Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Религия. Психология. ЗОЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Человек в поисках Истины
НАШИ ПРОЕКТЫ: "Каруна: путь сострадания и любви" "Записки еретика": либеральный блог о религии и обществе "Свободомыслие": либерально-религиозный блог "Тайны мироздания": научно-популярный проект "Наука и религия": антифундаменталистский проект "Микрокосм": духовно-образовательный проект "Внутри": творческий сайт Александра Грайцера |
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую) Здравомыслие против фундаментализма Выпуск 57/2009-04-25
Дорогие друзья! Мы продолжаем чтение статьи священника Александра Меня об эволюции. Начало см. в разделе: Статьи Александра Меня об эволюции и религии. Одно из замечательных свойств жизни - ее тенденция к совершенствованию и усложнению, которая особенно поражает на фоне мощного регрессивного потока. Этот процесс восхождения Дарвин объяснял исключительно необходимостью для организмов приспосабливаться к окружающим условиям. Однако, с одной стороны, мы видим, что многие животные, обитая в той же самой среде, могут либо претерпевать эволюцию, либо оставаться неизменными. Так, например, некоторые плеченогие, медузы и моллюски просуществовали в водах океана почти без изменения миллионы лет, в то время как обитавшие рядом с ними другие животные (черви, ракообразные, рыбы) непрерывно изменялись. С другой стороны, первые существа, обитавшие в воде, - простейшие микроорганизмы - вряд ли нуждались в дальнейших приспособительных механизмах. Напротив, в процессе эволюции они нередко их теряли. Микроорганизмы типа корненожек (а тем более вирусов) способны переносить сильнейшие охлаждения и высокие температуры; они могут безболезненно пребывать в самых разнообразных средах и сохранять жизнеспособность после сотен лет капсулирования. Они практически бессмертны, так как размножаются делением. Скорость их размножения - самая высокая среди всех других живых существ. Одним словом, наиболее примитивные существа оказываются наиболее приспособленными. Спрашивается, какая же необходимость была у этих существ в эволюционировании? Отмечая эти факты, известный французский биолог П. Леконт де Нуи пишет: "Эволюционирует не тот, кто лучше приспособлен, а, наоборот, тот, кто, являясь менее адаптированным, чем другие, обладает определенной неустойчивостью, которая позволяет ему трансформироваться дальше. Одна-единственная линия... эволюционировала от неустойчивости к устойчивости, чтобы наконец превратиться в человека, который, возможно, наименее адаптирован из всех живых существ и нисходит по прямой линии к формам, которые в силу их менее совершенной адаптации продолжали трансформироваться. "Выживание сильнейшего", придуманное Дарвином, не является фактором эволюции, наоборот, это фактор стагнации, фиксации" /19/. У дарвиновской "борьбы" появляется и свой антипод в виде симбиоза, сообществ, то есть взаимопомощи организмов. Они играют в эволюции прогрессивную роль, которая до сих пор все еще недостаточно оценена /20/. Многие ученые, отвергая и господство случайности, и фатальное давление среды, видят в эволюции целенаправленные потоки особой энергии, ведущие к усовершенствованию /21/. Здесь нет "цели" в узком, конкретном смысле слова, ибо такая цель свойственна только сознанию, но эволюция обнаруживает тенденцию двигаться к тем пределам, где кончаются чисто биологические закономерности и новые сверхприродные законы вступают в свои права. Развитие в сторону сложности, по словам Г. Осборна, "есть творческий процесс создания из генной плазмы новых наследственных признаков. Это есть совершающееся в порядке творение" /22/. Подобно тому как в теле матери эмбрион человека проходит индивидуальный путь развития, так и мировая эволюция ведет через бесчисленные стадии к антропогенезу. После возникновения материальных структур вторым чудом природы стала жизнь, которую Эрвин Шредингер называет "самым прекрасным шедевром, когда-либо достигнутым по линии Господней квантовой механики" /23/. Третьим чудом явился