Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Записки еретика": либеральный блог о религии и обществе

"Свободомыслие": либерально-религиозный блог

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

Выпуск 58/2009-04-30

Дорогие друзья!

Сегодняшний выпуск выходит в четверг вместо выходнях, поскольку с 1 мая я должна находиться в отъезде, но хочу перед этим завершить публикацию статьи священника Александра Меня об эволюции. Первые части статьи см. в разделе Статьи Александра Меня об эволюции и религии.

Александр Меня. Творение. Эволюция. Человек. (Окончание)

Подобно возникновению жизни, антропогене з был уникальным явлением, и все современное человечество представляет собой один вид /31/. Однако каким образом произошел этот качественный скачок, установить едва ли возможно. По-видимому, эволюция психики не может заполнить пробел между разумом высшего животного и личностным интеллектом человека. Этот шаг, по верному замечанию П. Тейяра де Шардена, "должен был совершиться сразу". "Или надо, - говорит ученый, - сделать мысль невообразимой, отрицая ее психическую трансцендентность относительно инстинкта, или надо решиться допустить, что ее появление произошло между двумя индивидами" /32/. Разумеется, развитие умственной деятельности приматов подготовило среду и условия для этого переворота. Но дух, самосознание личности как таковые - чудо в мире природы, и именно они делают человека человеком. Это особенно ясно видно, если рассмотреть те факторы, которые обычно считают решающими для антропогенеза.

* * *

Согласно одной теории таким фактором явился труд. "Труд создал самого человека" - гласит знаменитая формула Энгельса /33/. Между тем при ближайшем рассмотрении оказывается, что труд в смысле проделывания физической работы свойствен и многим животным. Следовательно, под трудом мы должны понимать сознательную творческую деятельность, и поэтому сознание, то есть духовное начало в человеке, оказывается первичным элементом, предшествующим труду /34/.

"Животное, - утверждает Энгельс, - только пользуется внешней природой и производит в ней изменения в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. Это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду" /35/.

Но здесь возникает порочный круг: ибо если у человека есть свои сознательные "цели", которым служит его труд, то без этих целей нет и настоящего труда. В человеческой созидательной деятельности, как справедливо указывал Маркс, "в конце процесса получается результат, который уже перед процессом труда (Разрядка моя. - А. М.) имелся идеально, то есть в представлении работника". У обезьяны нет сознания, нет "идеальных представлений", как нет у пауков или пчел, которых Маркс противопоставлял архитектору /36/.

То, что специфические особенности человеческого духа превращают работу в труд, - не гипотеза, но очевидный для каждого факт. Ему противопоставляют лишь реконструкции процессов, которые навсегда скрыты в прошлом и которые никто не наблюдал. Быть может, и была когда-то "обратная связь" между мышлением и трудом, но это отнюдь не означает, что труд действительно "создал человека". Известно, что обезьяны иногда изготовляют некое подобие орудий /37/. Изготовляли их и вымершие предки человека. Но где основания считать, что эта орудийная деятельность намного выходит за пределы обычных инстинктивных процессов? Бобры, например, делают плотины, пчелы - соты, птицы не только строят, но даже "украшают" свои гнезда, осьминоги в качестве орудий употребляют камни, но ни в одном из этих случаев не имеет места подлинный труд. Он невозможен без сознания, без человеческого разума /38/.

Выдвигается также гипотеза, что возникновение человека обусловлено его социальной жизнью. Действительно, отдаленные предки человека, по-видимому, жили сообществами, как живут теперь многие современные антропоиды. "Труд, - говорят нам, - вызвал потребность в социальном общении между людьми" /39/. Однако вспомним, что сложная социальная жизнь свойственна и крысам, и попугаям, и гагарам, и многим другим видам высших и низших животных. Но ни у одного из них, хотя они живут сообществами миллионы лет, мы не обнаруживаем созна-дл подобного сознанию человека.

В животном мире можно найти и признаки "альтруизма", который служит сохранению рода. Но, как признают современные исследователи этого явления, альтруизм "принял у человека осознанную (Разрядка моя.- А. М.) форму, явившись основой морали или формируясь в тесной взаимосвязи с ее развитием - этого чисто человеческого свойства" /40/. Разумеется, влияние общества на сознание огромно, но тем не менее именно сознание превращает стадо в общество, делает социальную жизнь осмысленной, а совместный труд - творческим. Без него наши предки недалеко ушли бы от обезьяньих "коммун", населяющих джунгли.

