Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Основы психологического консультирования.


Основы психологического консультирования для студентов вузов /Колесникова Г.И.
– Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Прояснение сути проблемы клиента, оп­ределение его ресурсов.
Основные техники: диалог, слушание.
Диалог.
Определяется как речевое общение между двумя и бо­лее людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. Опира­ется на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятельность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократов­ский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргумен­тация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. При формулировании вопросов консультант сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суждения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.
Техника «слушание». Прежде всего, предполагает «слышание» другого человека, в данном случае клиента. Иначе: в процесс «слыша­ния» включается не только восприятие произносимых слов, но и фона, на котором они были произнесены.
Следовательно, можно выделить два аспекта слушания: вер­бальный аспект и невербальный.
К вербальному аспекту
относятся непосредственно слова, сло­восочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.
К невербальному аспекту (фону):
1) «язык тела» (позы, жесты, мимика);
2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения);
3) голосовые характеристики (тон, тембр, темп, интонации). Истинность предположений, сделанных на основе невербальных данных, необходимо перепроверять вместе с клиентом.
Существует ряд приемов, которые способствуют наиболее успешному осуществлению техники слушания. Обычно их объе­диняют в единую группу под названием «Приемы активного слушания». Активное слушание позволяет расположить клиента, за­воевать его доверие, собрать максимально полную информацию о нем и его проблеме.

Приемы активного слушания

1. Кивание головой и использование междометий «Ага», «Угу». Несет послание клиенту: «Я еще здесь, и я Вас слушаю». Од­нако лучше использовать «Да».
2.   Вопрос-эхо.
Например: Клиент: «У меня плохое настроение...»
Консультант: «У Вас плохое настроение?»
3. Дословное повторение основных положений, высказан­ных клиентом. Повторению высказывания должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я Вас понял...», «Вы считаете, что...».
Например:
Клиент: « Я каждый раз расстраиваюсь, но она все равно переса­ливает мне ужин».
Консультант: «Если я правильно понял, Вы каждый раз расстраи­ваетесь, но она все равно пересаливает Вам ужин».
4. Прием уточнения. Вы просите уточнить отдельные положе­ния, высказывания клиента.
Например: 
«Будьте любезны, уточните, пожалуйста...».
5. Переформулирование. Суть данного приема состоит в воз­вращении смысла высказывания клиента консультантом при помощи использования других слов. Это позволяет придать, в случае необхо­димости, положительный смысл критическим замечаниям клиента.
Например:
Клиент: «Ничто меня не радует, жизнь не имеет смысла».
Консультант: «Вы очень тонко чувствующий человек, имеющий скрытый смысл жизни. Для меня было бы важно знать: в чем именно заключен этот смысл».
6. Отражение эмоций. Заключается в прямом описании пере­живаний, которые консультант заметил в поведении клиента: «Вы взвол­нованы», «Вы расстроены», «Вам неуютно».


В избранное