Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. «Роза мира» Даниила Андреева.


«Роза мира» Даниила Андреева.

 

Короткая справка. Даниил Андреев – сын известного русского писателя Леонида Андреева. Был явно «не от мира сего», поскольку написал «роман антисоветского содержания» (на сколько я знаю – не сохранившийся) и устроил «домашние чтения» (наподобие дореволюционных).

Естественно стукнули, естественно – посадили. Даниил отличался способностью к визионерству, которая в лагерных условиях еще более развилась у него. Постепенно, на базе собственных видений и своего весьма значительного культурного багажа, Андреев создал цельную и красивую концепцию мироздания. Так как дело происходило уже в послевоенное время, он попал под амнистию и вернулся домой, где смог оформить эту концепцию в книгу «Роза мира».

Однако здоровье Даниила Андреева было фатально подорвано лагерем, поэтому вскоре он умер. Опубликовать «Розу мира» в советских условиях, естественно, было невозможно. К счастью, супруга мыслителя сохранила ее («Роза мира» ходила в самиздате). А, в период перестройки, когда граждане СССР в условиях вакуума идеологии в массовом порядке озаботились проблемами смысла жизни, книга Андреева была издана и приобрела популярность. До той поры, пока не был преодолен товарный дефицит и богоискательство не вытеснили культ успеха и гламур.

Вкратце обрисуем, как любят говорить в учебниках, «картину мира» Андреева. Есть некое «Солнце мира» - абсолютный бог, духовная сверхмонада. От него отделяются разнообразные менее значимые монады, разлетаясь по космическому пространству точно искорки (маленькие и не очень). Они, в массе своей благи, но имеются и отпавшие, главнейший из которых Люцифер (формирующий «антикосмос» галактики). В масштабах Земли действует его присный – планетарный демон Гагтунгр, в масштабах Луны – планетарная демоница Воглеа.

При этом Андреев признает наличие разнообразных пространственных измерений – «сакуал». То есть все эти духи действуют в своей оболочке не в нашем измерении.

«Сакуалы» (миры) бывают разными. Есть миры благих сил. В «Розе мира» приведена интересная иерархия этих сил, включающая древних богов, великих деятелей истории и культуры, ангелов и иных персонажей.

Есть «миры возмездия» - расширенный аналог католического Чистилища (Лимба), где души посмертно искупают свои грехи и готовятся к новому воплощению.

Есть сакуалы стихиалей – духов природных стихий, коих нельзя прямо отнести к светлым или темным силам (это также, во многом, аналогии языческих богов).

Мирам света противостоят демонические миры. Обиталище планетарного демона и его свиты – ангелов мрака (типа врубелевского демона) и некоторых более странных существ.

Или, шрастры – миры войны.

Или Дуггур – миры сладострастия (не правда ли – актуально J).

Собственно, под «Розой мира» подразумевается некая международная и межконфессиональная организация, ставящая своей целью духовное просветление человечества. Настолько – насколько это возможно в земном мире.

Чрезвычайно сильно написана предфинальная глава книги - «Князь тьмы». Она посвящена проблеме пришествия Антихриста и, наряду с использованием материала Апокалипсиса, является как бы ответом на «Повесть об Антихристе» В. Соловьева (приложение к работе философа «Три разговора»). Идея «Князя Тьмы» вполне соответствует тому, что написано в Новом завете и состоит в том, что полная гармония недостижима до тех пор, «пока человек не переменится физически», ибо в любую материальную оболочку заложено семя дьявола. Это действительно проистекает из проблемы телесности.

То есть, после относительно гуманного и кроткого времени, уставшие от духовности люди потянутся ко злу. Тут то и придет Антихрист – некий сверхчеловек, являющийся инкарнацией одного из римских императоров (типа Нерона или Калигулы) и Иосифа Виссарионовича Сталина (!). Здесь, по-видимому, сказались личные впечатления Даниила Андреева от пребывания в Гулаге.

Этот сверхчеловек постепенно установит жесточайший режим подавления духовности и подлинной свободы, одновременно разрешим все виды извращений. При этом он будет проводить политику постепенного замещения человечества на некий демонический гибрид из шрастров.