человек. * * * Подведем теперь итог. Мысленно представим себе картину творения путем эволюции в свете веры и свете познания. Откровение говорит нам о сущности и направлении процесса, наука пытается уяснить его конкретное содержание. В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ. Несколько миллиардов лет назад состояние материи было мало похоже на нынешнее. Она являлась, как полагают, сгустком сверхплотного вещества, в котором, как в зародыше, таились энергетические потенции всего будущего мироздания. Что "было вне" этого Первоатома? Ничего, так как и время, и пространство были замкнуты в нем*. Быть может, именно в таком сингулярном виде мир впервые вышел из рук Творца... * В силу этого прошедшее время употреблено нами условно ДА БУДЕТ СВЕТ! Вот в пустоте небытия вспыхнуло пламя материи. Космический взрыв неописуемой силы вывел ее из первичного состояния. Из его центра развернулось пространство как исполинская сфера, в ней пронеслись массы раскаленного вещества, с каждой секундой увеличивая скорость своего полета. Это произошло несколько миллиардов лет назад. Хотя уже тогда космический прогресс стал тормозиться деструктивными силами, потоку, увлекающему Вселенную к смерти, противостали принципы порядка. Элементарные частицы, атомы, молекулы с их поразительной сложностью и гармонией возвестили о начавшемся упорядочении мировых структур. Галактики, звезды, планеты, наша Земля... Сотни миллионов лет проносилась она по предначертанному пути в мировом пространстве, совершая свой неустанный бег вокруг Солнца. Миллионы лет она была безжизненным камнем, затерявшимся в пустынях космоса. Но ее ждала необычайная судьба - стать островом Жизни и очагом Разума. Из всех планет нашей системы только она была по своим условиям как бы подготовлена для этого. Быть может, мы когда-нибудь узнаем, что подобное же произошло и в других галактиках, однако в любом случае ничто не в состоянии умалить величия события, совершившегося на Земле. ДА ПРОИЗВЕДЕТ ВОДА ДУШУ ЖИВУЮ. Тот день, когда в теплых водах первобытного океана появились первые мельчайшие живые существа, стал моментом вторжения в мир новой, невиданной доселе творческой энергии. Жизненный импульс, возникший в потоке природных сил, сделал материю способной к эволюции нового типа. И она начала созидать, как бы томясь в родовых муках, повинуясь властному призыву, влекущему ее вперед. От первичных существ протянулись нити к бесчисленным видам, населившим море, сушу и воздух. Немало прекрасных и чудовищных форм породила буйная сила жизни: по болотам двинулись драконы, увенчанные рогами, шипами, исполинскими гребнями; в небо взмыли гигантские ящеры. Проходило время, и они исчезали: жизнь сметала их с лица земли. На смену им появлялись все новые и новые творения. В мастерской жизни кипела работа. Поднимались непроходимые тропические дебри, полные ароматов, звуков и ослепительных красок, по саваннам неслись необозримые стада слонов, антилоп, диких лошадей... Но как в произведениях художника всегда чувствуется основная тема, основное направление и смысл его творчества, так и в миротворении мы можем различить центральный ствол, столбовую дорогу. Все виды, которые приспосабливались к какому-либо определенному образу жизни, отдалялись от центрального ствола, заходя в тупик в своем развитии. Этот процесс легко проследить хотя бы на примере эволюции конечностей позвоночных. Первые позвоночные животные, вступившие на сушу, обладали пятипалыми конечностями с противопоставленным большим пальцем. У плавающих эти конечности превратились в ласты (водяные ящеры, тюлени, китообразные), у хищных - в лапы с когтями, у летучих мышей - в крылья, у травоядных - в копыта. И только существа, которые на протяжении всех геологических эпох сохранили исходное строение конечностей, избежали узкой специализации. Они-то и положили основание той цепи животных, которая дала начало телесной форме человека /24/. Третий творческий акт потряс мироздание тогда, когда высокоорганизованное существо стало носителем духовной личности и благодаря этому перестало