Другая попытка определить специфику человека связана с именем И. П. Павлова, который подходил к психологии с точки зрения физиолога. Он считал решающим в становлении человека "чрезвычайную прибавку к механизму нервной деятельности" /41/ - вторую сигнальную систему, то есть речь и словесное мышление. Но при этом Павлов совершенно обходит вопрос о том, как возникла эта "прибавка". Авторы, развивающие его положения, опять-таки связывают возникновение второй сигнальной системы с коллективным трудом. Но, как мы уже говорили, настоящий человеческий коллектив и целенаправленный труд требуют сознания в качестве своей предпосылки.

Речь облекает сознание в словесные формы, но это вовсе не означает, что оно фатально с ней связано и что сознание возникло из речи. Причинно-следственная связь может осознаваться человеком образно. Более того, самые глубокие моменты духовной жизни человека: переживание своей личности, чувство мистического, красоты и многое другое - зачастую совсем не нуждаются в словах. Духовное начало в человеке настолько же шире речи, насколько интуиция шире формальной логики.

Существует мнение, согласно которому главенствующую роль в формировании человека отводят руке - орудию труда. Однако, как установлено теперь, рука человека - совершенный аппарат не столько по строению, сколько по функциям /42/. Пятипалая конечность сохранилась у целого ряда позвоночных, хотя рукой в полном смысле слова ее не назовешь. Если бы осьминог обладал сознанием, то его гибкие щупальца послужили бы ему не менее совершенным орудием труда. Следовательно, главным здесь является не орган, а его применение, которое, в свою очередь, зависит от сознания.

Есть также теория, утверждающая, что головной мозг как орган сознания и мысли развивался в процессе естественного отбора. Эту точку зрения отстаивал Ч. Дарвин, который полагал, что "разница в уме между человеком и животным, как она ни велика, представляет собой лишь разницу в степени, но не в качестве" /43/.

Согласно дарвиновской теории отбора, в природе происходит непрерывная выбраковка менее приспособленных существ и победа существ более приспособленных. Животные, обладающие полезными для сохранения вида свойствами, например быстротой бега, защитной окраской, высокоразвитым слухом и т. д. побеждают в жизненной борьбе. Благодаря этому в природе в конце концов торжествует целесообразность, так как все нецелесообразное истребляется в процессе естественного отбора.

Мы не будем сейчас говорить о том, что отбор далеко не объясняет сложного механизма эволюции и возникновения самих целесообразных реакций организма. Важно в данном случае то, что в общем и целом отбор - действительно один из существенных факторов в истории жизни на земле. Этот фактор Дарвин попытался применить к проблеме возникновения человека.
Но уже Альфред Уоллес (1823-1913), который развил теорию отбора независимо от Дарвина и одновременно с ним, поставил его трактовку под сомнение.

Уоллес указал, что человеку присущи такие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. "Чувства абстрактной справедливости или любви к ближнему, - писал он, - никогда не могли быть приобретены таким образом (то есть путем отбора), ибо эти чувства несовместимы с законом выживания сильнейшего" /44/. Уоллес доказал далее, что нравственные чувства, как и чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продуктами цивилизации, как думал Дарвин, а, напротив, присущи "дикарям" на самых низших ступенях культуры. Уоллес решительно отверг старое представление об умственной неполноценности так называемых "дикарей". И в этом он получил полную поддержку современной антропологии, так как попытка Фохта Геккеля и других расистов объявить отсталые племена переходной формой между человеком и обезьяной была признана совершенно беспочвенной.

Что же касается настоящего первобытного человека, то теперь известно, что во времена палеолита у него уже существовали и религия, и великолепное искусство.

Если бы антропогенез не выходил за рамки обычных эволюционных закономерностей, итогом его скорее всего было бы существо, похожее не на нас, а на саламандр Карела Чапека, трудолюбивых, рационально мыслящих, коллективно спаянных, но бездуховных, лишенных веры, искусства, фантазии.

Уоллес ставил вопрос: для чего природа наделила первобытного человека такими свойствами, как, например, математические или музыкальные способности? В конце концов он пришел к выводу, что "умственные и нравственные способности... должны были иметь другое происхождение, и для этого происхождения мы можем найти достаточную причину в невидимом духовном мире" /45/. По его словам, "Высшее Разумное Существо давало определенное направление развитию человека, направляло его к специальной цели, точно так же, как человек руководит развитием многих животных и растительных форм".  

