Диалог: понятия, критерии, структура. Я говорю, мы говорим.
В 65 Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – 2-е изд. – М.:Знание, 1990. – 240 с.
Как измерить диалог
Что такое диалог? Ответить может каждый: это когда партнеры попеременно говорят и слушают. Если кто-то из них отказывается от своей очереди взять слово, то беседа превращается в монолог. Если оба отказываются, то разговор исчерпывается.
А к чему вообще эта очередность, нельзя ли говорить и слушать одновременно? Попробуйте, скорей всего у вас это не получится. Но не спешите утверждать, что это невозможно. Психологи заинтересовались, как распределяют время между говорением и слушанием опытные переводчики-синхронисты. Оказалось, они
действуют в столь жестких временных рамках, что приходится-таки им одновременно говорить и слушать. Но ведь это – люди высокой и уникальной квалификации, и далеко не всем под силу синхронно переводить. Поэтому скажем так: одновременно говорить и слушать можно, но очень трудно, при этом легко может пострадать точность восприятия речи – это тоже выяснили психологи.
Итак, диалог – это разговор по очереди, для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Поведение каждого участника диалога удобно разбить на такты: один такт – это речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга в рамках диалога. Закономерное повторение каких-то элементов
общего процесса заставляет предположить, что процесс это ритмический. Но для ритмичности процесса недостаточно одной повторяемости составляющих его элементов. Необходимо, чтобы эта повторяемость была устойчивой, самоподдерживающейся.
… В отличие от стандартного интервью в реальном диалоге ритмы собеседников почти никогда не проявляются в чистом виде. Партнеры подстраиваются друг к другу. Они как бы ищут такие соотношения периодов говорения и молчания, которые не были бы им неприятны. Ритмы диалога достаточно гибки, так что обычно
это удается. Но бывает, что ценой продолжения разговора может оказаться только «измена» своему ритму. Американский антрополог Элиот Чаппл считает, что все такие «измены» за какой-то период времени – скажем, за сутки – накапливаются и «взывают к компенсации». Это лишь гипотеза, ибо хронометрировать чьи-то речевые взаимодействия за сутки никому не удавалось.
Если гипотеза о «компенсации» окажется верной, то она сможет неплохо объяснить некоторые чёрточки поведения людей. Например, если человек на работе только выслушивает других, наступая при этом на горло собственному ритму диалога, то вечером его может потянуть в такое общество, где он беспрепятственно
разглагольствует, - так дневные «минусы» компенсируются вечерними «плюсами», и субъективный «баланс» сохраняется постоянным. Тишайший служащий вдруг оборачивается резонером. А другой, наоборот, накопил «плюсы» и жаждет обменять их на «минусы» - упорно молчит. Если же он не может избежать взаимодействия, то участвует в нём лишь формально.