быть животным. Среди диких человекоподобных существ с убегающими лбами и мрачно нависшими надбровными дугами появился Homo Sapiens - Человек Разумный... Это было еще более чудесным переворотом, чем возникновение жизни. Впервые в истории планеты та Сила, которая движет мирами, - космический Разум, скрытый за миром явлений, - отобразилась в личностном, тварном существе. До сих пор мироздание, и мертвое и живое, только слепо-бессознательно следовало по пути эволюции, но с появлением человека Вселенная в его лице стала обладательницей духа, разума, творческого дара, и ей открылся путь высочайшего восхождения. * * * Думается, нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружающей его природы. Можно даже сказать, что расстояние, отделяющее корненожку от орангутанга, меньше, чем расстояние, отдаляющее орангутанга от Гёте. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом отношении человек несомненно принадлежит миру природному и прочно с ним связан. Достаточно указать на то, что он, подобно всем позвоночным, имеет скелет, устроенный по тому же плану, что и у животных, что анатомия и функции мышц, кожного покрова, желез, легких, сердца, печени, кишечника, органов чувств у человека и млекопитающих во всем аналогичны. Так же, как и они, он вскармливает своих детей молоком, так же, как и они, имеет постоянную температуру тела, волосяной покров, ушную раковину; его питание и пищеварение происходит по тем же физиологическим законам. У человека и млекопитающих общая биологическая основа дыхания, размножения, сна. Еще Карл Линней, анализируя структуру человеческого тела, вынужден был отнести человека к отряду приматов. Находки костей ископаемых приматов убедительно показывают, что на Земле некогда обитали существа, очень близкие к человеку по строению, более близкие, чем все сохранившиеся доныне виды (См. приложение 6). И все же человек - это таинственный Незнакомец среди животных. Во всем подобный им, связанный с ними кровным родством, он стал иным; ибо даже такой изумительный аппарат, как его мозг, не столь резко отличается от мозга млекопитающих, как духовная природа человека от психической жизни животных. Успехи современной зоопсихологии делают все более очевидным качественное отличие человеческого мышления от психики животных, которое в свое время недооценил Дарвин. Укажем, в частности, на работы известной исследовательницы Н. Н. Ладыгиной-Котс, которая проделала серию ценных наблюдений, сравнивая поведение ребенка с поведением детеныша шимпанзе. "К концу исследования, - писала она, - оказывается, что мост, который я старалась перекинуть через психическую бездну, разделяющую шимпанзе и человека, затрещал". В экспериментах с макакой она установила, что способность обезьяны к интеллектуальному развитию "чрезвычайно тупо-узко-специально ограничена по сфере и масштабу своего выявления" /25/. Правда, в аналогичных опытах Келер и Иеркс пытались доказать, что шимпанзе и другие антропоиды обладают мышлением, качественно однородным с человеческим /26/. Но эта позиция встретила серьезную критику не только со стороны Ладыгиной-Котс, но и со стороны И. П. Павлова, который доказал близость обезьяньего интеллекта к интеллекту собаки. Касаясь "неудач" обезьян во время опытов, Павлов писал: "Надо думать, что к решению той же задачи человек приходит потому, что имеет общее понятие (Разрядка моя. - А. М.) о форме, а у обезьян этого, очевидно, нет. Обезьяна каждый день начинает снова" /27/. Работая со старожилом московского зоопарка шимпанзе Парисом, Ладыгина-Котс обратила особое внимание на орудийную деятельность обезьяны. Эти опыты еще раз подтвердили "отсутствие у шимпанзе способности к установлению причинно-следственных смысловых связей" /28/. Замечательно, что в результате опытов среди черт, отмеченных в качестве специфически человеческих, были выделены воображение, чувство юмора, стремление к творчеству (рисование). Русский зоолог Д. Н. Кашкаров совершенно справедливо подчеркивает, что "разум есть исключительное свойство человека; разум отличает его от животных. Поэтому