на сайте www.domovoy.info опубликована очередная статья "Говорящие рисунки"
В детских рисунках и изображениях есть нечто большее, чем набор красок. Рисунки могут служить средством самовыражения детей и способны многое рассказать нам о внутреннем мире ребёнка и его ощущениях, переживаниях и сомнениях. Можно ли увидеть в рисунках детские страхи, указывает ли использование чёрного цвета на подавленное состояния духа, что стоит за изображениями человеческого образа без рук, и о каких тревогах могут рассказать нарисованные чудовища?
В детских рисунках и изображениях есть нечто большее, чем набор красок. Рисунки могут служить средством самовыражения детей и способны многое рассказать нам о внутреннем мире ребёнка и его ощущениях, переживаниях и сомнениях. Можно ли увидеть в рисунках детские страхи, указывает ли использование чёрного цвета на подавленное состояния духа, что стоит за изображениями человеческого образа без рук, и о каких тревогах могут рассказать нарисованные чудовища?
Многие дети в возрасте до 12 лет предпочитают выражать свои чувства в рисунке. Изучая детские рисунки, мы сможем лучше понять личность ребёнка, её чувственную и коммуникативную стороны. При внимательном подходе, рисунок становится средством понять воображение ребёнка, испытываемые им трудности, а также выявить в нем нераскрытые способности, которые следует развивать.
Для того, чтобы приступить к изучению, достаточно иметь 20-30 готовых рисунков ребёнка, сделанных в разных местах: в детском саду, дома, и в другой обстановке. Меньшее количество рисунков может сформировать искажённое представление и привести к неверным выводам. Лучше всего собрать рисунки за последние полгода. Это позволит рассмотреть каждую из сторон характера ребёнка в своём последовательном развитии и выявить тенденции, выражающиеся в изображении тех
или иных образов на протяжении определённого периода времени. Для получения корректных результатов исследования важно, чтобы взрослые не вмешивались и не помогали ребёнку рисовать, не ограничивали его в выборе цветов и позволили ребёнку свободно выражать себя.
Окно в мир ребёнка.
Язык рисунка сочетает в себе множество кодов, - как личностных, так и коммуникативных, - отображающих внутренний мир ребёнка. Расшифровывая эти коды, мы начинаем глубже понимать картину его внутренних состояний: здесь играет роль способ изображения, использование пространства листа, характер линий и штрихов, и другие выразительные средства.
Не меньшее значение имеет и обстановка. Поэтому, для того, чтобы получить корректные неискажённые результаты, важно, чтобы ребёнок сам выбрал тему рисунка, лист подходящего размера, а также инструменты для рисования и цветовой набор. Следует обратить внимание на то, использует ли ребёнок одну из рук, как направляющую, или он использует обе руки попеременно, а так же на то, в какой позе он предпочитает рисовать (лёжа, стоя итд). Естественно, что принимается
в расчёт возраст и соответствующий уровень общего развития.
Родителям отводится очень важная роль в творческом процессе ребёнка. Они могут комментировать вслух то, что видят на рисунке, даже если ребёнок просто «раскрашивает» бумагу. Так, например, можно сказать ребёнку: «Я вижу, что ты рисуешь во весь лист», или «Ты нарисовал много штрихов». Посмотрев на рисунок, взрослый отметит именно те его детали, к которым ребёнок приложил большее старание. Рекомендуем обсудить рисунок вместе с ребёнком, похвалить его за старание,
отметить его предпочтение определённому цвету и описать изображённые на рисунке образы. При этом, если ребёнок, например, изобразил небо зелёным или красным цветом, не следует указывать ему на это, как на ошибку, опасаясь формирования искажённого представления о действительности. Рисунок – это проекция внутреннего мира ребёнка, хотя он прекрасно знает, какого цвета небо. Если мы хотим похвалить ребёнка за рисунок, следует использовать выражения, соответствующие реальной ситуации. Такие выражения, как «Эти самый
красивый рисунок в мире!..» - проблематичны по форме и содержанию: они навязчивы и налагают лишнюю ответственность. Лучше сказать: «Какой хороший подарок,… это самое лучшее для меня!», «я очень рад(а), что ты нарисовал(а) для меня»; - в этом случае мы поощряем ребёнка за приложенные усилия, и меньше внимания обращаем на конечный результат.
Рисунок как отражение этапов развития.
Если Вас заинтересовал этот материал читайте статью по адресу