* * *

Уоллес считал, что эволюция человека должна была отличаться некоторыми своеобразными чертами. Находки антропологов подтвердили это, показав, что развитие предков человека имело графически вид крутого, почти отвесного подъема; причем эволюция мозга завершается скачкообразным переходом его к высшей ступени организации.

"В настоящее время, - пишет американский антрополог Лорен Эйсли, - мы должны в споре Уоллеса с Дарвином стать на сторону первого. Быстрое исчезновение археологических доказательств существования примитивных орудий по мере нашего углубления в нижнечетвертичную эпоху, наряду с существованием ископаемых человекообезьян, обладающих самыми различными пропорциями тела и по объему мозга мало чем отличающихся от современных обезьян, дает возможность утверждать, что эволюция головного мозга протекала гораздо стремительнее (Разрядка моя. - А. М.), чем предполагали дарвинисты. Ведь тогда нередко высказывалось предположение, что эскимосы являются предками миоценового человека, существовавшего 15 миллионов лет назад. Напротив, по современным гипотезам, человек появился недавно и развивался чрезвычайно быстро. Все говорит за то, что, какова бы ни была природа сил, вызвавших развитие человеческого мозга, появление у всех народов мира одинаковых умственных характеристик не могло быть просто результатом длительного медленного соревнования между отдельными человеческими группами. Существовал некий другой фактор, ускользнувший от пытливого взора науки. Страшное потрясение, испытанное нашими предками при скачке от животного к человеку, все еще гулким эхом раскатывается в глубинах нашего подсознания. Это перевоплощение, вероятно, потребовало от человека быстрого приспособления к среде" /46/.

Та бездна, которая разверзлась тогда между человеком и животным, приводила некоторых к мысли о полной независимости человека от природы. В то же время невозможно представить себе, что человек возник "из ничего". Библия подчеркивает связь его с природным миром, говоря, что тело человека образовано из "праха земного". И действительно, как мы видели, по своему физическому строению человек - дитя земли, сын природы. Начиная со своего эмбриогенеза, он несет на себе явные следы животного происхождения.

Пусть палеонтология еще не обнаружила остатков нашего прямого биологического предка, изучение боковых ветвей развития существ, стоявших очень близко к человеку, в какой-то степени помогает представить тот изумительный ход эволюции, который завершился возникновением на Земле ноосферы*, или сферы разума, как назвал человечество Вернадский.

* От греч. "нус" - разум.

Однако самый решающий момент в превращении животного в человека лежит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться восстановить последовательные ступени в развитии мозга - но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа. Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата, есть, по словам Вл. Соловьева, "необходимый путь к совершенству. Никто же не станет доказывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно согласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, чтобы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрываться сознание и желание совершенства... Капля живой протоплазмы, создание которой потребовало тоже немалых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность человеческого организма, но осуществление этой возможности человеческого организма потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продолжительного" /47/.

До того, как этот вопрос достиг духовного рубежа, мы еще находимся в царстве животных.. Здесь действуют инстинкты и чисто природные законы и факторы. Лишь в тот момент,, когда в существе, обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и духа.

"Прах земной" (как называет Библия психофизическое естество человека) сделался носителем "души живой" (Быт 2, 7).

Задолго до Дарвина и Уоллеса в христианской мысли уже высказывалось такое понимание библейского сказания. В 1816 году митрополит Филарет отмечал важность того, что в Книге Бытия человек создан "не единократным действием, но постепенным образованием" /48/. Св. Серафим Саровский, объясняя текст Библии, говорил: "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному" /49/. А во второй половине прошлого века известный русский подвижник епископ Феофан писал в связи с этим: "Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и из животного стал человек" /50/.

Именно тогда кончается антропогенический процесс и начинается история человечества. Новый обитатель Земли отныне будет жить среди природы подобно пришельцу и подобно властителю. Он может сказать о себе:

Частица целой я Вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Г. Державин

Итак, мы видим, что величественная картина мировой эволюции, увенчанной созданием человека, не только не ослабляет религиозный взгляд на творение, но обогащает его, раскрывая бесконечную сложность становления твари. Библейские "дни творения" предстают теперь перед нами в виде грандиозного потока, который вынес животное - природное существо на уровень миров сверхприродных.

Новости сайта "Каруна":

Российское Библейское общество и целый ряд христианских сайтов и организаций поддержали общероссийскую акцию «Инквизиторам – нет!»

Российское Библейское общество и целый ряд христианских сайтов и организаций поддержали общероссийскую бессрочную акцию «Инквизиторам – нет!», направленную против сектоведов и за сохранение светского государства в России. Как поддержать акцию?