Правление Князя Тьмы будет довольно долгим, однако, в финале оно будет разрушено Вторым Пришествием Иисуса Христа. Закончится наш первый эон (здесь - эпоха).

 

Теперь об истоках «Розы мира». Поскольку книга носит синтетический характер, они очень разнообразны. Разумеется – околохристианская литература. Кстати, церковь считает работу Андреева ересью (что вполне естественно). На «Розу мира» некоторый отпечаток наложил гностицизм – интеллектуальный, но по большей части темный и жизнеотрицающий двойник христианства.

Название данного философского направление происходит от слова «гнозис» - «знание» (отсюда – «прогноз», «диагноз» и пр.). Гностики Рима утверждали, что являются носителями некоего тайного Знания, недоступного для непосвященных.

Кстати, всякие «Коды да Винчи» и тому подобное чтиво обыгрывают гностические идеи (правда, от гностического интеллектуализма при этом мало что остается). Так вот они подают себя как проповедников «жизнелюбия» в противоположность христианскому «культу потустороннего». Но самое забавное, что именно античные гностики отрицали жизнь, поскольку полагали материю злом, а само тело - исключительно темницей духа.

Другое дело, что некоторые (не все) римские, греческие, иудейские гностики и их средневековые последователи (разнообразные тайные общества) в качестве эффективного метода умерщвления «гнусной плоти» предлагали промискуитет (к тому же свободный секс – хорошая приманка для новых адептов, это известно и из послевоенной политики на Западе, а с недавнего времени и в России). Эти гностики прекрасно понимали, что беспорядочные связи ничего общего с любовью к жизни не имеют. В качестве подтверждения приведу пример стремительного сокращения населения стран, где возобладала подобная идеология.

Безусловно, в античном гностицизме, помимо этой его негативной стороны были и некие конструктивные моменты. И, кроме того, определенные ранние христианские мыслители подверглись сильному влиянию гностиков.

Гностики выдвинули идею эонов. Согласно их представлениям (возможно, я излагаю неточно), существует Плерома – полнота божественного бытия. От нее исходят эманации – эоны (одновременно, это и промежутки времени, ибо они заполняют пространство с течением времени, как бы слоями). Последний эон соприкасается с миром мрака («захвачен мраком»), отчего и образуется наш материальный мир. Поэтому гностики не любили материю.

В общем, все сложно J. Но, «Роза мира» Андреева звучит вполне жизнеутверждающе и мажорно. Большое значение мыслитель придавал духовной Женственности. Здесь на "Розу" повлиял неоплатонизм – последнее сильное течение в философии языческой античности. Основатель неоплатонизма – великий римский философ Плотин не разделял гностического презрения к миру, напротив, он восхвалял его, как творение Демиурга и Мировой души.

Ну и, конечно, антропософия немца Рудольфа Штайнера, очень популярного в конце 19 – начале 20 веков в Европе и России. Все эти «духи-народоводители», «эгрегоры» «Розы мира», имеют свои корни в антропософии.

И русская религиозная философия. В особенности, чрезвычайно высоко оцениваемый Даниилов русский религиозный философ Владимир Соловьев.

Не обошел Андреев и индийскую философию, ставшую популярной с того же 19 века, благодаря усилиям многих духоискателей (например, основательницы теософии Елены Блаватской).

В андреевской картине мира свое место нашла и мифология – греческая, индийская, германская, славянская. И теория культур/цивилизаций (влияние Данилевского, Леонтьева и Шпенглера), поскольку есть особые благие сакуалы, соответствующие определенной цивилизации – Западной, Российской, Индийской, Китайской и пр.).

Наконец, как же без стихов? Даниил  был человек Серебряного века и сам поэт. В «Розе» немало страниц посвящено стихам Александра Блока (специальная глава «Падение вестника») - о падении и посмертном возрождении поэта).

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Эхо "Эха Москвы".

Я за цивилизованным миром свое государство не поведу!

Крах "Родины".

Дэн Браун, "Код да Винчи".


В избранное