Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Под знаком Баала 2.


Под знаком Баала 2.

 

План кампании у меня был такой – как и обычно наращивать армию, но не атаковать сразу, а подождать, пока римляне поглубже втянутся в войны против греков и галлов.

Однако не вовремя дернулся. Дело в том, что наиболее продвинутые многозвездочные полководцы Карфагенского Дома оказались весьма немолоды (особенно лидер фракции). А в игровом мире члены фракций редко живут дольше пятидесяти. Значит – их надо использовать пораньше и на всю катушку, поскольку от количества звездочек крайне сильно зависит успех сражения.

И вот я, ценой сильного напряжения собрал две полные армии под руководством этих военачальников, и высадился в Италии, нарушим первоначальный план.

К чему же это привело?

В военном отношении кампания долгое время развивалась почти безупречно. Стремительным ударом захвачены Тарент и Кротон (владения Брутов в Италии). Затем пала сципионовская Капуя.

Однако, как говаривал репрессированный советский стратег Свечин, военная стратегия должна быть подчинена политической, ни в коем случае не наоборот. Это хорошо понимали англичане, и слабо – немцы, что и обусловило поражение Германии в двух мировых войнах.

Во-первых, Дом Юлиев не успел начать войну с галлами, а наоборот, заключил с последними союз (!), повернув войска против нас. Война римлян с греками, кажется, также еще не начиналась. Карфаген оказался лицом к лицу со всей мощью Рима (хотя и ослабленной превентивным ударом).

Но это еще не все. Узнав, что все четыре римские фракции объявили Карфагену войну, и некоторые другие соседи стали рассматривать нас как легкую поживу. Иберы, вместо того, чтобы воевать с Домом Галлии (как они это обычно делали вначале Игры), объединились с ним против карфагенян.

Сбывался кошмар германского стратега Шлиффена о войне на два фронта. Но наши карфагеняне не дрогнули, и, в лучших традициях генерала Людендорфа приняли удар. Иберы были ражбиты под Кордубой и откатились назад. Развивая успех, карфагенская армия захватила иберийский Скаллабис – город, памятный еще по игре за Дом Юлиев (там главный герой одноименного стратегического романа Тиберий Гелий заболел чумой).

Более того, другая армия (из города Пальма) высадилась около иберийского Нового Карфагена и вскоре взяла город.

Увы, война решалась не на иберийском фронте, а в Италии. Там две большие карфагенские армии атаковали Рим.

 

Маленькая справка. «Тотальная война» особенно ценна своими сражениями в реальном времени (трехмерными в полном смысле этого слова, а не как у нас часто пишут на играх). Однако, вдоволь посражавшись по опциям «историческое сражение» и «пользовательское сражение», в стратегических кампаниях я полностью от них отказался. Ибо здесь было интересно победить противника на стратегическом, а не тактическом уровне.

Но данное самоограничение внесло определенные трудности. Если, играя о максимальному уровню сложности, я в реальном сражении, как правило, одерживал победу, то, ставя бой на автомат, даже по среднему уровню выиграть непросто – нужно численное и качественное превосходство.

Пример. Во время кампании за Дом Селевкидов в Ливийской пустыне я дал битву римской армии Сципионов. Она оказалась неудачной и селевкидский четырежды герой полководец пал смертью храбрых. Пробы ради я переиграл битву в реальном времени (по среднему же уровню). И победил с разгромным счетом – семнадцать убитых с моей стороны на четыреста пятьдесят у римлян. Причем селевкидские фаланги даже не успели вступить в бой – все решили многочисленные бронированные слоны и катафрактарии (панцирная конница), разметавшие римлян по пескам.

 

И вот, битва за Рим окончилась поражением и гибелью обоих прославленных карфагенских полководцев. Наши армии откатились к Капуе. Но не удержали и ее, под натиском войск фракции Сената и народа Рима.

Воспользовавшись случаем, армия римской же фракции Дома Юлиев захватила Тарент. Угроза потери последнего принадлежащего нашим карфагенянам Кротона была почти неотвратима.

Все дело в том, что, для победы по среднему уровню «на автомате», при равном качестве юнитов необходимо, по крайней мере, двойное превосходство в силах (а при штурме – гораздо большее).

Правда, на море дела шли лучше. Карфагенский флот, соединенный в три мощные группировки неукоснительно топил разрозненные римские и галльские (!) кораблики. На Сицилии коварным броском мы захватили сципионовский город Мессану.

Но в Иберии кельты атаковали оставшийся с малым гарнизоном Кордубу и взяли ее до того, как вернулся с севера наш победоносный полководец.

Да еще на нас, без объявлений войны напала Нумидия около Фапса и самой столицы - Карфагена. Третий фронт.

Мы выбили нумидийцев со своей территории, а в Иберии осадили потерянную Кордубу. Однако на Сицилии потерпели поражение от римлян.

Ситуация прояснилась – карфагенский блицкриг полностью провален.

А если блицкриг сорвался и война затягивается… Ты рискуешь остаться без средств, а значит – не способен пополнять армию. И искусственный интеллект методически грамотно перемалывает твою фракцию.

 

Поэтому здесь мы переходим к другому основному типу стратегии – стратегии измора. В случае с Карфагеном это особенно удобно, ибо стратегия измора удачно проводится при содействии морской силы. Именно такой путь предлагал Перикл Афинам во время исторической Пелопонесской войны – будучи не в состоянии противостоять спартанской мощи на суше, затвориться в неприступном городе, параллельно с моря разоряя побережье Спарты и уничтожая ее гораздо более слабых союзников. Афины, как известно, проиграли ту войну, но лишь когда отказались от перикловой стратегии (которая требовала изрядного мужества и хладнокровия) в пользу необдуманного блицкрига (дурацкий поход на Сицилию и пр.).

 

Италия для Карфагена потеряна – о новой высадке туда нечего и думать. На Сицилии удержать ситуацию под контролем возможно, но трудно. Начинается война на истощение в неблагоприятной политической ситуации. Здесь необходимо сохранять морское господство над Западным Средиземноморьем и бороться за выживание, ожидая неизбежного распадения коалиции от внутренних трений. Но продолжать игру я не стал, а начал по новой.

В качестве иллюстраций - скрины из "Rome. Total war".

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

История Древней Греции 1.

История Древней Греции 2.

История Древней Греции 3.


В избранное