Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Семейное счастье


БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

"Там Киева нет". Продолжение

Представьте, что вы едете, скажем, в город Киев и на одном из перекрестков вдруг обнаруживаете, табличку с указанием направления и надписью "Там Киева нет". Означает ли это, что Киев находится в направлении, строго противоположном указанному? Очевидно, нет. Так же и анафематизм свидетельствует лишь об искажении истины, но найти саму истину, исходя из анафематизма, невозможно. Смысл упомянутого соборного решения нельзя понять правильно, вырвав его из контекста, в котором он был употреблен. Дело в том, что на Пятом Вселенском соборе Церковь осудила ересь оригенистов. Это учение представляло собой жуткую смесь античных мифов с откровенной нелепостью. Чтобы понять всю дикость этой ереси, имеет смысл ознакомиться с некоторыми анафематизмами в адрес оригенистов. "Если кто говорит, что в воскресении тела людей воскреснут в шарообразной форме, и не исповедует, что мы воскреснем прямыми, - анафема". "Если кто говорит, что Господь Христос будет распят в будущем веке за демонов так же, как за людей, - анафема". "Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие души предсуществуют, будучи как бы идеями или священными силами; что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божественной любви и для наказания посланы в тела, - тот да будет анафема". В этом ряду находится и анафематизм, интересующий нас. У оригенистов учение о всеобщем восстановлении падших людей и ангелов основывалось на вере в то, что до сотворения мира существовал некий другой мир. И что после восстановления падшей твари Бог сотворит бесконечное множество иных миров, в каждом из которых отпадение людей от Бога и возвращение к Богу будет вновь и вновь совершаться, и Бог еще много раз воплотится, чтобы взять на себя грехи людей и искупить их через распятие. Вот эту дурную бесконечность сотворений, грехопадений и восстановлений Пятый Вселенский собор и признал ересью. Осужден был именно оригеновский апокатастасис, лишающий человека свободы, а историю - смысла; но отнюдь не сама идея возможности спасения Христом всех без исключения.

Надежда и свобода

Христос говорит о нераскаянных грешниках: "И пойдут сии в муку иную, а праведники в жизнь веч о" (Мф. 25, 46). Здесь очень важно понимать, что вечность - не синоним бесконечности. Между этими двумя понятиями существует принципиальное отличие. Бесконечность мучений подразумевает неограниченный времени процесс. Вечность, же - отсутствие самого времени вообще! Вечные мучения - это мучения, происходящие в вечности, а не во времени, но это совсем не означает невозможности их окончания. Категории "прошлое-настоящее-будущее" или "начало-окончание" к вечности вообще применить нельзя, поскольку все это - характеристики временных процессов. Нам, живущим во времени, трудно представить, что это такое, у нас отсутствует опыт такого вневременного бытия, нет даже понятий и слов для описания вечности. Но мы имеем грозное предупреждение Христа о том, что в вечности любовь Божия окажется мучением для тех, кто сознательно отвергал эту любовь в своей времен¬ной жизни. Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором виновен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь - выше логики. И это не аксиома, а результат личного опыта живого общения с Богом многих и многих поколений истинно верующих. Некоторые из них, были переполнены этой Божией любовью настолько, что верили - такая любовь преодолеет все преграды, для Бога нет ничего невозможного, и Он способен спасти, в конце концов, всех. Это не догматическое учение, которое оставило данный вопрос открытым и никогда не подвергало сомнению слова Христа о "муке вечной"; но это выражение надежды верующих на то, что, вопреки всякой справедливости, логике и законам природы каждый человек, получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога. Однако каждый человек свободен отвергнуть это спасение. А адские муки, даже если они будут иметь конец, не перестанут от этого быть муками. Когда болят зубы, человек теряет чувство времени, ему кажется, что эта боль была с ним вечно и никогда не кончится. Что же говорить тогда о геенне, про которую один верующий сказал: "Остережемся в душах наших и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней". Бог уготовал нам вечную радость, а не вечные мучения. Но нужно всегда помнить, что дар свободы требует от человека предельно осторожного обращения с ним. Потому что только над нашим сердцем не властен всемогущий Господь. И если мы не наполним его любовью к Богу, там обязательно появится зло, рождающее страдание. Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором виновен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь - выше логики.

 С искренней любовью к вам и пожеланием постоянно находиться в состоянии счастья!

Ваш Светозар info@schastye.ru


В избранное