← Март 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
||
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://grani.roerich.com
Открыта:
09-03-2001
Статистика
0 за неделю
Журнал "Агни"
"ГРАНИ ЭПОХИ"
этико-философский журнал
==============================================
Сергей Мельников
Закон перевоплощения
и раннее христианство.
(продолжение)
Апокрифы - II
Книга Еноха
Енох - одна из ярчайших личностей в истории человечества. Библейский герой, прадед Ноя. Имя “Енох” можно перевести с еврейского как “посвящённый”, “учитель”. “Он пророк и историк, тайновидец и астроном, моралист и физик. Он обнимает своей мыслью как видимый, так и невидимый мир, и не только в его настоящем, но и в прошедшем, и в будущем. Он - изобретатель письма, геометрии, астрономии и астрологии”, - пишет В.Рохмистров, Предисловие [16, стр.2-4]. До нас дошло несколько вариантов текста “Книги Еноха”. Самые ранние из них датируются II - I веками до Р.Х., более поздние - III веком по Р.Х. “Книга Еноха” была необыкновенно популярна в первые века христианства, но, начиная с IV века, она постепенно теряет свою популярность, а затем становится “подложной и зловредной” и попадает в разряд апокрифов, подлежащих уничтожению. Впоследствии она была очень популярна на Руси и лишь в XVII веке была исключена из числа одобряемых Русской Церковью книг. В Эфиопской же Церкви, как уже упоминалось выше, эта книга входит в канон.
Параллельное место “Книги Еноха” к рассматриваемому выше тексту “Книги Юбилеев” о спустившихся на землю ангелах говорит то же самое:
“20.106. <...> И я, Енох, отвечал ему и сказал: <...> в веке отца моего Иареда некоторые ангелы, сошедшие с высоты неба, преступили слово Господне. И вот они совершили грех, и преступили закон, и соединились с жёнами, и совершили с ними грех, и взяли жён из них, и родили с ними детей. И великая погибель придёт на всю землю, и придёт потоп, и будет великая погибель в продолжение года. <...>”, Книга Еноха [16, стр.94].
И в другом месте - чуть раньше - говорится о падении и сходе (спускании) на землю ангелов, сынов неба:
“2.6. И случилось так: после того, как сыны человеческие умножились, в те дни родились у них прелестные и красивые дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: “Давайте выберем себе жён в среде сынов человеческих и родим себе детей!” <...> было же их [СМ: ангелов] всего двести. И они спустились на Ардис, которые есть вершина горы Ермон <...>.
2.7. И они взяли себе жён, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев. Они же и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей. <...>”, Книга Еноха [14, стр.94].
Мы можем предположить, что речь здесь идёт именно про воплощение в человеческих телах ангелов Господних (сынов неба), ибо для того, чтобы взять в жёны дочерей человеческих, соединиться с ними и родить детей, нужно иметь человеческое тело.
Д.В.Щедровицкий замечает, что: “Очевидно, эти духовные существа имели силу каким-то образом воплотиться, приобрести самовольно земные тела и уподобиться людям. Или же они обладали возможностью воздействовать на образование плода во чреве матери каким-то особым образом, преобразуя его “по подобию своему”” [20, стр.78]. Возможность воздействия на образование плода без воплощения в человеческом теле нам представляется менее вероятной, поскольку это всё-таки прерогатива Бога. Только Бог может сделать это без плотного тела. Но ведь ангелы - не боги?
То, что говорится о воплощении в человеческие тела, подтверждается и словами Бога, сказанные Им Еноху, посланному к падшим ангелам для того, чтобы возвестить им о грядущей каре:
“3.12. <...> “Енох, писец правды! Иди, возвести стражам неба, которые оставили вышнее небо и святые вечные места, и развратились с жёнами, и поступили так, как делают сыны человеческие, и взяли себе жён, и погрузились на земле в великое развращение: они не будут иметь на земле ни мира, ни прощения грехов <...>”, Книга Еноха [14, стр.20].
