Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Этрусская мифология 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

Этрусская мифология 1.

 

Этрусский вариант Мамерса назывался Марис, но, по-видимому, он не был рогат а представлялся в виде кентавра или сфинкса - древний образ, который предки этруссков - пеласги и тиррены вынесли из Восточного Средиземноморья. Возможно, это другой иконографический вариант Бога Земных Сил, что косвенно подтверждается греческим мифом о Хироне.

Благочестивый кентавр Хирон был воспитателем многих героем (Тесея, Ясона, Диоскуров), бога врачевания Асклепия и другом Геракла и Прометея, находясь в оппозиции Зевсу (данная коллизия соответствует тесным отношениям Бога Земных Сил и Культурного Героя). Обращают на себя внимание и крылатые быкообразные существа с человеческими головами, представленные на "пропилеях Ксеркса". По мнению К. В. Тревер (которое поддерживается многими исследователями) здесь даны изображения Гопатшаха - полубога, покровителя крупного рогатого скота и легендарного царя древнеиранской мифологии (Тревер, 1940, т. 2).

Образ кентавра-сфинкса скифы могли позаимствовать там же, где и предки этрусков и древнх персов - в искусстве Передней Азии, во время великих переднеазиатских походов. Отсюда удивительное иконографическое сходство, легшее на общую индоевропейскую идеологическую основу.

Особенно интересен древнеиндийский миф о Вале. Веды рассказывают, что некие демоны пании (иногда в единственном числе - тогда Пани) угоняют коров бога грома Индры. Тот, вместе со своей собакой Сарамой, отыскивает пещеру демонов и возвращает пропажу. Вала поднимает вой из глубин, но Индра поражает его. Данный сюжет очень близок балтскому. В нем все символично - и имя Пани - сродни греческому Пану (владыка стад, лесов и полей, Пан есть также проекция Бога Земных Сил), и участие собаки, которая, подобно волку есть вечный союзник громовержца (кстати, в упоминавшихся дуалистических легендах говорится о вражде волка к Велсу) и образ Валы (брата Вритры, поглотившего небесные воды и самого ставшего жертвой Индры).

 

Проводы души. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Этруски огромное внимание уделяли странствию души в загробном мире. В этом отношении их культура напоминает цивилизации Древнего Востока (что подтверждает версию восточного происхождения этрусков). Душа, в виде маленькой человеческой фигурки, едет на фантастическом животном, сочетающем черты лошади и леопарда. Крылатая богиня Ванф (с факелом в руке), ведет животное, держа его под узцы. Эта богиня, весьма почитаемая в Этрурии, может быть уподоблена скандинавским валькириям, отличаясь еще большей благожелательностью к усопшим. В противоположность Ванф, демон смерти Хару, с большим деревянным молотом, представлял грозные силы подземного мира (кстати, подобным молотом на римских аренах разбивали головы умирающим гладиаторам). Еще более страшен Тухулка, с птичьей головой и змеями, символизирующий мучения души после смерти. Хищные звери также близки этой теме (вспомним широко распространенный в искусстве Древнего Востока сюжет терзания травоядного животного хищником).

 

(Продолжение следует).

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное