У Марка (видимо, в самом раннем из Евангелий) о рождении Иисуса Христа нет рассказа. Начало этого повествования идет с крещения Христа (для христиан крещение и есть рождение в Христе).
У Матфея коротко рассказывается о рождении Иисуса Марией и более подробно о визите волхвов, а также о желании Ирода перебить всех младенцев. Дотошный Лука дает уже самое полное описание события, начиная даже с беременности Марии. В отличие от волхвов Матфея Лука уделяет большее внимание пастухам, отдавшим дань уважения младенцу.
Наконец, Иоанн, видимо в самом последнем по времени написания Евангелии и вовсе не уделяет внимание описанию рождения в Вифлееме и сразу переходит к главному:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Евангелие от Иоанна 1:14)
На иудейскую Пасху Христа убили, распяли и он воскрес. С Пятидесятницы по факту начинается жизнь христианской Церкви, в этот праздник на учеников Христа сошел Святой Дух. Это опять же произошло в праздничный день, который был одновременно и годовщиной принятия Закона Моисея (в этот день были получены Моисеем скрижали на горе Синай) и позднее добавившийся к этому же праздник урожая.
В общем, эти важнейшие для христиан события происходили в праздничные дни. За многие века до Христа народ был подготовлен всем своим укладом и к тому, что Христос умрет за грехи людей и воскреснет. И к тому, что царство его начнется с создания церкви.
Рождество же будто в стороне от всей этой подготовки. Обычный день. Обычный город. Обычное, ничем не примечательное место. Даже повод переезда родителей в Вифлеем – не библейский праздник, а римская перепись. Как говорится, ничто не предвещало.
Так почему же важна эта часть библейского повествования? Что оно значит для христиан и для всего мира? Можно ли было Христу просто появиться ниоткуда, креститься у Иоанна и произнести самую сильную в мировой истории проповедь о любви? Почему таким важным оказалось, что Христос вышел из простой семьи плотника, что родился он в хлеву, и что его первыми почитателями были простые пастухи да три чудаковатых старика с Востока?
Мы не знаем первых слов Христа на этой земле. Скорее всего они были такими же, как у всех нас – «мама», «папа». Отсутствие упоминания этих первых слов скорее всего говорят, что они были такими же, как у всех нас. И мы точно знаем последние его слова:
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (Евангелие от Луки 23:46)
С семьи началось повествование, семьей завершилось. От семьи земной к семье духовной. В Новом завете удивляет это невероятное приближение Бога к нам. От грозного воителя Саваофа в заботливого и любящего Отца. Дымка, окружавшая все эти века Ветхий Завет, словно бы развеялась и ты видишь историю любви Бога к детям своим, как он звал нас и мы не слышали, как он учил нас и мы не слушали, как он предостерегал нас, а мы шли наперекор, ломая и свои жизни и чужие.
Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Слово посчитало важным начать рассказ о своей человеческой жизни именно с этого места, с этой семьи, из этих условий.
Возможно поэтому Рождество так любят во всем мире. В нем есть тепло семьи. В нем есть любовь. В нем есть надежда, что в каждом из нас, и в простых и в богатых, и в скитающихся и в живущих в роскошных дворцах, в каждом из нас может вырасти свет нашего Отца. Ты можешь быть атеистом, можешь верить или не верить в Христа, но каждый рано или поздно ощущает внутри себя какую-то пустоту. До той поры, пока она не будет заполнена воссоединением семьи. Отец ждет своего сына.
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что — нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». (Деяния 17:21-28)