Новости блога "Свободомыслие:

В двух последних выпусках одноимённой рассылки размещены 2 и 3 части моей статьи о библейской критике (1 часть см. Библейская критика - 1)

"... Исследования показали, что библейские тексты являются синтезом нескольких древних источников, имеющих разное географическое и временное происхождение, и что этот синтез был сделан гораздо позднее, чем традиция приписывала написание этих книг легендарным авторам.

Это открытие нанесло существенный удар по примитивным церковным представлениям, рисовавшим создание книг Библии в виде внушения от Бога древним пророкам. Оказалось, что библейские тексты вместе с самой библейской верой прошли долгий путь эволюции.   «Да и вообще в Ветхом Завете нет единой религии, а в нём мы имеем динамическую картину становления монотеизма, проше дшего сложный путь от простых верований кочевников через смутное двоеверие эпохи Судей и первых царей к этическому единобожию пророков. Эта духовная эволюция совершается в рамках гражданской истории Израиля», – пишет священник Александр Мень.

Более того, оказалось, что библейская вера возникает не в вакууме, в котором действует один лишь Бог, дающий людям «истинную» религию, отличную от других, «ложных».  Но что её развитие связано с культурой древних народов. В Библии содержится немало заимствований из более древних обычаев и преданий, многое из того, что описано как данное евреям свыше, наблюдалось так же и у их языческого окружения..."  Читать полностью статью: Библейская критика-2

"Понимание культурно-исторического контекста возникновения библейских текстов существенным образом влияет на интерпретацию Библии. Если представлять библейские тексты написанными под диктовку Святого Духа, то возникает иллюзия абсолютной непогрешимости каждой буквы и каждого слова.  Это, в свою очередь, ведёт к досадным для верующих недоразумениям, когда историческая наука раскрывает те или иные неточности или ошибки в изложении библейской истории, а естественная наука доказывает несоответствие древней библейской картины мира современной научной.  Однако если понимать, что авторами библейских текстов были всё же люди, эта проблема снимается.

Так под влияние научных открытий религиозное сознание постепенно эволюционирует…

… Критика Нового Завета и поиски исторического Иисуса приводили исследователей к самым различным заключениям. Так, Шлейермахер считал Иисуса человеком, пережившим единство с Богом. Штраус был убеждён, что вокруг личности Иисуса создан ореол мифов. Ренан считал, что в Иисусе произошло эволюционное развитие религии.  Ритчл верил, что Иисус совершил подвиг ради того, чтобы люди изменили своё отношение к Богу. Гарнак считал, что евангельский образ Иисуса является плодом субъективного восприятия его учеников. Швейцер утверждал, что все поступки Иисуса были мотивированы его субъективными ожиданиями того, что должно произойти в  будущем. Древс и мифологическая школа, насаждавшаяся впоследствии советской атеистической пропагандой, вообще отрицали историческое существование Иисуса. Однако можно выделить два главных результата всего этого разнообразия поисков исторического образа Иисуса…" Читать полностью статью: Библейская критика-3

Новости блога "Записки еретика"

Николай Митрохин. Следить будут строго

РБО и целый ряд христианских сайтов и организаций поддержали акцию «Инквизиторам – нет!»

Социологи объяснили религиозное непостоянство американцев. Нецерковная Америка

Британский священник на Пасху вместо проповеди проехал по церкви на роликовых коньках

Для фильма «Ангелы и демоны» съемки на площади св. Петра вели «фальшивые туристы»

В Саудовской Аравии резко ограничат возможности женщин посещать спортзалы

Пакистанские талибы убивают христиан за протесты против введения шариата

Британским детям расскажут об однополых браках

В Айове началась регистрация однополых браков

Звезду Болливуда засыпали угрозами после того, как она заявила о поддержке геев и лесбиянок

Геи и лесбиянки вышли на улицы Санкт-Петербурга с заклеенными ртами

Появилась пародия на социальную рекламу противников однополых браков (ВИДЕО)

"Ромео и Джульетта": история лесбийской любви

Реинкарнация - это смена одежды?

Премьер-министром Исландии стала лесбиянка. Теперь - по воле народа

Свободомыслие, вып.26

Свободомыслие, вып.27

Дорогие друзья! Я уезжаю на небольшой срок. В моё отсутствие выпуски рассылки приостановятся и будут продолжены после моего возвращения, вероятно, ближе ко второй половине мая.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии на Форум

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

В избранное