совершенно ошибочны представлекия о животных, допускающие у них способность к рассуждениям. У животных не может быть сознания личности с ее постоянным интересом к себе, к другим и к организованному обществу" /29/. Древние недаром называли человека микрокосмом. Его конструкция как бы представляет собой высочайший плод эволюции, вместилище всего многообразия физических, химических и биологических процессов. Но он есть микрокосм еще и потому, что обладает духовным началом, которое может отображать и познавать вселенную. "Одна только возможность спросить себя: имеет ли человек душу? - тем самым доказывает ее существование, так как душа есть не что иное, как это типично человеческое средоточие, обращенное к бесконечности мира, способное чувствовать себя в какой-то мере независимым от него, могущее смотреть на себя со стороны, ставя подобные вопросы", - справедливо замечает один из современных богословов Жан Обер /30/. Психическая деятельность животного главным образом отражает запросы его тела: питания, размножения, самосохранения. Нелепо отрицать, что это свойственно и человеческой психике. Но есть в существе человека нечто находящееся в глубоком несоответствии с жизнью тела и даже идущее вразрез с важнейшими физическими потребностями. Человек не только способен подняться выше абсолютной зависимости от этих потребностей, но именно в этом освобождении, в этой власти над собственной психофизической природой заключена основа истинно человеческого. В известном смысле можно даже сказать, что человек становится самим собой только при обуздании своей психофизической природы и господстве над ней. Сознательный героизм, бескорыстная жажда знания, переживание прекрасного, чувство благоговения и чувство юмора - все эти проявления внутренней жизни человека стоят выше его природной сферы. Следовательно, именно одухотворенность создает человека как такового, и благодаря этому мы можем определить его как "животное, наделенное духовным началом". Подобно возникновению жизни, антропогенез был уникальным явлением, и все современное человечество представляет собой один вид /31/. Однако каким образом произошел этот качественный скачок, установить едва ли возможно. По-видимому, эволюция психики не может заполнить пробел между разумом высшего животного и личностным интеллектом человека. Этот шаг, по верному замечанию П. Тейяра де Шардена, "должен был совершиться сразу". "Или надо, - говорит ученый, - сделать мысль невообразимой, отрицая ее психическую трансцендентность относительно инстинкта, или надо решиться допустить, что ее появление произошло между двумя индивидами" /32/. Разумеется, развитие умственной деятельности приматов подготовило среду и условия для этого переворота. Но дух, самосознание личности как таковые - чудо в мире природы, и именно они делают человека человеком. Это особенно ясно видно, если рассмотреть те факторы, которые обычно считают решающими для антропогенеза. Продолжение следует... Новости блога "Свободомыслие: Некоторое время назад мы открыли новый блог "Свободомыслие" для публикаций там материалов одноимённой рассылки. Так же эти материалы будут добавляться и в блог "Записки еретика" (после каждого очередного выпуска рассылки). В других же двух наших рассылках мы будем сообщать темы выпусков для тех, кто не подписался, и ссылки для ознакомления желающими. Из Выпуска 24/2009-04-20 Дорогие друзья! Сегодня мы приступаем к постепенному разбору всех тех вопросов, которые были указаны в новом описании нашей рассылки, а так же высланы нашим подписчикам в качестве анонса. Перво-наперво мне хочется сказать о том, что подавляющее большинство всевозможных «каверзных» вопросов о религии, в частности, христианства, связаны с интерпретацией или пониманием священных книг, пользующихся особенным авторитетом у верующих. Атеистическая критика религии так же, как правило, сводится к критике священных книг. Одним из примеров такой атеистической критики является книга И.