Падшие ангелы оставили “святые вечные места” для того, чтобы спуститься в преходящий земной мир. И с жёнами они поступают так, “как делают сыны человеческие”.
“Завещания (заветы) двенадцати патриархов, сыновей Иакова”
По мнению большинства учёных основной текст этого произведения относится к первой половине I в. до Р.Х. и является произведением иудейской литературы. “Завещания” написаны как двенадцать особых текстов, объединённых общим авторством и единым планом. По своему смыслу - это завещания и последние слова напутствия патриархов (сыновей Иакова) своим сыновьям, сказанные ими перед своею смертью. Этот апокриф был очень популярен в средние века в т.ч. и на Руси и, как уже говорилось выше, даже послужил образцом Владимиру Мономаху для составления его “Поучения”.
В “Завещании Завулона” говорится о том, что он (Завулон) после своей смерти снова восстанет среди своего рода, а, умирая, не навсегда покидает эту землю, но лишь уходит на покой, “как и отцы мои отошли”. Не означает ли это, что Завулон говорит о том, что человек, отдохнув в ином мире, снова приходит на землю для продолжения своей работы?
“Завещание Завулона, шестого сына Иакова и Лии”:
“X. И ныне, дети мои, не скорбите, что умираю я, и не унывайте, когда отойду я. 2. Ибо снова восстану я среди вас, как предводитель среди сынов своих, и возрадуюсь среди тех из рода моего, кто сохранит закон Господен и заповеди Завулона, отца своего. <...> 4. Я же ныне отхожу к покою, как и отцы мои отошли. <...> 6. И сказав это, почил он сном прекрасным <...>” [22, стр. 91-92].
Давайте посмотрим, что означают имена действующих лиц.
Имя “Завулон”, “Зевулун” образовано от древнееврейского глагола “заваль” - “обитать”, смысл этого имени в том, что “внутренний человек становится на этой ступени постоянным местом обитания Божьего”.
Имя “Лия”, “Леа” (мать Завулона) происходит от глагола “лаа” - “изнемогать”, “истомляться”, “обессилеть”. “Лия символизирует ту часть души человека, которая отдаёт свои силы земной, чувственной жизни. Она “слаба глазами” в смысле духовного зрения”.
Имя “Иаков”, “Йааков” происходит от глагола “акав” - “запирать” (в смысле “преодолевать”, “одерживать победу”), а также “оставлять след”, “следовать”, “это тот, кому суждено бороться и победить, а также - “оставить след”, т.е. стать образцом, прообразом”. Иаков - символ человека духовного [20, стр.220, 239, 240].
Филологический анализ позволяет нам точнее понять смысл приведённого отрывка: душа человеческая, как наследница духовного отца и земной матери совершенствуясь под действием земных трудов и тягот, преодолевая их, становится “постоянным местом обитания Божьего”. На следующей ступени своего духовного развития после отдыха вне земли, эта душа вновь воплощается “как предводитель среди сынов своих”.
В другом завещании - “Завещании Неффалима” - можно увидеть напоминание о предсуществовании души и о том, что новое человеческое тело подбирается (создаётся) в соответствии с назначением и с задачами души, которой суждено придти на землю:
“Завещание Неффалима, восьмого сына Иакова и Валлы”:
“II. <...> 2. Как знает гончар сосуд, сколько вмещает он, и сообразно с этим берёт глину для него, так же и Господь в согласии с духом творит тело, а по силе телесной влагает дух. 3. И нет расхождения ни на треть волоса, ибо всё творение весами, и мерою, и правилом совершается. 4. И как знает гончар пользу всякого сосуда, для чего он пригоден, так же и Господь знает тело, до какого предела пребывает оно в добре, а когда ко злу переходит. <...>” [22, стр. 97-98].
