Но если, совершая это проникнутое смирением и сопровождаемое милосердием поклонение, вы посчитаете, что это все; если ваши внутренние восторги, слезы и молитвы не влекут за собой никакой жертвы, — ваше поклонение напрасно. Жертва! Когда она является основой внутреннего закона, который руководит христианином, тогда человек не остановится ни перед чем, если хочет Быть верным Богу. Он отдаст Богу все, что имеет, все самое дорогое, не исключая своих детей и себя. Разум не в состоянии Бороться с этим
глубоким побуждением. Потребность никогда не исчезающей из человеческого сознания жертвы — христианство утверждает с Наибольшей силой.
Чем является крест Голгофы, как не самой величайшей из жертв? Мы видим в нем совершеннейший дар, принесенный Христом для спасения людей. Созерцание креста Господа Иисуса открывает нашему сердцу истину, что мы всецело обязаны Богу. Если Бы не Было жертвы за грех, то вера не имела Бы значения. Так понимали и Апостолы, вразумляя нас на страницах своих посланий: «Итак... представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения... » (Рим. 12, 1). Мы принадлежим
не себе, а Тому, Кто за нас пострадал.
Но как ни ясна для нас мысль о необходимости жертвы, мы все-таки постоянно уклоняемся от нее. Велика толпа входящих в храм для славословия и поклонения, но Большинство людей предлагают Богу только свой излишек и уходят довольные собой. Бог ждет от нас полной отдачи сердца. Этому учит нас пример Бедной вдовы.
При этом я должен предупредить вас о тех сомнениях, которые могут возникнуть при этих рассуждениях. Мы хорошо знаем, что ученики оставили все и последовали за Христом (Матф. 19, 27). Призвание обязывало их к такой отрешенности. Но это не значит, что такие же условия Христос ставит всем Своим последователям. Иначе каждому члену церкви следовало Бы оставить дом, семью, детей. Писание это не предполагает.
На примере Бедной вдовы Христос хочет показать, что Бог взирает не на приношение, а на сердце человека. Почему эти две лепты имеют в глазах Иисуса такую великую цену? Потому что это приношение, каким Бы скромным и незначительным ни казалось,— есть знак внутренней, Безусловной жертвы. Эта Бедная женщина отдавала всю себя Богу,— вот что значат ее две лепты. Ее приношение драгоценнее всех сокровищ, принесенных фарисеями, дороже всего великолепия храма! Люди отдавали свой излишек, уклонившись от
полной жертвы, которую вдова принесла с такой любовью. Следует проверить себя в свете Божьем: отдаете ли вы себя Господу всецело или только излишек? Вы, прижимающие к сердцу лучшую часть своего сокровища, считаете ли, что сохраните его навсегда? Может выть, завтра сокровище ваше будет отнято у вас, и вы горько станете сожалеть, что не посвятили его Богу. Что отдают, то находят, — так исполняются слова Писания: «...потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф. 10, 39). Силы, затраченные
на служение, будут возвращены, имение увеличится, сердечные радости возрастут,— так обещал наш Учитель: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф. 19, 29).
Отказав во всем лучшем Господу, вы не сможете отказать во всем этом смерти, а она придет! Слушайте же, она уже приближается, стучит в вашу дверь. К чему теперь ваши сокровища, сбереженные эгоистической заботой о севе?! Как вы вы желали тогда отдать самое дорогое Богу, но позднее раскаяние доставит вам лишь бесконечное страдание. Смерть захочет взять все, и вам придется отдать ей все. Руки, ревниво удерживающие свое добро, раскроются. Все будет оставлено. Сколько трудов, расчетов и стараний окончатся
ничем!
Если вы только ничем! Еще придется дать отчет. Какой же приговор праведного Судьи ждет человека, который умел проходить мимо Него в этой жизни? Разве такому слуге Господь может сказать: «...войди в радость господина твоего» (Матф. 25, 23)?
Какими слугами являются христиане, служащие лишь личным интересам, ищущие своей славы и только своего? Иисус Христос предсказал мрачное будущее таким людям. К ним будет относиться грозный, но справедливый приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...» (Матф. 25, 41). Оканчивая повествование, что мы видим в нем? Бедную женщину, отдавшую Богу все, что имела. И нам следует подражать этой внутренней жертве, неизбежным следствием которой является приношение. Если вы это даяние вдовы
выло внушено фарисейством или гордостью, то не имело вы никакой цены перед Богом. Нужно смотреть на ее внутреннее намерение, и мы научимся тому, что должны отдавать Богу самих себя.
Напомню еще раз: вдова отдала все! «Высшая степень безумия!» — скажут некоторые. Но этим безумием спасается мир. Однако, где те христиане, которые приносят подобные жертвы? Они выли многочисленны во времена Апостолов и в первые века христианства, и как сравнительно редки в наше время. Как же нам не заботиться о том, чтобы пример евангельской вдовы вошел в наше сознание и слова Спасителя: «...она от скудости своей положила все, что имела... » [Марк. 12, 44) — звучали
вы в нашем сердце постоянным призывом к самоотверженному служению Господу и ближним!