Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Записки предпринимателя. Нищебродство как обратная сторона понтов


…деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И не жалея шлет туда, сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

За 200 лет ничего не изменилось. Одни люди заставляют деньги работать, другие служат им верой и правдой. Я не буду трогать здесь вопросы получения денег – заработать, украсть, получить плату за риск. Речь пойдет о расходах, точнее об экономии. А экономия бывает разная.

Если неразумные траты – это понты, то неразумная экономия – это жлобство. Где граница между жлобством и экономией? В России она находится на уровне культурных традиций. Выключать за собой свет или заправляться на дешевой заправке считается нормальными способами экономить деньги. А покупать одежду секонд-хенд – это уже нищебродство. Хотя во втором случае экономия значительно больше. Кстати, пару десятков лет назад донашивать одежду за другими не считалось зазорным.

Кстати, интересен характер самого слова "нищеброд". Одни считают, что это калька с французского, другие – что это синоним слова "понаех", то есть безденежный приезжий без своего угла, нищий бродяга. Какая разница, главное, что сейчас это слово употребляется в уничижительном смысле и означает жадного и бестолково экономящего человека.

Почему-то мы стыдимся быть жадными. Возможно истоки этого лежат в традиционной русской соборности, когда вся деревня жила одним миром. Возможно из советского прошлого, из общаг. Возможно, это отголоски тюремных традиций. Где не делиться с ближним считается западлом, а потреблять свои ресурсы в одиночку считается жлобством.

На этом построены некоторые маркетинговые приемы. Например, к паре, сидящей в ресторане, подходит продавщица цветов и настойчиво уговаривает купить букет "такой красивой женщине". И многие ведутся и покупают. Иногда на последние деньги, потому что цена на букет всегда завышена, а торговаться в такой ситуации глупо.

Или аргумент всякого рода просителей "вам что жалко?!" Переводится как "вы дадите мне просимое или признаете себя жлобом". Некоторые, опять же ведутся, а вдруг их посчитают жлобом. Умение тактично сказать "нет" как раз и построено на психологической игре в прятки и выключении эмоций.

Любопытны европейские традиции в этом вопросе. С одной стороны у них принято тратить деньги на поддержание имиджа принадлежности к своему кругу. А с другой – использовать унитазы с двумя кнопками слива – маленькой и большой, чтобы сэкономить пару литров воды. То есть на людях мы демонстрируем богатство, а в тиши родного толчка экономим копейки.

Что имеем в результате. Есть любители экономить, которых порицает общественная мораль. Называя их жлобами и нищебродами. Есть люди, зависящие от мнения толпы, которые боятся, что их причислят к жлобам. И есть люди, тратящие лишнее, лишь бы их посчитали другими. На одном конце шкалы идейные нищеброды, на другом – любители нарезать понты.


В избранное