Заметим, что Валла, мать Неффалима, - служанка Рахили (“Рахиль была красива станом и красива лицом”, Быт. 29,17), жены Иакова, которая отдала её Иакову, видя, что сама она бесплодна.
Имя “Рахиль”, “Рахель” - означает “овца” и образовано от глагола ”рахаль”, “рагаль” - “ходить”, “двигаться”. “Рахиль обозначает, как овечка, тончайшую и глубочайшую часть души, исполненную интуиции, которая не сразу пробуждается в человеке, не сразу вступает в соединение с духом”.
Имя “Валла”, “Бильга” происходит от глагола “бала” - “состариться”, “изнурится” - и означает “ветхая”; прочитав же это слово с конца, мы получим “га-лев” - “сердце”, “означающее в Библии эмоционально окрашенное мышление, соединённое с интуицией. Билга (Валла), т.е. сердце ветхое, сердце обветшалое, на этой ступени обновляется духовно, становится способным к “плодоношению””.
Имя “Неффалим”, “Нафтали” означает “моё борение”, “моё состязание”. “На этой ступени человек получает силу вести духовную брань, духовную борьбу с силами зла” [20, стр. 239, 240].
Значения имён здесь таковы: духовно обновлённому человеку, который может бороться с силами зла Творец «в согласии с духом» создаёт тело и создаёт условия, в котором и в которых вновь пришедший на землю дух сможет выполнить поставленную перед ним задачу.
“Вознесение Моисея”
Этот иудейский апокриф предположительно был создан в начале I в. по Р.Х. Полный текст его, к сожалению, до нас не дошёл. Сюжет апокрифа основан на том, что Моисей, готовящийся покинуть этот мир, наставляет своего преемника Иисуса Навина и раскрывает ему будущее. Моисей совершенно определённо говорит о своём бытии “от начала мира”, что означает существование души Моисея от начала мира, которая ожидала наступления своего времени служения Божьим замыслам в отношении человечества:
“Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу <...> и сказал Моисей к Иисусу такое слово:
<...> Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрёл меня, от начала мира готового стать судьёю закона Его. <...>” [22, стр. 130].
Моисей был готов к решению предназначавшейся ему задачи “от начала мира”, но пришёл в этот мир тогда, когда настало время её решения. Успешно выполнив порученное, он готов покинуть землю и вернуться туда, откуда пришёл. Интересно, что в этом отрывке говорится также и о том, что Бог “не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя”. Иными словами, человек (человечество), не зная своей предыстории, выявляет свою сущность в своих текущих делах и речах. Возможно, эта одна из причин, по которой большая часть человечества (та часть, духовный уровень которой ещё низок, которая обличает себя в том своими речами) не помнит своего предыдущего существования. Человек, стоящий на должном уровне духовного развития, знает свою предысторию (Моисей) и ясно видит своё существование “от начала мира”.
“Завещание Авраама”
Апокриф основан на 18-ой главе Книги Бытия. Изначально, скорее всего, написан по-гречески в I веке по Р.Х., во всяком случае, о версии на древнееврейском языке ничего не известно. Текст был частью трилогии вместе с “Завещанием Исаака” и “Завещанием Иакова”, вся трилогия подражала “Завещаниям двенадцати Патриархов” [22, стр.156].
Сюжетная линия апокрифа такова: земные дни Авраама должны закончиться и Бог посылает за ним архангела Михаила, чтобы именно он взял душу Авраама, а не Смерть (т.е., Авраам по заслугам его перед Господом выделен по отношению ко всем остальным смертным, которых забирает Смерть). Авраам отказывается покидать землю и тогда, после всех уговоров и неуспеха миссии архистратига Михаила, к Аврааму является Смерть. В конце концов, Авраам покидает землю.
