Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Этрусская мифология 2.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Этрусская мифология 2.

 

 

Этруски представляли собой важную и культурно-богатую индоевропейскую традицию. Однако, поскольку их письменность до сих пор не расшифрована, этрусские мифы для нас почти сокрыты. Одним из немногих исключений является изложенная Плинием “Легенда об Олте”.

 

Легенда об Ольте. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

В Этрурии, в священном городе Вольсиниях почитался бог, чье имя передается по-разному: Velthuna, Vertumna? Velthina. Иногда его считают хтонической формой Тина или богом круговорота природы (Немировский, 1983). Плиний сообщает интересную историю, о том, как некий демон в волчьем образе хотел вырваться из подземного мира и опустошить окрестности Вольсиний, но едва он приподнял крышку колодца, как был тотчас же загнан обратно. (Raschinger E, 1992, vol. 1, р. 44). Плиний называет демона Олта (Olta), но Рашингер полагает, что по-этрусски имя звучало как Велфа (Veltha), что может быть идентично упомянутому хтоническому Вертумну/Волтумну, "главному богу Этрурии".

Рельефы на погребальных урнах из Вольтерры дают прекрасную иллюстрацию к этому мифу, одному из немногих чисто этрусских сюжетов, известных нам в письменной форме. Мы видим чудовище, вылезающее из колодца. Чаще оно имеет вид косматого волка, хотя один рельеф показывает его с гладким телом и как будто лошадиной головой. Есть варианты, изобрающие Олту/Велфу в образе человека с головой волка и даже просто в волчьей маске. Чудовище окружено людьми, находящимися в сильнейшем волнении. Они пытаются затолкать его обратно в колодец или сдержать, накинув цепь. Один человек уже стал жертвой Олты. На одном варианте можно видеть популярнейшую у этрусков богиню Ванф, вестницу смерти, иконографически близкую греческим фуриям, а типологически - скандинавским валькириям, славянским вилам, балтским велям и дейвам и т. д. (Генетически же все они происходят от Великой Богини).

Данный сюжет ставит перед нами ряд вопросов. С одной стороны, корень "vel" связанный с миром мертвых, принадлежит Богу Земных Сил. Кроме того, Вольсинии имели значение сакральной столицы Этрурии, а Вертумн являлся главным богом этого города (то есть главным богом жрецов). С другой - волк традиционно является противником Бога Земных Сил и связан с Громовержцем. Да и мотив сковывания волка цепью отсылает нас к скандинавскому мифу о Мировом Волке Фенрире. Возможно мы имеем дело с инверсией, когда противоположности сходятся - Бог Земных Сил в этрусском мифе приобритает черты волка, а Бог Грома у скандинавов и хеттов разьезжал на колеснице, запряженной баранами и быком соответственно.

В пользу того, что Велфа все-таки Бог Земных Сил, говорит и изображение на этрусской цисте из Пренеста. Там показана Минерва (почитаемая и этрусками), которая то ли помогает, то ли мешает обнаженному младенцу при оружии выйти из амфоры. Рядом с младенцем написано "Mars". О Марсе/Марисе уже говорилось в связи со скифами. Сейчас следует добавить, что римский Марс считался и богом нарождающегося года (Вертумн/Волтумн был богов круговорта природы). Присутствует и маленькая крылатая фигурка, напоминающая роль Ванф на одном из рельефов, изображающих историю об Олте. Несомненный интерес представляет то обстоятельство, что Олта – римская транскрипция имени, которой по этрусски звучало, видимо, как Велфа. А Велфа – несомненно родственно Велесу (Славянская мифология 2.), Велсу (балтская мифология) и Вала (Индийская мифология 2.).

Вверху показана богиня Ванф.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное