Особенности Вашей личности определяют Вашу жизнь. Выпуск 26. Формирование самодеструктивного характера
В этом выпуске мы поговорим о причинах формирования самодеструктивного характера.
«Саморазрушительный – это депрессивный, у которого ещё осталась надежда» [Э. Хаммер]. Имеется в виду, что в становлении такого характера играли роль факторы, сходные с формирующими
депрессивную личность (равнодушие или жестокость родителей, постоянная критика и вызывание вины, неоплаканные потери и травмы), однако не настолько опустошительные, чтобы ребенок отказался от убеждения, что его любят (кстати, это находит отражение в частом свойстве самодеструктивных людей оправдывать тех, кто причиняет им зло, благими намерениями – «меня наказывают, чтобы чему-то научить», «неприятности посылаются, чтобы что-то понять» и т.п.).
Многие родители, выполняющие свою роль лишь поверхностно-функционально, вступают в более тесное взаимодействие с ребенком, если их ребенку причинена боль или он подвергся опасности. Их дети в целом чувствуют себя покинутыми, ненужными, и, следовательно, никчемными, но знают: если они достаточно пострадают, то смогут получить немного заботы – то есть их ценность для родителей таким образом увеличится. Аналогичная ситуация возникает в случаях, когда внимание к ребенку проявляется только в виде
наказания – и тогда причинение ребенком себе вреда в виде плохой учебы и различных проступков становится основным способом его коммуникации с воспитателями.
Таким образом, там, где депрессивные личности ощущают себя никому не нужными, саморазрушительные чувствуют: если они пострадают – будь-то в виде боли, опасности или наносящих им вред ситуаций – их эмоциональное одиночество может прекратиться.
Таким образом, истоки самодеструктивностикроются в страхе остаться в одиночестве, брошенным, покинутым. «Не оставляйте меня, иначе я нанесу себе вред» - такова суть многих саморазрушительных сообщений.
Другой аспект формирования самодеструктивного характера заключается в том, что в детстве этих людей сильно поощряли за то, что они мужественно терпели свои несчастья. Так, девочка-подросток,
которая вызывала восхищение взрослых тем, что жертвенно ухаживала за парализованной матерью, имеет все шансы стать самодеструктивной личностью и утомлять других своей жертвенностью.
Став взрослыми, самодеструктивные люди устанавливают отношения либо с такими же «страдающими», либо с теми, кто будет подтверждать их чувство несправедливости и жестокости окружающего мира. В последнем они сходны с подозрительными
личностями. Источник этого сходства – в их общей ориентации на угрозу их безопасности и благополучию. Разница в том, что психологическим решением подозрительного будет «я нападу на тебя до того, как ты нападешь на меня», а самодеструктивной реакцией будет «я первым нападу на себя, так что ты не сможешь этого сделать». По сути, в детстве и подозрительные, и саморазрушительные люди бессознательно пытались выяснить взаимоотношения между властью (контролем) и любовью. Подозрительные приносят в жертву любовь ради
ощущения власти. Самодеструктивные совершают противоположный выбор.
Информация, которую Вы находите в данной теме, пригодится Вам в ряде жизненных ситуаций. Но для того, чтобы создать крепкую точку опоры для себя, Вам необходима индивидуальная поддержка опытного профессионала в сфере особенностей личности, «тренера
души». У Вас есть возможность получить такую поддержку, в том числе – дистанционно, где бы Вы ни находились. Узнайте об этом подробнее: http://personalityway.com/psychoanalyst-psychotherapist-counseling.html