В этом апокрифе удивительно ярко и образно описан причинно-следственный закон воздаяния Господом людям в точном соответствии с их делами, совершаемыми при жизни, и нового возвращения в жизнь людей для того, чтобы они имели возможность сделать выводы и исправить свои ошибки, перестав грешить и покаявшись:
“10. <...> взял архангел Михаил Авраама на колесницу херувимскую и вознёс его в эфир небесный <...>. И стал подниматься Авраам на колеснице над всею вселенной, и взирает на мир, каким он был в тот день: одни люди пашут, другие правят волами, в одном месте пасут скот, в другом - танцуют и веселятся, поют и играют, где-то дерутся и ведут тяжбу, в другом месте, плача, справляют поминки по мёртвым. Увидел он и новобрачных, почивающих в постели, и, сказать кратко, увидел всё, что ни есть в мире хорошего и дурного. И так, пролетая мимо, увидел Авраам мужей вооружённых мечами, державших в руках мечи те заострённые, и вопросил Авраам архистратига: “Кто они?”. И сказал архистратиг: “Люди сии - воры, задумавшие сотворить убийство, кражу и душегубство”. Сказал же Авраам: “Господи, Господи, услышь мой голос и повели, чтобы вышли звери из чащи и пожрали их!” И только сказал он это, как вышли звери из чащи и пожрали людей тех. И увидел он в другом месте мужа и жену, творящих прелюбодеяние, и сказал: “Господи, Господи, повели, чтобы разверзлась земля и поглотила их!” И тотчас надвое расселась земля и поглотила их. И увидел он ещё в другом месте людей, копающих под дом и расхищающих чужое имущество, и сказал: “Господи, Господи, повели, чтобы сошёл огонь с небес и пожрал их!” И только сказал он это, как сошёл огонь с небес и пожрал их. И тут был глас с неба архистратигу, говорящий: “Повели, Михаил архистратиг, остановить колесницу и верни назад Авраама, дабы не увидел он всей вселенной; ибо если увидит всех, живущих в грехе, погубит он всё мироздание. Ибо вот, не грешил Авраам и не щадит грешников, Я же сотворил мир и не желаю погубить ни одного из них, но ожидаю смерти грешника, дабы жил он и мог покаяться. Вознеси же Авраама к первым вратам небесным, чтобы посмотрел он там на суды и воздаяние, и пусть покается перед душами грешников, которые он погубил” [22, стр. 168-169].
Несмотря на совершенство Авраама над остальными людьми, Авраам всё же ещё не абсолютно совершенен и видит только текущий момент жизни. Как ни верно (как ни справедливо) он судить грешников по их делам, он, тем не менее, не даёт возможности им исправиться. Авраам обладает такой духовной силою, что его просьбы мгновенно исполняются Богом, который лишает грешников жизни. Но, согласно воле Господа, человек должен получить не только воздаяния по своим делам, но и иметь возможность покаяться и исправить сделанные ошибки.
Присутствуя на суде, Авраам получает сильное впечатление от увиденного и осознаёт, что поспешил с осуждением грешников:
“14. <...> Сказал же Авраам архистратигу: “Прошу тебя, архангел, внемли просьбе моей: воззовём ещё раз с мольбою к Господу, поклонимся милосердию Его и попросим о милости к душам грешников, которых я только что по злобе сердечной проклял и погубил - тех, кого поглотила земля и тех, кого растерзали звери и тех, кого пожрал огонь по слову моему, ибо теперь знаю я, что согрешил пред лицем Бога нашего. И вот, Михаил архистратиг вышних сил, воззовём же к Господу со слезами, чтобы отпустил Он грех мой и простил его мне”. И внял ему архистратиг и сотворили они молитву пред лицем Божиим. И долго уже взывали они, когда пришёл с неба голос, говорящий: “Авраам, Авраам, услышал Я голос твой и просьбу твою и отпускаю тебе грех, тех же, о ком ты думаешь, что Я погубил их, обратно призвал Я и к жизни вернул по крайней благости Моей. Потому отложил Я до срока суд над ними, ибо те, кого сам Я гублю из живущих на земле, Смерти преданы уже не бывают” [22, стр. 174-175].
