Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Универы" - рассылка для общения студентов и преподавателей


Информационный Канал Subscribe.Ru



Неформальная рассылка студентов и преподавателей ЧГУ

Ðàññûëêà '"Óíèâåðû" - ðàññûëêà äëÿ îáùåíèÿ ñòóäåíòîâ è ïðåïîäàâàòåëåé'

 

Проектная деятельность как эффективный метод подготовки будущих менеджеров

Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее
эффективных методов подготовки профессионалов любого плана, в том числе и в области
управления. Другое дело, что в условиях вузовского образования, метод проектирования,
или, как его еще можно назвать, метод реального изменения реальности, метод реального
действия, имеет весьма ограниченные масштабы и ограниченное применение. 

Постановка проблемы

В условиях вуза широко распространены понятия «учебный проект», «курсовой проект»,
«дипломный проект». Последний, в силу традиций, ранее советского, теперь российского
образования, превратился в своеобразный «ритуальный танец» - тест на вхождение
во взрослый мир профессионалов. Сама же процедура защиты – в обряд профессиональной
инициации, когда до защиты проекта «ты – никто, и звать тебя никак», а после
защиты - ты уже почти полноправный член профессионального сообщества.
Между тем, осмысление реального содержания подобного рода проектной деятельности,
не может не привести нас к одному неприятному, но, в большинстве случаев, очевидному
наблюдению. Несмотря на то, что т.н. «проектов» внутри образовательного процесса,
очень много, если не сказать чересчур, полноценных проектов, имеющих полный законченный
цикл – от замысла, поиска информации, диагностики и принятия решения до внедрения
и осмысления результатов, не просто ничтожно мало, а почти совсем не бывает.
Если проектная деятельность
«полного цикла» и встречается, то идет она как-то помимо самого учебного процесса.
Как и почему так получается, что выпускник вуза, за все 5-6 лет обучения, так
и не научается «делать проекты», при этом, получая квалифицированную обратную
связь «извне» (от преподавателей, мастеров своего дела) и глубинный личностный
отклик «изнутри» («есть результат, который изменил меня») - это отдельная тема
разговора. Нас в этой работе интересует ответ на несколько другой вопрос или
целое семейство вопросов: 
- Имеет ли смысл внедрять в учебную деятельность студента вуза (в - первую очередь,
конечно, будущего менеджера, лидера своей организации) полноценную проектную
деятельность по реальному созданию или изменению чего-либо?
- Как это сделать, при этом максимально страхуя студентов от ненужных в этом
возрасте серьезных конфликтов с организацией и с самими собой?
- Каковы стандарты проведения проекта и характеристики его успешности?
- Как, когда, где, при каких условиях развивать проектную деятельность студентов,
ориентируясь при этом на постепенное усложнение основных задач проекта, условий
его исполнения и возможностей по использованию ресурсов?

Цели и задачи

Определимся с понятиями проект и проектная деятельность.
Под проектом мы понимаем комплекс фиксированных во времени и пространстве мероприятий
по созданию или изменению чего-либо. Под проектной деятельностью – комплекс мероприятий
или деятельность по реализации проекта. В том числе деятельность по управлению
проектом или группой проектов одинаковой и различной направленности.
Целью нашей работы являлось определение места и роли проектной деятельности в
подготовке будущих профессионалов - менеджеров.
К своим задачам мы относили:
- Подготовку и проведение психолого-педагогического исследования по внедрению
и реализации в студенческую среду проектного метода обучения;
- Получение значимого и ценного материала (на основе полученной статистики количества
и качества реализованных проектов, наблюдения, в том числе включенного, опросов,
анкет, групповых обсуждений и т.д. и т.п.) и его психолого-педагогическое осмысление;
- Формулирование выводов и рекомендаций по использованию проектного метода в
подготовке будущих менеджеров.
Объектом нашего исследования являлись менеджеры и экономисты – менеджеры Инженерно-экономического
института Череповецкого государственного университета. Предметом – личностные,
групповые и т.н. компетентностные изменения, возникающие или формируемые в процессе
проектной деятельности у студентов.

