорить человеку в лицо, что он уволен. Вдвойне трудно выбрасывать его на улицу в ситуации, когда работы не найти. Но жизнь не спрашивает нас, что мы хотим делать, а что нет...

5. Сплетничали. В условиях безумного информационного голода и отсутствия опыта ничего другого не оставалось. Аналитики и бизнесмены выдают абсолютно противоположные прогнозы от развала страны до временных проблем с ликвидностью. Кому верить непонятно, вот и обменивались мнениями с кем только можно было. А правильная позиция — затаиться и выжидать появления трендов — сформировалась очень не скоро.

В целом мой бизнес пережил кризис нормально. Отсеялись нелояльные работники, снизились издержки, разорились некоторые конкуренты. Подешевевших активов немного прикупили.  Заработали имидж надежной компании.

В то время меня жутко раздражали редкие вбросы на тему, что кризис оздоровил экономику. Дескать, плохие компании умерли, а хорошие выжили. Потом привык, потом принял это. С оговоркой, что умерли не плохие компании, а слабые и ненужные. Сейчас все чаще и чаще слышу голоса о новом кризисе. Если честно, я не очень-то в это верю. Но нос по ветру держать обязан.


В избранное