Божественная милость к душам грешников проявляется в возможности снова вернуться этим грешникам на землю (“обратно призвал Я и к жизни вернул”), чтобы они могли исправить свои ошибки перед Господом. Бог видит все грехи человечества и знает все допустимые возможности исправления их и покаяния при этой жизни. Но, если в этой жизни по каким-то причинам этого не происходит, Господь по своему великому милосердию даёт новую возможность исправления грехов в новой жизни: “не желаю погубить ни одного из них, но ожидаю смерти грешника, дабы жил он и мог покаяться”. После смерти душе, вновь не вернувшейся на землю, каяться невозможно и просто негде, потому что в посмертном состоянии без плотного тела душа может только пассивно ожидать Страшного Суда; вне плотного тела покаяние невозможно. Слова - “ибо те, кого сам Я гублю из живущих на земле, Смерти преданы уже не бывают” - очень информативны. “Живущие на земле”, преданные Смерти, - погибают навечно. “Живущие на земле”, погубленные Богом, навечно не погибают, Он их снова возвращает к жизни.
Новозаветные апокрифы
О том, что в некоторых новозаветных апокрифах содержится учение о перевоплощении, говорят уже раннехристианские писатели. Например, один из родоначальников ересиологии, Ириней Лионский (и слова которого в данном случае имеют особую силу) в своей книге “Против ересей” косвенно свидетельствует об этом:
“Я также собрал их сочинения, в которых они внушают разрушить дела Истеры (ustera); Истерой же называют Творца неба и земли; так же, как Карпократ, говорят, что люди не могут спастись, если не пройдут через все роды дел <...>” [2, стр.291]. Как говорил и учил гностик Карпократ, - хорошо известно: в его системе одно из фундаментальных мест отводится закону перевоплощения и человек, проходя из жизни в жизнь, должен на своём собственном опыте узнать все земные дела и искушения, не считая какие-то вещи или поступки недостойными человека. А для того, чтобы познать всё и через всё пройти, одной жизни слишком мало, поэтому душа, воплощаясь снова и снова, совершенствуется, накапливая земной опыт.
С именем ещё одного известного гностика - Валентина (II век) связано упоминание о недошедшем до нас Евангелии Валентина. Историки предполагают, что известный гностический трактат “Пистис София” (Pistiz Sojia, Pistis Sophia) представляет собой не что иное, как переделанное Евангелие Валентина. В “Пистис София” также говорится и о перевоплощении.
Мы подробно рассмотрим учения Карпократа и Валентина, а также их последователей в очерке, посвящённому гностицизму.
Апокриф Иоанна
Среди рукописей библиотеки Наг-Хаммади был найден папирус с Апокрифом Иоанна. Апокрифические Деяния Иоанна, любимого ученика Иисуса, были известны уже со II века, в них “ясно было выражено стремление изобразить любимого ученика Христова носителем высшего посвящения во все тайны христианской мистики. <...> Автором древних Деяний Иоанна единогласно всегда признавали гностика Левкия <...> (учеником Иоанна по древнему преданию)”, указывает Юрий Николаев [6, стр.360]. В апокрифе Иисус наставляет своих учеников.
В Апокрифе Иоанна из Наг-Хаммади мы находим упоминание платоновского (и хорошо воспринятого гностиками) учения о человеческом теле, как могиле (или темнице, тюрьме, оковах) для воплощающейся души. Душа нисходит в земное тело для того, чтобы получить необходимый жизненный опыт, нужный ей для духовного совершенствования. Эволюция души может идти только через периодические воплощения на земле, проходя через страдания. И воплощаться, заключаясь в земную тюрьму человеческого тела, душа будет до тех пор, пока не сможет подняться на качественно иной, более высокий духовный уровень развития, до тех пор, пока не осознает своего небесного происхождения и не вернётся к своему высшему естеству. Несмотря на долгие века земных странствий, душа, в очередной раз брошенная в темницу, никогда не остаётся без помощи свыше:
“20. /15 И он послал через свой Дух благотворящий и свою великую милость помощь Адаму: Эпинойю света, ту, которая произошла от него, которая была названа Жизнью. И она помогает всему творению,
/20 трудясь вместе с ним [вариант: сострадая ему], направляя его в его полноту, обучая его о его нисхождении в семя, обучая его пути восхождения, пути, которым оно сошло вниз.