А. Крывелева под названием Книга о Библии. Книгой этой заполонён весь Интернет, хотя и написана она в советскую эпоху, в 60-е годы. Книга эта отнюдь не глупая. Книга эта является, можно сказать, образцовой иллюстрацией того, как атеисты в поисках истины отбрасывали примитивные стереотипы веры. Вообще примитивные стереотипы свойственны религиозному фундаментализму, который является прямой дорогой к атеизму и неверию для многих мыслящих людей. Но не учитывают атеисты того факта, что другая часть мыслящих людей, отталкиваясь от примитива, переинтерпретирует религию, и религиозное сознание верующих таким образом подвергается определённой эволюции. И если для фундаменталистов и консерваторов подобная эволюция суть ересь, то для человека думающего она является прогрессом в постижении непостижимых (или труднопостижимых) тайн Божиих. Мы же, со своей стороны, будем стремиться подвергать критике именно основы религиозного фундаментализма, в частности, исходя из библейской критики. Библейская критика будет особенно важна для нас в поисках ответов на объявленные в описании рассылки и в её анонсе вопросов. В нашей рассылке мы будем стараться рассматривать некоторые из таких новых интерпретаций религии, новых взглядов и идей, преимущественно на примере христианской культуры. Я планирую, если, конечно, не помешают непредвиденные обстоятельства, публиковать в нашей рассылке некоторые свои, а так же и чужие, статьи. В частности, я собираюсь предложить вашему вниманию книгу Джона Робинсона «Быть честным перед Богом». В этом выпуске я хочу начать публикацию своей собственной статьи о библейской критике, а так же Предисловие к книге Джона Робинсона «Быть честным перед Богом». Читать далее в блоге: Начало книги Дж. Робинсона “Быть честным перед Богом” и Библейская критика - 1 Новости сайта "Каруна": в раздел "Либерализм и религия" добавлена статья: Андрей Бессмертный-Анзимиров. Взаимное обещание Новости блога "Записки еретика": Шотландия. Суд оштрафовал женщину за гомофобию в адрес собственного сына Армяне всего мира поминули жертвы геноцида 1915 года Британские психиатры осудили попытки перевоспитать гомосексуалистов Бритни Спирс поддерживает однополые браки Михаил Ситников. Антикультистский «госсовет» под крышей Минюста РФ Потомок Гитлера в Израиле: «Я еврей, преподаю Талмуд» В штате Колорадо впервые вынесен приговор по делу о преступлении из ненависти к ЛГБТ Законодатели Коннектикута легализовали гей-браки Во время гей-прайда в Молдавии будет проведена религиозная церимония Гомофобные изуверства: иракским геям заклеивают анальные проходы Актриса Шарлиз Терон сравнила запрет гей-браков с апартеидом В Сенегале освобождены ВИЧ-активисты, ранее приговоренные за гомосексуальность Переговоры с лефевристами Ватикан будет проводить тайно "Мыльная опера" президента Парагвая Отказ в выдаче визы Далай-ламе нарушает права российских буддистов, считает сенатор Нарусова Геи и лесбиянки планируют провести акцию против "дискриминации по признаку сексуальной ориентации" Выступление дочери экс-кандидата в президенты от республиканцев перед гомосексуалами Парламент Венгрии узаконил партнерства однополых пар Новый роман Дэна Брауна выйдет в сентябре Израиль привлечет геев к борьбе с Ираном Ватикан выслушал речь иранского президента и назвал ее «экстремистской» Женщина-епископ Маргот Кессман призывает пересмотреть протестантскую трудовую этику Королева Англии Елизавета II отмечает 83-летие «Братья-Мусульмане» призывают Бенедикта XVI извиниться Милиция задержала Митрополита РПАЦ Валентина при входе в храм в Страстную Пятницу «Бог плачет»: фильм об о. Георгии Чистякове и его служении тяжело больным детям В Израиле проходят мероприятия Дня памяти жертв Холокоста (21 апреля) В Германии помянули жертв концлагеря Заксенхаузен, в котором были замучены 600 геев Советник бывшего кандидата в президента США Джона Маккейна поддержал гей-браки Московское отделение "Армии спасения" перерегистрировано после 10 лет отказов До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! Вы можете оставлять свои комментарии на Форум Вы можете написать нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер |
В избранное | ||