Методика исследования

В период с февраля 2004 по февраль 2005 года студентам – дневникам 2, 3 и 4 курсов
ИЭИ, а также школьникам, участникам бизнес-фестиваля «Цивилизация» было предложено
(при соответствующей информационной и тренинговой подготовке и методическом обеспечении
в виде рабочих методик, тетрадей, учебных и учебно-методических пособий и т.п.)
выполнить самостоятельно или в группе какой-либо проект, начатый и законченный
до конца, имеющий прямое отношение к деятельности ИЭИ или Череповецкого государственного
университета
в целом. 
Выдвижение замыслов проектов проводилось в форме «мозгового штурма» с последующим
выделением «лидера проекта», т.е. человека, который считал, что данный проект
является не только интересным, но и личностно значимым для него, а также, при
определенном характере и направлении усилий, в принципе реализуемым. Вокруг этого
«лидера» определялась команда лиц также заинтересованных в реализации именно
этого проекта, и, далее, между сформировавшимися предварительно командами проекта
и руководителем – преподавателем
различных управленческих дисциплин заключался своеобразный «договор». Руководитель,
обещая максимально возможную с его стороны поддержку, обещал в случае успешной
реализации проекта существенные льготы по итоговой аттестации данной группы,
а «команда проекта» обещала максимизировать усилия по его реализации. Результаты
проектов предлагалось оформить в различной форме: от отчета до курсовой работы.
Обязательное требование – подготовка доклада на итоговой конференции.


Полученные результаты

Студентами и, частично школьниками (всего 2 проекта, но один городского масштаба
– фестиваль школьного творчества «Креативная волна») было задумано 64 проекта.
Из них на итоговой конференции было представлено 31, а реально реализовано 23
проекта, т.е. более трети из задуманного (некоторые не были представлены на конференции).
При этом из бизнес-проектов, т.е. имевших в своей основе какой-либо коммерческий
интерес был реализован только 1 проект – еженедельная газета ИЭИ «Автограф» (коммерческая
– с оговорками!),
остальные 22 проекта носили социальный характер (приблизительно 75% некоммерческих
проектов были реализованы!), т.е. не были рассчитаны на получение какой-либо
прибыли. Среди них можно выделить проекты развивающего типа (например, «День
карьеры», «Тренинг-марафон», «Выборы Председателя студсовета ИЭИ»), развивающе
– развлекательного (например, конкурсы «Менеджер-шоу» и «Экономист-шоу», «Фестиваль
рекламы», бизнес-игра «Новая Цивилизация»), чисто развлекательные («Золотая шишка»
и «День подснежника» с массовым
выездом на базу отдыха «Лесная сказка»), социальной и благотворительной направленности
(«Сбор средств в пользу детского дома», «Концерт для ветеранов Великой Победы»)
и т.д.
В таблице 1. мы попытались проанализировать от каких факторов, прежде всего,
зависел успех (проведение, массовое участие в «охотку», положительные отклики
и удовлетворенность участников команды проекта и руководителя) или неуспех проектов.


Таблица 1. Влияние различных – факторов на успех или неуспех проектов студентов
и школьников.

Наличие фактора Количество (процент) проектов Количество (процент) успешных проектов
Наличие значимой мотивации членов команды 64 проекта (100 %) 23 (35,9%) реализованы
Наличие явно выраженной организационной поддержки со стороны руководителя 18
проектов (28,1%) 18 (100%) реализованы
Наличие методического обеспечения 11 проектов (17,2%) 11 (100%) реализованы
Наличие глубинных личных мотивов лидеров и членов команды 7 проектов (9,4%) 6
(85,7%) реализованы
Интерес администрации вуза к проекту 25 проектов (39,1%) 13 (52%) реализованы
Материальная, финансовая помощь, даже без наличия интереса администрации вуза.
11 проектов (17,2%) 11 (100%) реализованы