<...>
21. /10 <...> это могила вновь ослеплённого тела, которым разбойники одели человека, оковы забвения; и стал он [Адам] человеком смертным. Это первый, который спустился, и первое разобщение. Но
/15 Эпинойя света, та, что в нём, она должна разбудить его мысль” [23, стр.18-19].
Здесь эпинойя (epinoia) - мысль, изобретение, замысел. Это гностический термин, имя, данное гностиками первому пассивному эону. Эон (hion), эоны - периоды времени; духовные частицы, эманации, исходящие из Божественной сущности; небесные существа; гении и ангелы у гностиков [24, стр.475].
Адам был первым, кто спустился на землю; первым, чью душу заковали в оковы плоти и бросили темницу плотного земного тела (в свете этого можно вспомнить библейскую историю об изгнании из Рая, когда “сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их” (Быт. 3: 21); создание кожаных одежд и одевание в них Адама и Евы - иносказательное нисхождение души Адама (и жены его) в плотное тело, см. выше главу, посвящённую “Книге Юбилеев”). О том, что это не единичное воплощение (не единичная инкарнация) Адама, говорит то, что “это могила вновь ослеплённого тела”. Апокриф был написан по-гречески, но очень хочется провести аналогию между могилою “вновь ослеплённого тела” и имеющими один корень древнееврейскими словами “кожа” и “слепота” (см. выше). Можно предположить (но признаем, что формально это ниоткуда не следует), что автор апокрифа мог знать древнееврейский язык или знать хотя бы об этой филологической ассоциации.
Но и в “оковах забвения” воплощённая душа не оставлена одна без Помощи свыше: в помощь Адаму послана Эпинойя (Мысль, Замысел, Жизнь) для того, чтобы жить и трудиться вместе с ним, будить его мысль, обучая его Пути духовного совершенствования, Пути восхождения из оков плоти, вспоминая путь “нисхождения”, чтобы, следуя этим путём уже обратно, вернуться на свою небесную родину.
Как мы увидим ниже (рассматривая другие апокрифы), тема заключения души в тело с параллельными попытками Духа разбудить мысль человека с тем, чтобы он осознал своё место на земле и вспомнил своё небесное происхождение и вследствие этого смог освободиться от земных оков, вступить на Путь духовного восхождения, очень характерна для многих апокрифических Писаний, касающихся вопросов предсуществования и перевоплощения души.
Читаем Апокриф Иоанна дальше:
“24. 35/ И когда Адам узнал образ своего предвидения, он породил образ
25/ сына Человека. Он назвал его Сифом, согласно порождению в эонах. Подобным образом другая мать послала вниз свой дух в образе, который подобен ей, и
5/ как отражение тех, кто в Плероме, с тем, чтобы приготовить место обитания для эонов, которые спустятся. И он дал им испить воду забвения от протоархонта, дабы они не могли узнать, откуда они. <...>”
Плерома (plhrwma) - полнота, обилие, множество. Гностический термин, принятый для обозначения божественного мира или Вселенской Души; пространство, развернувшееся и разделившееся на ряд эонов; обитель невидимых богов.
Протоархонт (prwto- первый, главный; arcontoz - вождь, глава, повелитель) - Архангел в гностической терминологии [24, стр. 53, 317].
Мы видим, что Адам был не одинок в своём нисхождении в физическое тело.
