Религия говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную. Тут важно понимать, что спасение - не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это - единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви.
Но сможет ли полюбить Бога после смерти тот, кто всю жизнь Его ненавидел? Маловероятно.
Страдание - результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника - причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая душа воспринимает любовь Божию как мучение: "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!
И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания".
Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный.
Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти?
"Бог - не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу". И если грешники будут бесконечно мучиться, то в чем же заключается исправление зла, которым они поражены?
Стоп! А откуда, собственно, может быть известно, что зло мучимых в аду грешников никогда не будет исправлено? Апостол Павел пишет, что Христос "Спаситель всех человеков, а наипаче - верных" (1Тим. 4, 10). Бог всем желает спастись, и кто же возьмет на себя ответственность заявить, что Бог никогда не осуществит Свое желание - спасти всех?
"Там Киева нет"
Со всей определенностью можно заявить, что нет догмата, который говорил бы о бесконечности адских мучений. Ни на одном Вселенском Соборе такой вопрос даже не обсуждался. Потому что спасение грешников - дело Бога, и никто не может диктовать Ему условия этого спасения или предсказывать результаты Его действий. Наш Символ Веры говорит о бесконечности грядущего Царства Христова:".. .Его же Царствию не будет конца". Но о
бесконечности адских мук там нет ни слова.
Догмата такого нет, есть один из анафематизмов, принятых на Константинопольском соборе 543 года (и впоследствии подтвержденных Пятым Вселенским собором), который гласит: "...Если кто говорит, что наказание демонов и нечестивых - временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е. что будет восстановление (апокатастасис) демонов и нечестивых людей, - анафема".
Вот из этой формулы, на первый взгляд, действительно можно сделать вывод, будто утверждается бесконечность страдания грешников. Но этот вывод будет неверным.
Потому что истины веры формулируется не в анафематизмах, а в догматах, в Символе Веры. Анафематизм же просто свидетельствует, что некая идея или учение не соответствует истине. И простое рассуждение "от противного" здесь неуместно. Представьте, что вы едете, скажем, в город Киев и на одном из перекрестков вдруг обнаруживаете, табличку с указанием направления и надписью "Там Киева нет". Означает
ли это, что Киев находится в направлении, строго противоположном указанному?
Дорогие читатели!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ РАССЫЛКИ
С искренней любовью к вам и пожеланием постоянно находиться в состоянии счастья!