Диалог: понятия, критерии, структура. Основы психологического консультирования.
Основы психологического консультирования для студентов вузов /Колесникова Г.И. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. Основные техники: диалог, слушание. Диалог.Определяется как речевое общение между двумя и более людьми,
предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. Опирается на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятельность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократовский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. При формулировании вопросов консультант
сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суждения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось. Техника «слушание».Прежде всего, предполагает «слышание» другого человека, в данном случае клиента. Иначе: в процесс «слышания» включается не только восприятие произносимых слов, но и фона, на котором они были произнесены. Следовательно, можно выделить два
аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. К вербальному аспектуотносятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи. К невербальному аспекту(фону): 1) «язык тела» (позы, жесты, мимика); 2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения); 3) голосовые характеристики (тон, тембр, темп, интонации).
Истинность предположений, сделанных на основе невербальных данных, необходимо перепроверять вместе с клиентом. Существует ряд приемов, которые способствуют наиболее успешному осуществлению техники слушания. Обычно их объединяют в единую группу под названием «Приемы активного слушания».Активное слушание позволяет расположить клиента, завоевать его доверие, собрать максимально полную информацию о нем и его проблеме.
Приемы активного слушания
1. Кивание головой и использование междометий «Ага», «Угу». Несет послание клиенту: «Я еще здесь, и я Вас слушаю». Однако лучше использовать «Да». 2.Вопрос-эхо. Например:Клиент: «У меня плохое настроение...» Консультант: «У Вас плохое настроение?» 3. Дословное повторение
основных положений, высказанных клиентом.Повторению высказывания должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я Вас понял...», «Вы считаете, что...». Например: Клиент: « Я каждый раз расстраиваюсь, но она все равно пересаливает мне ужин». Консультант: «Если я правильно понял, Вы каждый раз расстраиваетесь, но она все равно пересаливает Вам ужин». 4. Прием уточнения.Вы просите уточнить отдельные положения, высказывания
клиента. Например: «Будьте любезны, уточните, пожалуйста...». 5. Переформулирование.Суть данного приема состоит в возвращении смысла высказывания клиента консультантом при помощи использования других слов. Это позволяет придать, в случае необходимости, положительный смысл критическим замечаниям клиента. Например: Клиент: «Ничто меня не радует, жизнь не имеет смысла». Консультант: «Вы очень тонко чувствующий человек,
имеющий скрытый смысл жизни. Для меня было бы важно знать: в чем именно заключен этот смысл». 6. Отражение эмоций.Заключается в прямом описании переживаний, которые консультант заметил в поведении клиента: «Вы взволнованы», «Вы расстроены», «Вам неуютно».