Сиф - это третий сын Адама и Евы, который родился у них после убийства Авеля. “Сиф” - по-древнееврейски “шет” - “положенный”, “утверждённый”. Так назвала его Ева (Быт. 4,25):
“25 И познал Адам ещё жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин”.
Если Каин является прообразом “плотских” людей, а Авель - “духовных”, то Сиф - прообразом людей “душевных”, то есть, “людей, находящихся между “духовными” и “плотскими”, в состоянии выбора и борьбы; не достигших чистого духа, но и удалившихся от жизни чисто животной. Интересно, что “душевному” человеку Сифу предание предписывает изобретение письменности, математики, астрологии” [20, стр. 71, 72].
Кроме того, необходимым условием нисхождения на землю в человеческое тело является испитие воды забвения для ещё несовершенной души, чтобы она не помнила своих предыдущих воплощений и своего небесного происхождения, чтобы прошлое не притягивало её к себе и не мешало текущим задачам очередного воплощения. Свои предыдущие жизни воплощённая душа может вспомнить сама, когда поднимется на более высокую ступень духовного развития, благодаря своей устремлённости и стараниям в поисках знания.
В этом небольшом отрывке образно описана судьба воплощающихся душ, забывших своё происхождение, в состоянии земного выбора и постоянной борьбы и труда вынужденных искать знание, чтобы подняться на более высокую ступень духовности и найти путь для возвращения в своё забытое отечество.
26. 20/ “Но те, на кого дух обманчивый спускается, совращаются им и впадают в заблуждение”. Я же сказал: “Господи, а эти души, когда они выйдут из
25/ плоти, куда они направятся?” И он улыбнулся и сказал мне: “Душа, в которой сила станет больше духа обманчивого, - она сильна, и бежит от лукавства, и попечением
30/ нерушимого спасена, и взята в покой эонов”. Я же сказал: “Господи, а те, кто не познал, кому он принадлежит, - где будут их души?”
35/ И он сказал мне: “В тех дух обманчивый
27. набрал силу, когда они впали в заблуждение. И он томит душу, и совращает её к делам лукавства, и бросает её в забвение. И после того, как она
5/ выйдет (из тела), её отдают властям, тем, которые произошли от архонта, и они сковывают её оковами и бросают её в темницу и кружат её до тех пор, пока она не пробудится от забвения и
10/ не достигнет знания. И подобным образом, когда станет она совершенной, она спасена”. И я сказал: “Господи, как может душа умалиться и возвратиться в естество своей матери или в человека?” Тут он
15/ возрадовался, когда я спросил его об этом, и сказал мне: “Воистину ты блажен, ибо ты понял! Эта душа должна следовать за другой, в которой есть Дух жизни. Она спасена через
20/ него. Её не бросают в другую плоть”. <...>“ [23, стр.21].
Таким образом, душа бросается “в другую плоть” (воплощается) всё снова и снова “до тех пор, пока она не пробудится от забвения и не достигнет знания”. Путь этот очень и очень долог, поскольку, кроме оков забвения, “дух обманчивый” (духовное несовершенство души, её эгоистические желания и привязанности, а также условия существования в физическом теле земного мира) совращает душу, сбивает её с истинного Пути, выставляя перед ней различные препятствия и стараясь как можно дольше (а, может быть, и навсегда?) оставить душу в оковах плоти.
Подчеркнём, что в этом отрывке открыто говорится о перевоплощении: душу или сковывают “оковами и бросают её в темницу и кружат её”. То, что здесь говорится именно о новых земных воплощениях, а не о кружении в каких-то небесных темницах (подобных чистилищу или аду), показано вопросом: “Господи, как может душа умалиться и возвратиться в естество своей матери или в человека?”, т.е. под “кружением” понимается именно земной мир, а под “оковами” и “темницей” - человеческая плоть. Освобождение наступает для познавших истину душ, следующих за Учителем, в котором “есть Дух жизни”. Познавшие души уже “не бросают в другую плоть”.