Из таблицы 1. явным образом вытекает, что успех того или иного проекта зависит
главным образом от четырех основных, решающих факторов и двух дополнительных,
важных, но не решающих. К важным и решающим относятся: 
- материальная и финансовая помощь со стороны администрации вуза;
- наличие явно выраженной организационной поддержки со стороны руководителя –
преподавателя, 
- наличие методического обеспечения 
- глубинная личная заинтересованность студентов в реализации проекта. 
К этим же факторам мы можем добавить некоммерческий характер проекта в силу того,
что коммерческий характер проекта требует большего постоянного внимания к себе,
что отнимает слишком много времени от учебы, и привлечения приличных финансовых
средств, которых почти всегда (в нашем случае – 95%) не достать. При чем, время,
в данном случае, фактор более важный, чем деньги.
Заметим, также, что важным, но не решающими факторами успеха проекта являются
интерес администрации к проекту (например, администрации интересен проект «Студенческий
кадровый центр», но он – не реализуется) и наличие значимой мотивации у студентов.
Отметим немаловажный момент – 80 процентов студентов, проекты которых были реализованы,
не считают, что их реализация помешала учебе. Наоборот, по их мнению, подобного
рода проектная деятельность помогает развивать реальные умения и навыки, которые
«обязательно пригодятся им будущем и нужны уже сейчас»!
Теперь давайте посмотрим, какого рода, личностные, групповые и компетентностные
изменения отмечают у себя студенты. Отметим, что замеры делались у членов «успешных»
рабочих команд

Таблица 2. Личностные, групповые и компетентностные изменения, которые отмечают
у себя студенты:

Личностные 
Уверенность в себе

Целеустремленность

Самостоятельность, независимость

Самоуважение

Реальная самооценка

Интерес к себе, к людям, к организации, к социальной жизни


Интерес к управлению, к психологии людей

Индивидуальная ответственность за результат


Психологическая устойчивость

Групповые :

Чувство «локтя», команды

Общие ценности

Взаимосвязанность и сработанность

Психологическая совместимость

Удовлетворенность членством в группе

Желание продолжить проект

Групповая ответственность за результат

Компетентностные:


Желание быть более продуктивными
Навык планирования

Умение искать (требовать) ресурсы

Умение искать возможности и преодолевать трудности

Умение рационально строить работу группы: планировать, делегировать полномочия,
выбирать лучших в своем амплуа, создавать условия для лидеров и исполнителей;

Навык совместного взаимодействия

Умение понимать других

Навык поиска целевого клиента

Умение договариваться и отвечать за свои слова.

Умение рационально строить свое время и переживать стресс

Отметим, что почти 100 процентов ответивших на наши анкеты давали именно такие
ответы.

Выводы:

Наблюдение за студентами показало, что, в подавляющем большинстве случаев они
приняли проект как личностно значимый, переживали за ход его проведения и полученные
результаты. Хотя, следует отметить, что уровень переживания прямо коррелировал
с глубинной личной потребностью тех или иных студентов реализовать его, что проявлялось
в количестве потраченного на проект времени, самостоятельно привлеченных ресурсов,
демонстрируемом заинтересованном отношении.
Таким образом, наше исследование убедительно показало:
- проектный метод обучения студентов – менеджеров, который включает в себя полный
цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки – является органичным
их личностному и профессиональному становлению и росту, способствует резкому
качественному росту интереса к самому себе, окружающим, предмету и инструментам
труда своей будущей управленческой профессии;
- проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные
методы обучения. Возможно, он уступает информационному методу в формировании
понятийных знаний и понятийного профессионального мышления. Однако, в силу своей
особой специфики, т.е. длительного личностного погружения студента в значимую
для себя проблемную совместную деятельность со значимыми другими, давая значительно
большее, чем информационные (или даже – интерактивные, но в рамках аудиторного
времени) понимание контекста, смысла
и мотивов управленческой деятельности, обеспечивает качественный скачок, переход
студентов – менеджеров от одного уровня понимания своей профессии и себя в ней
(поверхностного, начетнического, схоластического, мифологического), к совершенно
другому уровню (глубокому, живому, диалектическому, реальному, творческому).
 
И.Васюков

Приглашаем на нашу страницу www.psymanager.km.ru
Письма присылать по адресу Igor024@rambler.ru.

 


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.chgu
Отписаться

В избранное