“29. /30 Они принесли и золото, и серебро, и дар, и медь, и железо, и металл, и всякого рода вещи. И они совратили людей, которые следовали за ними,
30. в великие заботы, сбили их с пути многими обманами. Они старели, не имея досуга. Они умирали, не найдя истины и не познав Бога истины. И
5/ так всё творение было порабощено навеки, от сотворения мира и доныне. И они брали женщин и рождали детей во тьме по подобию их духа. И они заперли свои сердца,
10/ и они затвердели в твёрдости духа обманчивого доныне. Я же, совершенная Пронойя всего, я изменилась в семени моём. Ведь была я вначале, ходя путями всякими.
15/ Ибо я - богатство света. Я - память Плеромы. Я вошла в величие тьмы, и я вытерпела, пока не вошла в середину темницы. И основания хаоса
20/ двинулись. И я, я сокрылась от них из-за лукавства, и они не познали меня. Снова вернулась я во второй раз. И я шла, я вышла из принадлежащего свету - я, память Пронойи, -
25/ я вошла в середину тьмы и внутрь преисподней, я искала домостроительство моё. И основания хаоса двинулись, так что они могли упасть на тех, кто в хаосе, и уничтожить их.
30/ И снова бежала я к моему корню света, чтобы они не были уничтожены до времени. Ещё шла я в третий раз - я, свет, который в свете, я,
35/ память Пронойи, - чтобы войти в середину тьмы и внутрь преисподней.
31. И я наполнила лицо моё светом завершения их эона. И я вошла в середину их темницы, это темница тела, и
5/ я сказала: “Тот, кто слышит, да восстанет он от сна тяжёлого”. И он заплакал, и он пролил слёзы. Тяжёлые слёзы отёр он с себя и сказал: “Кто тот, который называет имя моё, и откуда эта надежда пришла ко мне,
10/ когда я в оковах темницы?” И я сказала: “Я Пронойя света чистого. Я мысль девственного Духа, который поднял тебя до места почитаемого. Восстань и вспомни,
15/ ибо ты тот, который услышал, и следуй своему корню, который есть я, милосердие, и укрепи себя перед ангелами бедности и демонами хаоса и всеми, кто опутал тебя,
20/ и стань, оберегаясь от сна тяжёлого и заграждения внутри преисподней”. И я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями, дабы
25/ отныне смерть не имела силы над ним. И смотри, ныне я иду в совершенный эон. Я наполнила тебе всеми вещами уши твои. Я же, я сказала все вещи тебе, чтобы ты записал их
30/ и передал их своим духовным сотоварищам сокрыто. Ибо есть это тайна рода недвижимого”. И спасатель дал ему это, чтобы он записал это и положил надёжно. И он сказал ему: “Да будет проклят
35/ всякий, кто обменяет это на дар, или на пищу, или на питьё, или на одежду, или на какую-нибудь другую вещь
32. подобного рода”. И это было дано ему в тайне, и тотчас он скрылся от него. И он пошёл к своим соученикам
/5 и объявил им то, что спаситель сказал ему. Иисус Христос. Аминь. От Иоанна апокриф” [23, стр. 22 - 23].
Пронойя (pronoia) - мудрость, промысл (Божий), провидение.
Очень интересный отрывок, ярко рисующий сложности, заботы, хлопоты и суету земного мира, порабощение вещами и материальными заботами и, вследствие этого, дальнейшее погружение души в оковы плоти. Человек, прошедший через все земные искушения и услышавший голос Божественной мудрости, получает знание, которое он может затем сокрыто передавать своим спутникам-товарищам-соученикам по божественной науке и непосредственным ученикам (если таковые есть), тем, которые также уже готовы понять и принять это знание.
(продолжение следует)
==============================================
С уважением ко всем подписчикам,
редакция журнала "Грани эпохи"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||